Бесконечная мелодия

Категории словаря

нем. "Unendliche Melodie"

Термин, введённый в обиход Р. Вагнером и связанный с особенностями его муз. стиля. О необходимости поисков нового типа мелодии, отличающейся от мелодики традиционных опер, Вагнер писал в "Обращении к друзьям" (1851). Идею "Б. м." он обосновал в работе "Музыка будущего" (в форме открытого письма своему парижскому почитателю Ф. Вийо, 1860). Принцип "Б. м." был выдвинут им в противовес традиц. оперной мелодике, в к-рой Вагнер усматривал чрезмерную периодичность и закруглённость, зависимость от форм танц. музыки (имелись в виду прежде всего оперные арии). В качестве примеров более интенсивного и непрерывного развития мелодии Вагнер выделял вок. сочинения И. С. Баха, а в инстр. музыке - симфонии Л. Бетховена (значение мелодии нового типа у Бетховена Вагнер рассматривает в книге "Бетховен", 1870). Стремясь отразить в музыке непрерывность жизненных процессов, Вагнер в своих реформаторских произв. (к 60-м гг. 19 в. были написаны часть "Кольца нибелунга" и "Тристан и Изольда") отказывается от внутр. членения действия на отд. замкнутые номера и добивается сквозного развития. При этом осн. носителем мелодич. начала является обычно оркестр. "Б. м." в муз. драмах Вагнера представляет собой цепь сменяющих друг друга лейтмотивов (один из типичных примеров - Траурный марш из "Гибели богов"). В вокальных партиях принцип "Б. м." выявляется в свободно построенных и осн. на муз. декламации монологах и диалогич. сценах, пришедших на смену обычным ариям и ансамблям и незаметно переходящих друг в друга - без характерных для оперных "номеров" чётких завершений. Фактически под "Б. м." у Вагнера подразумевается "бесконечность" (непрерывность) во всей муз. ткани, в т.ч. в гармонии - впечатление непрерывности развёртывания достигается также за счёт использования прерванных каденций и прерванных гармонич. оборотов. У последователей Вагнера можно встретить явление, подобное "Б. м." (в частности, в нек-рых операх Р. Штрауса). Однако прямолинейное стремление Вагнера к непрерывности муз. развития вызывало критику "Б. м.", в частности со стороны Н. А. Римского-Корсакова.

Литература: Вагнер Р., Письма. Дневники. Обращение к друзьям, пер. с нем., М., 1911, с. 414-418; его же, Бетховен, пер. с нем. В. Коломийцева, М. - СПБ, 1912, с. 84-92; Римский-Корсаков H. A., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, Полн. собр. соч., Лит. произв. и переписка, т. II, М., 1963, с. 51-53; Друскин М. С., История зарубежной музыки второй половины XIX в., вып. 4, М., 1963, с. 41.

Г. В. Крауклис

реклама

вам может быть интересно

Угандийская музыка Национальные культуры
Звук музыкальный Термины и понятия

рекомендуем


Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Пуантилизм Термины и понятия
Меццо-сопрано Опера, вокал, пение
Органный пункт Термины и понятия
Библиотеки музыкальные Термины и понятия
Шансонье Термины и понятия
Роговой оркестр Музыкальные инструменты
Опера-буффа Опера, вокал, пение
Грузинский балет Балет и танец
Полифония Термины и понятия

Реклама