Вечера современной музыки — музыкальный кружок, существовавший в Петербурге в 1900-12. Основная цель Вечеров современной музыки — систематическая пропаганда новых произведений русских и зарубежных композиторов конца 19 — нач. 20 вв. В кружок входили критики В. Г. Каратыгин и А. П. Нурок, просвещённый любитель музыки В. Ф. Нувель, композиторы И. И. Крыжановский и И. В. Покровский, пианист А. Д. Медем и др.
Концерты кружка (в среднем 5 в сезон), на к-рых выступали мн. известные певцы и инструменталисты, вызывали большой интерес публики и критики. Всего состоялось 56 концертов, в к-рых прозвучало мн. новых, а также забытых произв. Здесь, в частности, впервые в России были исполнены мн. камерные пьесы К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса, С. Франка, В. д'Энди, Э. Шоссона, Ф. Шмитта, Роже-Дюкаса, Г. Малера, Л. Шёнберга и др. зарубежных авторов. На одном из вечеров (1906) выступил со своими сочинениями М. Регер.
Заслугой кружка была активная поддержка молодых русcких композиторов. Так, на Вечерах современной музыки состоялись творческие дебюты И. Ф. Стравинского (17 дек. 1907), С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского (18 дек. 1908). Устраивались также показы малоизвестных соч. рус. классиков («Сорочинская ярмарка», «Женитьба» Мусоргского, ряд соч. Римского-Корсакова и Бородина).
Пропагандистская деятельность Вечеров современной музыки способствовала расширению репертуара рус. концертов, освоению творч. достижений совр. музыки. Организаторы кружка (Каратыгин, Нурок, Крыжановский) выступали в печати, отстаивая идеи художеств. обновления отечеств. музыки.
Несмотря на нек-рую односторонность эстетич. позиции, обусловленную влияниями модернизма, критич. и муз.-обществ. деятельность Вечеров современной музыки оставила значит. след в русской муз. жизни первого десятилетия 20 в. Продолжением деятельности петербургских Вечеров современной музыки были кратковременно проводившиеся (по инициативе критика В. В. Держановского и певицы Е. В. Копосовой) вечера современной музыки в Москве (с 1909).
И. В. Нестьев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.