Аргентинская музыка

Категории словаря

Музыкальное искусство Аргентины прошло сложный путь развития. Индейские племена, обитавшие на территории совр. Аргентины до начала испан. колонизации (16 в.), имели самобытный и разнообразный фольклор. Традиции своей оригинальной музыки хранят арауканы (индейцы), обитающие на юго-западе страны. Однако в совр. муз. фольклоре Аргентины, к-рый развивался гл. обр. на основе испанского, индейская музыка занимает незначит. место. На А. м. оказала влияние музыка и др. европ. стран. Популярные в 19 в. аргент. танцы сьелито и перикон ведут начало от англ. контрданса, куандо - от франц. менуэта, ранчера - от польской мазурки. В 20 в. усиливается проникновение в Аргентину популярной музыки др. стран (прежде всего США), оказавшей влияние на гор. фольклор. Музыка Аргентины и соседних лат.-амер. стран во многом родственна. Напр., музыка креолов сев.-зап. Аргентины, Боливии, Перу, Чили едина. В этих странах широко распространены одни и те же муз. инструменты - как древнего индейского происхождения (напр., флейта кена), так и более позднего, испанского, - 6-струн. гитара и её разновидности (типле, рекинто, чаранго), а также скрипка, арфа.

Аргент. муз. фольклор, сформировавшийся в нач. 19 в., известен под назв. музыки гаучо (гл. хранителями его были пастухи и скотоводы). Из среды гаучо выделились проф. певцы-поэты - пайядоры. Они слагали мелодии, тексты песен и исполняли их, аккомпанируя себе на гитаре.

image
Ярави (песня из провинции Жужуй).

Нар. песни и танцы Аргентины разнообразны. Наряду с элементами пентатоники (и даже более древней тритоники) они содержат характерные мелодич. обороты и ритмич. фигуры, присущие испан. музыке. Аргент. песни и танцы, как правило, объединяются в группы-семейства, имеющие общий интонац. строй, определённый ритм, структуру. Группы-семейства различаются по содержанию, выразительности. Аргент. песни в основном одноголосны, исполняет их певец-солист в сопр. гитары или небольшого ансамбля нар. инструментов. Однако существуют песни 2-голосные - с движением голосов параллельными терциями. Такое пение наз. "дуэтом" (даже если поёт 2-голосный хор). Распространено т.н. скрещенное пение (чередование солиста и дуэта) и пение "контрапунто" (своего рода соревнование двух попеременно поющих певцов). Стиль исполнения в большинстве случаев ярко эмоциональный, красочный, тексты изобилуют поэтич. образами, сравнениями, гиперболами. Наиболее часто встречающийся метр - 3/4 и 6/8. Типичны переменные метры, частые синкопы, ритмич. перебои; нередки контрастные смены темпов. Для нек-рых песен характерна 2-частная форма: медленная 1-я часть и быстрая 2-я. Широко распространены нар. танцы - гато, перикон, куэка (она же самба, или самакуэка), карнавалито, чакарера, сьелито, палито, куандо, ранчера, эскондидо, фирмеса, медиа канья, танго; песни - тристе, тено, ярави, милонга, видала, видалита, эстило и др.

Проф. А. м. связана с муз. культурой Испании. В 16-17 вв. испан. миссионеры насаждали в Аргентине католич. духовную музыку. Один из первых активных пропагандистов европ. Музыки - Л. Бержер (чл. ордена иезуитов) обучал местных жителей игре на гитаре и лютне. При иезуитских монастырях уже в 17 в. существовали свои миссии и школы, где индейцев обучали музыке. В Аргентине работал итал. комп. и органист Д. Дзиполи (с 1717 был в Кордове католич. миссионером). В кон. 18 в. муз. жизнь Аргентины оживляется: в салонах богатых вельмож даются концерты, в крупных городах начинают гастролировать итальянские оперные труппы.

После победы Майской революции (1810) и провозглашения независимого аргент. гос-ва (1816) были созданы предпосылки для развития нац. муз. культуры. Однако на протяжении последующих десятилетий главенствующая роль в муз. жизни страны принадлежала иностранцам. В репертуаре оперного т-ра преобладали итал. оперы. С кон. 20-х гг. 19 в. в Буэнос-Айресе шли оперы В. А. Моцарта, Й. Гайдна, испан. сарсуэлы. Постепенно приобретали популярность зарождающиеся формы нац. муз. т-ра: нар. комедии с музыкой (наиболее ранний образец "Сьелито вариадо" Масони, 1824), театрализов. песенные сюиты, в исп. к-рых наряду с артистами участвовала и публика.

В 1821 итальянец X. А. Пикацарри осн. в столице Филармонич. об-во, к-рое вскоре начало организовывать концерты инстр. и вок. музыки. Однако в 19 в. в Аргентине не было регулярных концертов, музыка звучала преим. в богатых салонах. Среди первых аргент. композиторов - Б. Парера, автор "Патриотического марша" (с 1813 - нац. гимн). Мн. композиторы 1-й пол. 19 в. не были профессионалами, но их творчество и обществ. деятельность способствовали становлению нац. культуры. Таковы литератор и политич. деятель X. К. Лафинур, юрист X. Б. Альберди - первый муз. критик, теоретик, издатель мн. ранних произв. нац. музыки (печатал эти сочинения в своём журн. "La moda", осн. в 1837). Среди музыкантов 1-й пол. 19 в. выделяются: А. Алькорта - автор камерных произв.; X. П. Эснаола- пианист и педагог, один из первых авторов аргент. симф. музыки, основатель (совм. с итальянцем В. Рабальо) первого муз. уч. заведения в стране - Академии музыки (1822). Большинство произв. аргент. композиторов 1-й пол. 19 в., несмотря на присутствие нац. элементов, носило подражат. характер.

В последние десятилетия 19 в. в А. м. возникло новое, нац. направление, представители к-рого провозгласили необходимость изучения богатейшего фольклора страны и создания произв., сочетающих нац. характерность с принципами классич. европ. музыки. Это направление возглавил крупнейший музыкант, основоположник проф. композиторской школы А. Вильямс. В 1893 по инициативе Вильямса и др. прогрессивных музыкантов в Буэнос-Айресе была создана консерватория, а затем муз. школы в неск. городах. Основоположником нац. оперы является А. Берутти. Нац. направление в фп. музыке представлено творчеством X. Агирре, Г. Трояни. В этот период работали также К. Боньяти, Ф. Каттелани, К. дель Понте.

В 20 в. значительное развитие получает жанр оперы, дающий возможность обратиться к патриотическим темам, сюжетам из нац. истории и борьбы за независимость. С муз. т-ром связано творчество К. Гайто, к-рому принадлежат оперы "Ольянтай", "Кровь гитар" ("La sangre de las guitarros"), балет "Цветок Ирупе" ("La flor de Irupe") и др. В оперном жанре работал комп. Ф. Боэро, выступавший за создание оперных либр. на испан. (а не на итал.) языке. В веристских традициях выдержано творчество комп. и дирижёра Э. Панисы (популярны оперы "Аврора" и "Бизанцо"). Значителен вклад в А. м. композиторов X. Хиларди, Ф. Угарте, О. Сиккарди, комп. и пианиста Э. Дрангоша, а также Р. Саммартино, Э. М. Казеллы, Р.Эспоилы. Яркие образцы камерной инстр. и вок. музыки создали композиторы: К. Л. Бучардо, А. Лудзати, Р. Родригес, X. Т. Бертуччи.

В кон. 20-х гг. 20 в. выдвинулась группа композиторов, принесших А. м. широкое признание. Среди них - братья Кастро, А. Хинастера, К. Гуаставино, X. К. Пас и др. Эти музыканты создали творч. объединение "Группо реновасьон" ("Группа обновления"). Первоначально они выступили с единой платформой, провозгласив необходимость обновления содержания и средств выразительности аргент. музыки. Позже часть авангардистски настроенных членов группы, возглавляемая X. К. Пасом, выделилась в самостоят. организацию "Концерты новой музыки" (затем - "Ассоциация новой музыки"). Среди представителей национального направления - комп. Л. Джаннео, X. Персеваль, Э. Иглесиас Виллоуд, Э. Наполитано, А. Ласала, П. В. Коста, Р. Г. Морильо, К. Суфферн, Э. Дюблан. В 50-е гг. 20 в. появились яркие произв. композиторов более молодого поколения - Р. Арисаги, Р. Кааманьо, П. Сабастиани и др.

К сер. 20 в. Аргентина по уровню и интенсивности муз. жизни стала одной из ведущих стран Юж. Америки. Муз. центром страны является Буэнос-Айрес. В 1908 здесь был осн. крупнейший и до наст. вр. единственный в Юж. Америке постоянно действующий проф. оперный т-р "Колон". В год открытия т-р имел собств. оркестр, хор. Солисты, дирижёры и режиссёры приглашались из др. стран. С 30-х гг. 20 в. большинством спектаклей дирижировали аргент. музыканты. В 40-50-х гг. выдвинулись первые аргент. оперные артисты: певицы Б. Бесалу, X. Капелья, Л. Бертана, А. Камподонико, Э. Арисменди, певец Ф. Ботаро и др. Репертуар т-ра составляют преим. европ. классич. Оперы, вт. ч. рус. композиторов. Нац. репертуар представлен произв. К. Гайто, X. X. Кастро, Э. Панисы, Ф. Боэро, П. де Рогатиса, А. Хинастеры. С 1925 в т-ре создана нац. балетная труппа, ставящая классич. балеты, произв. А. Хинастеры, Р. Г. Морильо, К. Гуаставино и др. В Буэнос-Айресе работает "Театр камерной оперы". Классич. и нац. оперетты ставятся также на сцене Нац. т-ра комедии и др. В нач. 50-х гг. 20 в. открыт Аргентинский оперный т-р в Ла-Плате (спектакли даются нерегулярно).

Основу конц. сезона столицы составляют выступления оркестров - Филармонического, Нац. симфонического, Нац. радио, т-ра "Колон", ассоциации "Друзья музыки". Оркестры существуют также в городах Кордова, Ла-Плата, Мендоса, Парана, Росарио, Тукуман.

Кадры проф. музыкантов готовят Нац. консерватория имени К. Л. Бучардо (осн. в 1924), Муниципальная консерватория им. М. де Фальи в Буэнос-Айресе. Муз. школы работают также в Кордове, Ла-Плате, Мендосе (Высшая школа музыки), Росарио, Тукумане и др. Значительную работу по изучению фольклора проводят музыковеды К. Вега, И. Арец и др. В 1965 создан Латиноамериканский центр муз. исследований при Ин-те Т. Ди Телья.

Музыканты Аргентины объединены в проф. организации, в т.ч. Аргент. об-во авторов и композиторов (создано в 1915 под назв. "Нац. об-во композиторов"). В Буэнос-Айресе издаются журн. "Buenos Aires Musical" (с 1957), "Mundo musicale" (с 1938).

Литература: Пичугин П., Народные песни Аргентины, М., 1971.

Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Металлофоны Музыкальные инструменты
Маски Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Действенный танец Балет и танец
Галоп Музыкальные жанры
Венецианская школа Течения в искусстве
Battements, батман Балет и танец
Меццо-сопрано Опера, вокал, пение
Баллада Музыкальные жанры
Регтайм Музыкальные жанры
Львов Города
Ритурнель Термины и понятия
Темперация Термины и понятия

Реклама