Альберто Хинастера

Дата рождения
11.04.1916
Дата смерти
25.06.1983
Профессия
Страна
Аргентина
Автор
Альберто Хинастера / Alberto Ginastera

Альберто Эваристо Хинастера (исп. Alberto Evaristo Ginastera; 11 апреля 1916, Буэнос-Айрес — 25 июня 1983, Женева) — аргентинский композитор.

Альберто Хинастера — аргентинский композитор, выдающийся музыкант Латинской Америки. Его произведения по праву относят к лучшим образцам музыки XX века.

Альберто Хинастера родился в Буэнос-Айресе 11 апреля 1916, в семье итальянo-каталoнских эмигрантов. Начал обучаться музыке с семилетнего возраста и в двенадцать лет поступил в консерваторию. В студенческие годы наиболее глубокое впечатление на него произвела музыка Дебюсси и Стравинского. Влияние этих композиторов в той или иной мере можно наблюдать в его отдельных произведениях. Cвои первые сочинения, написанные до 1936 года, композитор не сохранил. Полагают, что такая же участь постигла и некоторые другие, в силу повышенной требовательности и автокритики Хинастеры к своим работам. В 1939 году Хинастера успешно заканчивает консерваторию. Незадолго до этого oн завершает одну из своих первых крупных композиций – балет «Панамби», который был поставлен на сцене Театра Колон в 1940 году.

В 1942 году Хинастера получает стипендию Фонда Гуггенхайма и уезжает в Соединенные Штаты, где учится у Аарона Копленда. С этого времени он начинает использовать более сложные композиционные приемы, а его новый стиль характеризуют как субъективный национализм, в котором композитор продолжает использовать традиционные и популярные элементы аргентинской музыки. Наиболее характерными сочинениями этого периода являются «Пампеана No. 3» (Симфоническая пастораль в трёх частях) и Соната для фортепиано No. 1.

По возвращении из США в Аргентину он основывает консерваторию в г. Ла-Плата, в которой преподаёт с 1948 по 1958 год. Среди его учеников – будущие композиторы Астор Пьяццолла и Херардо Гандини. В 1962 году Хинастера вместе с другими композиторами создают Латино-американский центр музыкальных исследований при Институте Торкуато ди Телья. К концу 60-х годов он переезжает в Женеву, где живёт со своей второй женой — виолончелисткой Авророй Натола.

Альберто Хинастера умер 25 июня 1983 года. Похоронен на женевском кладбище Пленпале.

Альберто Хинастера — автор опер и балетов. В числе других произведений композитора концерты для фортепиано, виолончели, скрипки, арфы. Им написаны многочисленные сочинения для симфонического оркестра, фортепиано, музыка для театра и кино, романсы, а также камерные произведения.

Музыковед Серхио Пухоль так писал о композиторе в вышедшей в 2013 году книге «Сто лет музыкальной Аргентины»: «Хинастера был титаном академической музыки, своего рода музыкальным учреждением в себе, первостепенной фигурой в культурной жизни страны на протяжении четырёх десятилетий».

А вот как сам Альберто Хинастера воспринимал идею написания музыки: «Сочинение музыки, на мой взгляд, сродни созданию архитектуры. В музыке эта архитектура разворачивается во времени. И если по прошествии времени в произведении остаётся ощущение внутреннего совершенства, выраженного в духе, мы можем сказать, что композитору удалось создать ту самую архитектуру».

Н. Коваль


Аргентинского композитора Альберто Эваристо Хинастеру причисляют наряду с бразильцем Эйтором Вила-Лобосом и мексиканцем Карлосом Чавесом к «великому трио» композиторов Латинской Америки. Творческий облик его многогранен: прекрасно владея авангардными композиторскими техниками и активно применяя их в своих сочинениях, Хинастера, тем не менее, не отказался от создания тональной музыки.

Родина Альберто Хинастеры – Буэнос-Айрес. Родился он в семье выходцев из Европы: мать была итальянкой, а отец – каталонцем (к своим каталонским корням композитор всегда относился очень трепетно и в последние годы жизни даже настаивал на каталонском произношении фамилии – Жинастера). Музыкальная жизнь аргентинской столицы была весьма оживленной, центром ее был оперный театр «Колон» (в то время еще единственный в Латинской Америке). Талант Альберто проявился в детские годы: мальчик увлеченно осваивал различные музыкальные инструменты и превращал в таковые буквально все, что попадало к нему в руки (например, пустые бутылки). Систематическое обучение фортепианной игре началось, когда Альберто было шесть лет, а с двенадцати лет он обучался в консерватории у Карлоса Лопеса Бучардо.

Сочинять музыку Хинастера начал в четырнадцать лет. Первые свои сочинения он впоследствии уничтожил, но уже через четыре года пришел первый успех: его фортепианная сюита «Детские пьесы» удостоилась премии «Унисон». А в 1937 г. композитором была написана музыка к балету «Панамби», повествующему о жизни индейского племени гуарани, и сюита из этого балета была исполнена на сцене театра «Колон» под управлением знаменитого дирижера Хуана Хосе Кастро. Другое раннее сочинение Хинастеры – «Аргентинские танцы» для фортепиано – были отмечены Национальной премией.

В 1939 г. Хинастера завершил обучение, а по прошествии двух лет приступил к преподаванию сразу в двух учебных заведениях – в «Сан-Мартин» (военном лицее), возглавляя музыкальную кафедру, а также в консерватории, которую до этого окончил сам (здесь он преподавая теорию). В том же году по заказу Джорджа Баланчина был написан балет «Эстансио» на сюжет из жизни гаучо – жителей пампасов. Премьера балета состоялась лишь через одиннадцать лет, однако это было не единственное сочинение композитора, посвященное аргентинским пампасам – между 1947 г. и 1954 г. он создал три «Пампеаны» для разных исполнительских составов.

В 1942 г. композитор стал стипендиатом Фонда Гугенхейма, что давало возможность обучаться в США, но отправиться туда удалось лишь в 1945 г. Два года он учился у Аарона Копленда, и в тот же период он смог прославить свое имя за пределами Аргентины: под управлением дирижера Эриха Клайбера прозвучала сюита из балета «Панамби». Возвратившись на родину, Хинастера основал консерваторию в городе Ла-Плата, которую возглавлял много лет.

В произведениях, созданных в 1950-х гг. – Вариациях для камерного оркестра, Фортепианной сонате и других – композитор органично сочетал классические принципы формообразования с такими авангардными техниками, как додекафония и алеаторика, в то же время в них очевидны национальные истоки. Важным событием в творческой биографии Хинастеры стало исполнение в 1961 г. в Вашингтоне «Кантаты магической Америке» на поэтические тексты народов доколумбовой Америки – майя, инков, ацтеков. Впечатление, произведенное ею, сравнивали с тем шоком, который вызвала когда-то премьера «Весны священной» Игоря Федоровича Стравинского. Другие значительные сочинения 1960-х гг. – концерты для скрипки, фортепиано, виолончели, Симфонические этюды, Фортепианный квинтет. Эстетика экспрессионизма, тоже присущая творчеству композитора, отразилась в его операх – «Дон Родриго» и «Беатрис Ченчи», с успехом поставленных не только в Буэнос-Айресе, но и в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Наряду с композиторской деятельностью Хинастера продолжал деятельность педагогическую. На рубеже 1950–1960-х гг. он возглавлял музыкальный факультет в Католическом университете, а в 1962 г. основал институт «Торквато ди Телья».

Среди сочинений 1970-х гг. немало виолончельных сочинений, созданных композитором для супруги – виолончелистки Ауроры Натолы. Но, разумеется, творчество Хинастеры в то время не ограничивалось музыкой для этого инструмента: композитор создал «Поэмы любви» для баритона с камерным оркестром на стихи Пабло Неруды, оркестровое произведение «Пополь-Вух» по мотивам эпоса майя, а также «Глоссы на темы Пабло Казальса» для необычного состава: струнный оркестр и струнный квинтет располагаются на расстоянии друг от друга. По просьбе Ростроповича произведение было переработано для симфонического оркестра и в таком виде прозвучало в США под управлением Мстислава Леопольдовича.

Последние годы жизни Хинастера провел в Швейцарии, но связи с родной страной не утрачивал. В 1980 г. к четырехсотлетию Аргентины он создал произведение под названием «Юбилум». Композитор ушел из жизни в 1983 г.


Сочинения:

оперы — Аэропорт (Aeroporto, опера-буффа, 1961, Бергамо), Дон Родриго (1964, Буэнос-Айрес), Бомарсо (по М. Лайнесу, 1967, Вашингтон), Беатрис Ченчи (1971, там же); балеты — хореографическая легенда Панамби (1937, поставлена в 1940, Буэнос-Айрес), Эстансия (1941, поставлена в 1952, там же; новая редакция 1961), Нежная ночь (Tender night; на основе концертных вариаций для камерного оркестра, 1960, Нью-Йорк); кантатыМагическая Америка (America magica, 1960), Милена (на тексты Ф. Кафки, 1970); для оркестра — 2 симфонии (Портенья — Porteсa, 1942; элегическая — Sinfonia elegiaca, 1944), увертюра Креольский Фауст (Fausto criollo, 1943), Токката, вильянсико и фуга (1947), Пампеана No. 3 (симфоническая пастораль, 1953), Концертные вариации (Variaciones concertantes, для камерного оркестра, 1953); концерт для струнных (1965); концерты с оркестром — 2 для фортепиано (Аргентинский, 1941; 1961), для скрипки (1963), для виолончели (1966), для арфы (1959); камерно-инструментальные ансамбли — Пампеана No. 1 для скрипки и фортепиано (1947), Пампеана No. 2 для виолончели и фортепиано (1950), 2 струнных квартета (1948, 1958), фортепианный квинтет (1963); для фортепиано — Аргентинские танцы (Danzas argentinas, 1937), 12 американских прелюдий (12 american preludes, 1944), сюита Креольские танцы (Danzas criollas, 1946), соната (1952); для голоса с инструментальным ансамблем — Напевы Тукумана (Cantos del Tucumán, с флейтой, скрипкой, арфой и 2 барабанами, на сл. Р. X. Санчеса, 1938) и др.; романсы; обработки — Пять аргентинских народных песен для голоса и фортепиано (Cinco canciones populаres argentinas, 1943); музыка к драме «Ольянтай» (1947) и др.

реклама

вам может быть интересно

Фердинанд Лауб Инструменталисты

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама