Станислав Монюшко

Stanisław Moniuszko

Дата рождения
05.05.1819
Дата смерти
04.06.1872
Профессия
Страна
Польша

Станислав Монюшко (Stanisław Moniuszko)

Выдающийся польский композитор С. Монюшко — создатель национальной классической оперы и камерной вокальной лирики. Его творчество впитало в себя характерные черты народной музыки поляков, украинцев и белорусов. С детства Монюшко имел возможность познакомиться с крестьянским фольклором славянских народов. Его родители любили искусство, обладали различными художественными талантами. Мать учила мальчика музыке, отец был художником-любителем. Часто устраивались домашние спектакли, и любовь к театру, зародившаяся у Станислава с детства, прошла через всю его жизнь.

В 8 лет Монюшко отправился в Варшаву — начинаются годы учения. Он берет уроки у органиста и пианиста А. Фрейера. В 1830 г. Станислав переезжает в Минск, там поступает в гимназию и занимается композицией с Д. Стефановичем и под его влиянием окончательно решает избрать музыку своей профессией.

Свое музыкальное образование Монюшко завершает в Берлине, в Певческой академии (1837-40). Он осваивает работу с хором и оркестром, получает более полное представление о музыкальной (прежде всего оперной) культуре Европы. В эти годы появляются первые самостоятельные произведения: месса, 2 струнных квартета, Три песни на ст. А. Мицкевича, музыка к спектаклям. В 1840-58 гг. Монюшко живет в Вильно (Вильнюс). Здесь, вдали от крупных музыкальных центров раскрывается его разносторонний талант. Он работает органистом костела Св. Яна (с этим связано сочинение органных «Песен нашего костела»), выступает как дирижер в симфонических концертах и в оперном театре, пишет статьи, дает уроки игры на фортепиано. В числе его учеников — русский композитор Ц. Кюи, один из участников «Могучей кучки». Несмотря на значительные материальные трудности, Монюшко занимался с ним бесплатно. Индивидуальность композитора раньше всего проявилась в жанрах песни и романса. В 1841 г. выходит первый Песенник Монюшко (всего их 12). Песни, созданные в Вильно, во многом подготовили стиль его будущих опер.

Высшее достижение творчества Монюшко — опера «Галька». Это трагическая история о молодой крестьянской девушке, обманутой знатным барином. Искренность и теплота музыки, мелодическое богатство сделали эту оперу особенно популярной и любимой поляками. «Галька» была поставлена в Вильно в 1848 г. Ее успех сразу принес известность провинциальному органисту. Но только спустя 10 лет опера в новой, значительно усовершенствованной редакции была поставлена в Варшаве. Дата этой постановки (1 января 1858г.) считается рождением польской классической оперы.

В 1858 г. Монюшко совершил заграничную поездку по Германии, Франции, Чехии (будучи в Веймаре, он посетил Ф. Листа). Тогда же композитора приглашают на должность главного дирижера театра Бельки (Варшава), которую он занимает до конца своих дней. Кроме этого Монюшко — профессор в Музыкальном институте (1864-72), там он ведет классы композиции, гармонии и контрапункта (среди его учеников — композитор З. Носковский). Монюшко также автор Школы игры на фортепиано и учебника гармонии.

Частые выступления с авторскими концертами в Петербурге сблизили Монюшко с русскими композиторами — он был другом М. Глияки и А. Даргомыжского. Лучшее из созданного Монюшко связано прежде всего с теми жанрами, которые не были затронуты великим польским классиком Ф. Шопеном или не получили у него значительного развития, — с оперой и песней. Монюшко создал 15 опер. Кроме «Гальки», к лучшим его произведениям относится «Зачарованный замок» («Страшный двор» — 1865). Монюшко не раз обращался к комической опере («Явнута», «Сплавщик леса»), к балету (в т. ч. «Монте-Кристо»), оперетте, музыке к театральным постановкам («Гамлет» В. Шекспира, «Разбойники» Ф. Шиллера, водевили А. Фредро). Постоянно привлекает композитора и жанр кантаты («Мильда», «Ниола»). В поздние годы были созданы 3 кантаты на слова А. Мицкевича: «Призраки» (по драматической поэме «Дзяды»), «Крымские сонеты» и «Пани Твардовская». Монюшко внес национальный элемент и в церковную музыку (6 месс, 4 «Остробрамские литании»), положил начало польскому симфонизму (программные увертюры «Сказка», «Каин» и др.). Композитор писал и фортепианную музыку, предназначенную в основном для домашнего музицирования: полонезы, мазурки, вальсы, 2 тетради пьес «Безделушки».

Но особенно важным наряду с оперным творчеством было сочинение песен (ок. 400), которые композитор объединял в сборники — «Домашние песенники». Их название говорит само за себя: это музыка повседневного быта, созданная в расчете не только на профессионалов, но и любителей музыки. «Я не создаю ничего нового. Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения». В этих словах Монюшко раскрывается секрет удивительной «общительности» его музыки.

К. Зенкин


Сочинения:

оперы — Идеал (Ideal, 1841), Карманьола (Каrmaniol, 1840), Желтый чепец (Zуlta szlafmyca, ок. 1842), Чудесная вода (Woda cudowna, 1840-е гг), Сельская идиллия (Sielanka, 1843, исп. 1852), Галька (1-я ред., 1848, Вильнюс, 2-я ред., 1858, Варшава), Бетли (комич., 1852), Сплавщик леса (Flis, комич. опера, 1858), Графиня (Hrabina, комич., 1860), Честное слово (Verbum nobile, 1861), Зачарованный замок (Страшный двор; Straszny dwуr, 1865), Пария (Раriа, 1869); оперетты — Лотерея (Loteria, 1843, Минск; 1846, Варшава), Рекрутский набор (Pobуr rekrutуw, 1842), Борьба музыкантов (Walka muzykуw, 1840-е гг.), Явнута, или Цыгане (1-я ред. под назв. Цыгане — Cyganie, 1850, пост. 1852, Вильнюс; 2-я ред. под назв. Явнута, 1860, Варшава), Беата (мелодрама, 1872, Варшава); балеты — Монте Кристо (1866), На постое (Na kwaterunku, 1868), Проделки сатаны (Figle szatana, 1870); балетная музыка к операм О. Николаи Виндзорские проказницы и Д. Обера Бронзовый конь; для оркестра — увертюры Сказка (Зимняя сказка; Bajka, Conte d’hiver, 1848), Каин, или Смерть Авеля (1856), Военная увертюра, или Возлюбленная гетмана (Uwertura wojenna albo Kochanka hetmanska, 1857), Концертный полонез (Polonez koncertowy); для голосов с оркестром — кантаты Мильда (1848), Ниола (1852), Крумине (не оконч., 1852) — на сл. Ю. Крашевского, Мадонна (1856), Призраки (Widma, 1865), Крымские сонеты (Sonety krymskie, 1868), Пани Твардовская (1869), 6 месс (в т. ч. Петровинская), 4 Остробрамские литании (Litanie ostrobramskie, 1843-55); камерно-инструментальные ансамбли — 2 струн. квартета (до 1840); для фортепиано (ок. 50 пьес) — Безделушки (Fraszki, 2 тетради пьес, 1843), 6 полонезов, вальсы, мазурки; для органа — Песни нашего костёла (Piesni naszego kosciola), хоры, вок. ансамбли; для голоса с фортепиано — св. 400 песен; музыка к спектаклям драматического театра — к водевилям: А. Фредро «Ночлег в Апеннинах» (1839), «Новый Дон Кихот, или Сто безумств» (1842, пост. 1923), к пост. «Гамлета» и «Венецианского купца» Шекспира, «Разбойников» Шиллера, «Карпатских горцев» Коженевского, «Лилли Венеды» Ю. Словацкого.

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама