Роль национально-освободительного движения для польской культуры XIX века. Предшественники Шопена и Монюшко.
Ни в одной стране Западной Европы, даже в Италии, национально-освободительная борьба не определила в такой огромной степени развитие национального искусства, как в Польше XIX века.
В 90-х годах XVIII столетия в результате трех разделов Польши, осуществленных Пруссией, Австрией и Россией (1772, 1793, 1795), Польша как государство перестала существовать. Польский народ попал под иноземное иго, испытывая жесточайшее национальное угнетение. Непрерывные революционные вспышки потрясали Польшу.
Условия национально-освободительного движения были таковы, что даже представители дворянства оказывались в революционном лагере. И, однако, именно отрыв польской революционной шляхты от народа обусловил беспочвенность движений польских патриотов. Первая половина XIX века в Польше проходила не только под знаменем национально-освободительного движения, но и сопровождалась ростом крестьянских восстаний. Это переплетение национальной и социальной борьбы придает общественной атмосфера Польши XIX века особенную остроту, сложность и обреченность.
Все три крупных польских восстания XIX века — первое в 1830—1831 годах, второе — в 1846 году и, наконец, особенно тяжелое, третье,— в 1863-м — завершались трагическими неудачами. Огромные потери жизней не только не влекли за собой желаемого освобождения, но, наоборот, приводили к беспощадным разгромам, к еще более ожесточенной и мрачной реакции, выражавшейся в массовых репрессиях и ссылках и в подавлении всех центров национальной консолидации.
В условиях разгромленного государства и беспощадно подавляемых движений за национальную независимость польский народ мог проявить себя как единое целое только через сохранение национальной культуры. Патриотические силы были разгромлены (как, например, в Вильно после восстания 30-го года), но духовная деятельность польского народа не могла быть подавлена. Движение поляков за культурное самоутверждение (частично оно осуществлялось за границей) было осознанным, целенаправленным, подчеркнуто патриотичным.
Так, в 1800 году в Польше было организовано «Общество друзей науки». С его деятельностью связано создание шеститомного «Словаря польского языка» С. Б. Линде (1807—1847), «Истории польской литературы» Феликса Бентковского (1847), «Словаря польских поэтов Михаила Юшиньского (1821) и других подобных трудов. Громадная роль в воспитании патриотических чувств народа принадлежит «Историческим песням» Немцевича (изданным в 1816 году), примыкающим по стилю к балладам и воссоздающим картины былого величия Польши. Множество польских музыкантов, как любителей, так и профессиналов, сочиняло впоследствии музыку к этим песням.
Проявился обостренный интерес к народному искусству (как известно, и Мицкевич, и Шопен записывали польский фольклор). Монументальный труд основоположника польской этнографии О. Кольберга «Народ... его обычаи, образ жизни, язык, предания, пословицы, образы, заклинания, игры, песни, музыка и танцы» (1865—1890) появился как бы на гребне патриотической волны за культурное самоутверждение. Расцвет польской литературы и музыки в первой половине XIX века неразрывно связан с этим широчайшим патриотическим движением. Революционный романтизм Мицкевича и Словацкого в литературе, Шопена и Монюшко в музыке немыслим в отрыве от тех настроений воинственного протеста и веры в национальную независимость, которые пронизывают общественную атмосферу Польши рассматриваемого периода.
Творчество Шопена, первого польского композитора мирового значения, было подготовлено деятельностью множества предшественников. Целое поколение польских композиторов, творивших как в оперной, так и в инструментальной сфере, постепенно подготавливало то слияние национально-самобытного начала с традициями высокоразвитой профессиональной музыки, которое, с одной стороны, с таким блеском, оригинальностью и убедительностью осуществилось в инструментальном искусстве Шопена, а с другой — в оперной и романсной музыке Монюшко.
Михаил Огиньский (1765—1833), творивший исключительно в русле «домашней», салонной музыки, создал ряд революционно-освободительных песен и более двадцати полонезов, завоевавших мировое признание. Прямой предшественник Шопена, он превратил полонез из бытового танца в художественный поэтический жанр.
В 1765 году в Варшаве был открыт Национальный театр, с которым связано развитие национального оперного искусства. Первые польские оперы принадлежат М. Каменьскому («Осчастливленная нищета», 1778) и Я. Стефани, постановка оперы которого «Краковяки и горцы» в 1794 году явилась важным этапом в истории польского оперного искусства. Большое значение в развитии польского музыкального театра первой половины XIX века имела деятельность Эльснера и Курпиньского.
Иосиф Эльснер (1769—1854) — общественный деятель, первый директор консерватории в Варшаве, основанной в 1821 году, выдающийся педагог, воспитавший несколько поколений польских музыкантов, был также и видным композитором. Мысль о создании национальной оперы находилась в центре его творческих интересов. (На этот путь он безнадежно пытался направить своего гениального ученика Шопена). Некоторые оперы Эльснера — «Лешек Белый», «Король Локетек», «Ягелло в Тенчине» —написаны на сюжеты из польской истории.
Кароль Курпиньский (1785—1857), создавший свыше двадцати опер и мелодрам, в известной мере предвосхитил Монюшко в разработке национально-самобытного интонационного склада. Сюжеты его опер заимствованы из польской истории, из легендарного прошлого его родины, из народно-бытовой сферы. В лучших его произведениях — «Ядвига», «Новые краковяки» — ощутимы интонации польской песенности. Однако этот национальный элемент часто оттеснялся итальянизмами. Отсутствие последовательности в эстетических взглядах — одна из причин, помешавших Курпиньскому разработать национальный стиль в музыкальном театре.
В камерно-инструментальной и симфонической музыке путь к национальной школе прокладывали Ф. Лессель (1780—1838), выдающаяся пианистка М. Шимановская (1789—1831), Р. Яневич (1762—1848), Я. Клечиньский (1756—1828) и др.
Блестящего расцвета достигла в XIX веке и польская исполнительская культура. Деятельность скрипачей К. Липиньского (1790—1861), Ап. Контского (1825—1879), основавшего в 1861 году в Варшаве музыкальный институт, Г. Венявского (1835— 1880), пианистов Ан. Контского (1817—1899), уже упоминавшейся М. Шимановской и многих других, получившая мировое признание, свидетельствует о том, что искусство Шопена и Монюшко было подготовлено разветвленной и высокоразвитой музыкальной жизнью Польши на рубеже XVIII и XIX столетий, что их творчество вобрало в себя, одновременно с богатством народной и бытовой музыки Польши, ее высокий музыкальный профессионализм, блестящие традиции концертной и оперной жизни.
В. Конен
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 3, 1972 г.
Список литературы:
• Шопен Ф. Письма. М., 1964.
• Белза И Ф. Фридерик Францишек Шопен, М., 1960.
• Асафьев Б. В. Шопен. М., 1922.
• Кремлев Ю. Фридерик Шопен. М., 1960.
• Лейхтентритт Г. Шопен. М., 1930.
• Лист Ф.Ф. Шопен. М., 1956.
• Мазель Л. Исследования о Шопене. М., 1971.
• Пасхалов В. Шопен и польская народная музыка. М., 1949.
• Соловцов А. А. Фридерик Шопен. М. 1960.
• Тюлин Ю. О программности в произведениях Шопена. M., 1968.
• Фридерик Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов. Под ред. В. Эдельмана. М., 1960.
• Шопен, каким мы его слышим. Сб. статей под ред. С. М. Хентовой. М., 1970.
• Abraham G. Chopin’s musical style. London, 1960.
• Bronarski L. Etudes sur Chopin, vol. 1-2. Lausanne, 1944/46.
• Ganche Е. Frédéric Chopin. Paris, 1937.
• Неdlеу А.Chopin. London, 1953.
• Huneker T. Chopin. London, 1901; Lwow – Poznan, 1922.
• Niecks F. Chopin als Mensch und als Musiker. Leipzig, 1890.
• Корев С. «Галька» С. Монюшко (путеводитель). М, 1961.
• Рудзиньский В. Монюшко. М., 1960.
• Станислав Монюшко. Сборник статей под ред. И. Бэлзы. М.-Л., 1952.
• Jachimecki Z. Moniuszko. Warsz., 1923.