Варшава музыкальная

Категории словаря

Варшава (Warszawa) — столица, центр музыкальной культуры Польши.

Первые сведения о музыкальной жизни Варшавы датируются 14 в.: в 1338 в Варшаве в костёле Иоанна Крестителя мальчики обучались церковному пению, с 1454 существовали «скриптории», где копировались ноты церк. песнопений; к 1462 относятся первые упоминания органов и колоколов. Музыку изучали монахи в монастыре бенедиктинцев (с кон. 14 в.). Здесь была создана Ладиславом из Гельнева (ум. в 1505) «Христова псалтырь» (1488), в мелодиях к-рой ощущаются нар. интонации, заимствованные из песен, проникавших в город из сельских мест. Муз. представлениями сопровождались разл. придв. торжества (в 1578 пост. с музыкой пьеса «Изгнание греческих послов» Я. Кохановского, исполнена кантата К. Клабона для голоса и лютни и др. произв.).

К 16 в. относятся упоминания о музыкантах из гор. мещан — трубачах, волынщиках (особенно популярны), фаготистах и др. (т. н. «громкая музыка»), к-рые обслуживали семейные торжества горожан; среди придв. музыкантов были флейтисты, арфисты, лютнисты и др. (т. н. «тихая музыка»).

Сведения о муз. жизни Варшавы 17 в. содержатся в поэме придв. музыканта и архитектора А. Яжембского «Столбовая дорога, или Описание Варшавы». В 16–17 вв. в придв. певч. капелле работали видные итал. музыканты: Л. Маренцио, А.Стабиле, А. Пачелли, М. Скакки и др. Исполнялись многогол. хоры и оперы (гл. обр. на мифологич. сюжеты) — «Галатея» С. Орланди, «Освобождение Руджера» Ф. Каччини (1628), «Королевская слава» (1633) польск. комп. П. Элерта; для их пост. приглашались солисты из разных стран (дирижировал в течение 30 лет М. Скакки, затем — польские комп. Б. Пенкель и Я. Ружицкий).

Развитие муз. жизни Варшавы было прервано в 1655 нашествием шведов и возобновилось лишь в конце 17 в. В 1691–95 вновь ставились итал. оперы, исполнялись оратории и кантаты, в т. ч. «Слушайте, смертные» («Audite Mortales») Б. Пенкеля (уже в сер. 17 в. большинство придв. капеллы составляли поляки). Деятельность капеллы в В. прекратилась в 1697, когда король Август II, князь саксонский, перевёл ее в Дрезден. Историч. условия не способствовали развитию муз. жизни В. в этот период.

В 1700 в Варшаве была организована постоянная придв. оперно-балетная труппа; с 1702 начала выступать итал., в 1708 — франц. оперные труппы. В 1724 открылся спец. зал для пост. оперных спектаклей — «Операльния», где под рук. польск. дирижёров давались также бесплатные публичные представления для шляхты и горожан.

В нач. 18 в. в Варшаве наряду с многочисл. церковными вок.-инстр. ансамблями получили распространение капеллы при дворах светских и церк. магнатов — Чарторыских, Радзивиллов, Огиньских и др., а также Виельгорских, епископа А. Казановского, с к-рыми были связаны наиболее известные композиторы Варшавы, в т. ч. Д. Фершевич и П. Космовский. В концертах придв. иностранных капелл исполнялась танц. музыка, а также партиты, пасторали, с сер. 18 в. — симфонии композиторов мангеймской школы и первые симфонии польских композиторов; оперы и балеты ставились труппами итал. артистов (в т. ч. оперы И. А. Хассе, 1754–63) и специально обученных польских крепостных музыкантов.

Муз. образование получали в монастырях, содержавших муз. школы для детей шляхты, а также в Коллегии для знати (Collegium Nobilium).

При короле Станиславе Августе Понятовском, меценате и любителе театра, Варшава становится крупным театр. и муз. центром. Возобновляется деятельность корол. капеллы, в к-рой работали выдающиеся польские и иностранные музыканты — Ф. Яневич, Я. Стефани, Г. Пуньяни, И. М. Ярнович и др. В замке и парке Лазенки для горожан давались т. н. «садовые» концерты. В 1765 открылся новый нац. оперный Большой т-р («Т-р Вельки»), в к-ром с 1778 выступали польские артисты (в операх польских композиторов). Первая польская опера-зингшпиль — «Осчастливленная нищета» («Nedza uszczesliwiona», 1778) M. Каменьского; поставлены также оперы др. польск. композиторов на сюжеты из жизни польск. крестьянства (с широким использованием нар. песен и танцев), среди них «Краковцы и горцы, или Мнимое чудо» («Cud mniemany, czyli Krakowiacy i Gуrale», пост. 1794) Я. Стефани; ставились также оперы К. В. Глюка, Дж. П. Перголези, Й. Гайдна, А. Э. Гретри и др. зап.-европейских композиторов.

В конце 18 в. в Варшаве работали 2 муз. школы, «Рыцарская школа», «Главная школа» (ун-т), неск. монастырских и ок. 100 пансионов для детей шляхты. Входит в моду домашнее музицирование (наряду с франц. пасторалями и итал. ариеттами исполнялись патриотич. полонезы для фп. М. К. Огиньского и др.); в домах мещан становится популярной игра на гитаре, появляются виртуозы-гитаристы — М. К. Соколовский, С. Щепановский, Я. Н. Бобрович и др. К этому времени открываются первые нотные магазины, гравёрные мастерские (нотная мастерская Я. Энгля), мастерские муз. инструментов, в т. ч. органостроителя В. Вежбовского. В 1821 в В. начал издаваться первый польский муз. журн. «Tygodnik muzyczny» (выходил всего один год).

Значение центра польск. муз. культуры Варшава сохранила и после раздела Польши в 1795. В нач. 19 в. здесь работали крупнейшие польск. музыканты — Ю. Эльснер, Ю. Стефани, Й. Крогульский, К. Курпиньский, И. Ф. Добжиньский, О. Кольберг и др., концертировали Н. Паганини, И. Гуммель, А. Каталани, К. Липиньский, юный Ф. Шопен.

Концерты давались в Нац. т-ре в Солтыковском дворце, в Нар. т-ре, Купеческом собрании, позднее в Главной муз. школе, а также в «Т-ре Вельки» — центре муз. жизни В. в 1-й пол. 19 в. В 1799–1824 его директором был Ю. Эльснер (с 1810 совм. с ним т-ром руководил К. Курпиньский). В 1833 открылось новое здание Большого т-ра, в к-ром наряду с произв. мировой оперной классики ставились польск. нац. оперы К. Курпиньского, Я. Стефани, С. Монюшко и др. Эльснер сыграл большую роль в развитии муз. образования В. В 1814 он организовал при Драматич. школе муз. отделение (в 1816 школа преобразована в Школу муз. и драм. иск-ва, с 1818 — в Обществ. школу элементарной музыки).

В 1821 на базе ф-та изящных иск-в ун-та по инициативе Эльснера создаётся Ин-т музыки и декламации с отд. композиции, дирижирования и др. В этом же году ин-т получил назв. консерватории. После восстания 1831 рус. властями консерватория была закрыта. Лишь через 30 лет открылся Варшавский муз. ин-т, основателем и первым директором к-рого был Ап. Контский (1861–79). В ин-те преподавали С. Монюшко, И. Ф. Добжиньский, Ю. Сикорский, И. Новаковский, на рубеже 19–20 вв. — И. Падеревский, С. Барцевич, А. Зажицкий, В. Желеньский, З. Носковский и др. Среднее муз. образование осуществлялось в школе пения при «Т-ре Вельки» (с 1835), в муз. школах при Ин-те слепых (с 1841) и Муз. об-ве (с 1806–1807).

В Варшаве работали муз. об-ва: Друзей религиозной нац. музыки (1815–19), Любителей музыки (с 1817), Об-во Купеч. собрания (с 1820). При этих об-вах существовали многочисл. любит. хоры, гл. обр. церковные, а также рабочие, молодёжные.

Во 2-й пол. 19 в. в Варшаве выступали бр. Ан. и Ап. Контские, Г. и Ю. Венявские, Н. Янота, позднее — И. Падеревский, А. Михаловский, С. Барцевич и др., в качестве дирижёра выступал П. И. Чайковский. Постоянного симф. оркестра в В. не удалось создать. Первые попытки организации постоянного оркестра относятся к 1806. Оркестры, созданные И. Добжиньским (1856) и Носковским (1881), из-за экономич. трудностей вскоре распались. В течение летних сезонов 1857–58 в В. гастролировал симф. оркестр под рук. Б. Бильзе, игравший в т. н. Швейцарской долине, где выступал также оперный оркестр. С 1870 работало Варшавское муз. об-во, имевшее свой любит. оркестр, муз. школу, муз. б-ку и архив. Им руководили Ю. Венявский, А. Зажицкий, В. Желеньский, З. Носковский, позднее М. Карлович и др. С В. связана композиторская, дирижёрская и педагогич. деятельность С. Монюшко (в 1858–72).

Во 2-й пол. 19 в. сфера муз. жизни Варшавы расширяется: появляются многочисл. любит. хоры, рабочие певч. об-ва («Лютня», «Лира», «Арфа» и др.), выходят новые журн.: «Pamietnik Muzyczny Warszawski» (1835–36), «Ruch Muzyczny» (с 1857), «Echo Muzyczne i Teatralne» (осн. в 1861, продолжал выходить под разными назв. до 1907) и др. В В. работали муз. изд-ва: Й. Клюковского (1817–50), А. Бжезины (1822–31), Г. Сеннефельда, К. Л. Магнуса, Ф. Списса, Гебетнера и Вольфа (1857–1950), Ф. Хёсика (1865–1940), М. Арцта (1887–1951); мн. изд-ва имели собств. нотные магазины. Развивается муз. промышленность (фп. и орг. фабрики, мастерские струн. и дух. инстр.); важнейшие фирмы — Малецкого, Кралля, Гофера.

На рубеже 19–20 вв. в Варшаве возникает музыкальная группа «Молодая Польша», сыгравшая важную роль в утверждении польского нац. иск-ва. Для его пропаганды большое значение имела деятельность постоянного филармонич. оркестра (1901–14), к-рым рук. Э. Млынарский, З. Носковский, Г. Фительберг, Г. Мельцер-Щавиньский и др.

После 1918 в Варшаве, ставшей столицей самостоят. Польского гос-ва, сосредоточились осн. муз. и муз.-просветительные учреждения страны. 1919–29 — период расцвета оперного т-ра (директор и гл. дирижёр Э. Млынарский). Здесь выступали крупнейшие певцы и дирижёры, репертуар включал, кроме классич. опер, произв. И. Стравинского, Л. Яначека и К. Вейля. Возобновили свою работу филармония, консерватория. Среди открывшихся в 30-е гг. многочисл. муз. школ — школа им. Шопена, школа Варшавского муз. об-ва и ок. 100 частных. С 1927 в В. организуются междунар. конкурсы пианистов им. Шопена; с 1935 — конкурс скрипачей им. Г. Венявского (до 1952 — в В., затем — в Познани). В 1939 состоялся 1-й фестиваль совр. музыки (с 1954 наз. «Варшавская осень»).

В 1930 организован Союз польских композиторов, играющий важную роль в муз. жизни В.

Крупнейшие, помимо Варшавского, муз. об-ва, работавшие в 20-30-е гг., — Объединение друзей старой польской музыки (с 1927), Объединение деятелей совр. музыки, Об-во им. Шопена (с 1934), ряд новых певч. об-в и любит. хоров («Хейнал», «Эхо» и мн. др.).

До 2-й мировой войны в Варшаве выходили важнейшие польские музыковедч. периодич. издания: «Kwartalnik Muzyczny» (1928–36), «Kultura Muzyczna» (1922) и «Muzyka» (1924–38), «Muzyka Polska» (1934–39), «Polski Rocznik Muzykologiczny» (1935–36) и др. Из крупных муз. издателей в В. работали Л. Идзиковский, М. Арцт и др.

В годы гитлеровской оккупации все муз. школы (кроме одной), как и др. музыкальные учреждения В., были закрыты, исполнение польской музыки было запрещено. После Варшавского восстания 1944 здания оперного театра, консерватории, филармонии были разрушены, их библиотеки и архивы сожжены или вывезены.

Новый этап в муз. жизни Варшавы начинается с января 1945 после освобождения от гитлеровской оккупации. Возобновили работу консерватория, Союз польских композиторов, при к-ром имеются разл. секции, в т. ч. совр. музыки (SIMC). При Польском радио работает студия эксперимент. электронной музыки (с 1953). Среди союзов, находящихся в В. и объединяющих совр. польских музыкантов, — Союз польск. музыкантов-исполнителей (SPAM), Союз польск. мастеров муз. инструментов, Польск. отдел Междунар. общества муз. воспитания (ISME), польск. секция междунар. союза «Музыкальная молодёжь» («Jeunesse musicale»), Объединение певч. союзов (включает ок. 3000 любит. коллективов страны), Польское музыковедческое об-во.

В 1946 возобновляется конц. жизнь — организуется гор. симф. оркестр, преобразованный в 1947 в филармонический, с 1950 в восстановленном здании работает Нац. филармония, при к-рой имеются разл. ансамбли (камерный ансамбль старинной музыки, хор из 120 чел., камерная эстрада, организующая передвижные и школьные концерты, и др.). Среди дирижёров — В. Ровицкий, В. Водичко, А. Марковский, С. Вислоцкий, Я. Кренц, З. Гужиньский, И. Катлевич и др. В 1965 после восстановления разрушенного здания был открыт «Т-р Вельки». В В. работают 2 т-ра оперетты и т-р муз. комедии, а также выездная опера, обслуживающая провинцию.

В Варшаве работают 3 средние муз. школы, 1 лицей (общее и муз. образование), 8 детских муз. школ и много муз. школ для взрослых. В 1961 получила новое здание Гос. высшая муз. школа (консерватория), В. — один из центров европ. муз. науки. При ун-те В. с 1948 работает Ин-т музыковедения, при Ин-те иск-в Польской АН — с 1951 Отдел истории и теории музыки. В В. проведены: междунар. конгресс по изучению творчества Шопена (1960), гос. и междунар. научные сессии, посв. творчеству С. С. Прокофьева (1959), К. Шимановского (1962); фестивали польской музыки, ежегодные фестивали современной музыки «Варшавская осень», междунар. конкурсы им. Шопена (с 1949 проводятся каждые 5 лет) и др.

Из муз. журналов, выходящих в Польской Народной Республике, в Варшаве издаются: «Ruch Muzyczny», еженедельник «Jazz», ежемесячник «Spiewamy i tanczymy», «Spiew w szkole», ежегодник «Annales Chopin», квартальный журнал «Muzyka» и др. В В. находятся филиал Краковского польского муз. изд-ва, музыковедч. отдел Польского научного изд-ва, изд-во «Синкопа», выпускающее лёгкую, джазовую музыку.

При Министерстве культуры и иск-ва работает изд-во, выпускающее лит-ру для самодеятельности, к-рая получила широкое развитие в ПНР.

З. Лисса
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Целотоновый лад Термины и понятия
Немецкий балет Балет и танец

Коллективы

Молодая Польша 27.09.2024 в 18:16

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Неоклассицизм Течения в искусстве
Горн Музыкальные инструменты
Бас-дансы Балет и танец
Албанский балет Балет и танец
Effacee, эффасе Балет и танец
Аккомпанемент Термины и понятия
Романеска Термины и понятия
Колоратура Опера, вокал, пение
Одноголосие Термины и понятия

Реклама