Язычок

Категории словаря

Язычок (нем. Zunge; франц. anche; англ. reed; итал. ancia; испан. lengueta) — деталь многих духовых инструментов, выполняющая звукообразующую функцию. Представляет собой тонкую пластину (призматической формы), укрепляемую в верхней части ствола духовых инструментов, в «сапожке» язычковых органных труб, в проёмах («окнах») голосового устройства гармоники и родственных ей инструментов. Под воздействием струи воздуха, от защипывания или удара Я. приходит в колебат. движение, образующийся звук усиливается резонатором.

По способу звукообразования различают Я. проходящие (проскакивающие, свободные) и бьющие. Проходящие Я. укрепляются на т. н. рамке, имеющей прорези; они несколько меньше прорезей и потому свободно проходят (проскакивают) через них (фисгармония, баян, аккордеон, губная гармоника). Изготовляются из стали, латуни, реже из пластмассы. Издаваемый ими звук соответствует собственной частоте колебаний пластинки. Бьющие Я., будучи большего размера, чем прикрываемые ими прорези, в момент колебания ударяют по их краям (трубы регаля, кларнет). Бьющие Я. бывают камышовые или металлические; камышовые — в механизме звукообразования деревянных тростевых (см. Трость) дух. инструментов (кларнет, гобой, фагот и др.); металлические из латуни или бронзы в т. н. язычковых органных трубах имеют форму прямоугольника с расширенным, заострённым, прямым или закруглённым концом.

Широкие и тонкие Я. — высокочастотные; узкие и более толстые — низкочастотные. Толщина пластин, издающих звук С, у труб 16' — 0,8 мм, у труб 8' — 0,5 мм, 4' — 0,4 мм, 2' — 0,3 мм, 1' — 0,2 мм (±0,01 мм). Металлич. Я. настраиваются путём изменения размера и толщины, а также с помощью «полозка» для настройки, регулирующего длину рабочей части Я. Собственная частота колебаний бьющих Я. значительно выше извлекаемых с их помощью звуков. В дух. мундштучных инструментах роль Я. выполняют губы исполнителя.

Примитивные формы язычкового инструмента — травинка, береста, зажимаемые руками или губами.

Литература: Sachs С., Zur Fruhgeschichte der durchschlagenden Zungen, «Zeitschrift fur Instrumentenbau», 1912/13, Bd 33; Schrammek W., Birkenblattblasen, в кн.: Festschrift H. Besseler zum 60. Geburtstag, Lpz., 1961, S. 7–14; Adelung W., Einfuhrung in den Orgelbau, Lpz., 1955, 1972.

С. А. Рыцарев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Attitude, аттитюд Балет и танец
Saute, соте Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Увертюра Музыкальные жанры и формы
Соединенных Штатов Америки музыка Национальные культуры
Компьютерная музыка Термины и понятия
Трилогия Термины и понятия
Кант Музыкальные жанры и формы
Септима Теория музыки
Азербайджанская музыка Национальные культуры
Мандола Музыкальные инструменты
Ритурнель Термины и понятия
Древнеримская музыка Национальные культуры

Реклама