от лат. octava — восьмая
\1) Восьмая ступень диатонич. звукоряда.
\2) Самый низкий по высоте из входящих в состав каждого звука обертонов (призвуков); по числу колебаний относится к осн. звуку натурального звукоряда как 2:1. Поскольку осн. тон условно именуется первым обертоном, октавный обертон соответственно считается вторым.
\3) Часть муз. звукоряда, в к-рый входят все осн. ступени: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, или двенадцать полутонов хроматич. гаммы.
Весь муз. звукоряд делится на семь полных и две неполные О. Они располагаются снизу вверх в следующем порядке: субконтрок-тава (три верхних звука А2, В2, Н2), контроктава, большая О., малая О., первая О., вторая О., третья О., четвёртая О., пятая О. (один нижний звук - С5).
\4) Интервал, охватывающий 8 ступеней диатонич. звукоряда и шесть целых тонов. О. относится к числу чистых диатонич. интервалов; акустически является весьма совершенным консонансом. Обозначается как чистая 8. Октава обращается в чистую приму (чистую 1); может быть увеличена и уменьшена согласно общему правилу альтерации интервалов; служит основой для образования составных интервалов (шире октавы). О. часто используется для удвоения звуков мелодии в целях придания звучанию большей полноты и выразительности, а также для удвоения гармонич. голосов, преим. басовой партии. В хор. практике низким басам (бас профундо), именуемым октавистами (см. Бас), поручается исполнение удвоенных в нижнюю октаву звуков басовой партии.
Октавные пассажи особенно характерны для виртуозной фп. музыки. Октавные удвоения встречаются и в муз. произв. для др. инструментов. Разнообразные формы параллельного движения октавами используются как технич. приём в учебных целях. См. Диатоническая гамма, Натуральный звукоряд, Интервал.
В. А. Вахромеев