«Колон» (исп. Teatro Colón — театр Колумба) — национальный оперный театр Аргентины (Буэнос-Айрес).
В середине 1850-х годов опера в Аргентине переживала бурный расцвет: только в 1854 году в Буэнос-Айресе на различных сценах были осуществлены 53 оперные постановки. Назрела необходимость в появлении нового театра, и в 1856 году он был заложен, а 27 апреля 1857 года торжественно открыт постановкой оперы Джузеппе Верди «Травиата» (всего четырьмя годами позже её европейской премьеры). Новый театр вмещал около 2 500 зрителей и включал особую галерею специально для женщин.
Через 30 лет после открытия стало ясно, что требуется более удобное и современное помещение, и здание было продано Национальному банку Аргентины с тем, чтобы употребить деньги на строительство нового. Нынешнее здание театра «Колон» было заложено в 1889 году по проекту архитекторов Франческо Тамбурини и Витторио Меано, однако строительство его сопровождалось постоянными задержками и трудностями: оба архитектора умерли, умер и финансировавший проект бизнесмен Анджело Феррари, и лишь в 1908 году здание было завершено архитектором Жюлем (Хулио) Дормалем, несколько изменившим проект и заново спроектировавшим отделку.
Новое здание открылось 25 мая 1908 года, в национальный праздник Аргентины — День Родины, оперой Верди «Аида». В нём по-прежнему было около 2 500 мест, плюс возможность слушать концерты стоя для значительного количества (от 500 до 1000) зрителей. Интерьеры театра были богато украшены, в фойе были установлены бюсты выдающихся композиторов: Бетховена, Беллини, Бизе, Вагнера, Верди, Гуно, Моцарта и Россини.
На сцене театра выступали многие знаменитые певцы XX века: Карузо, Гобби, Дель Монако, Тебальди и другие, дирижёры Тосканини, Клемперер, Э. Клайбер.
Значительное место в репертуаре театра всегда занимала русская классика. Здесь ставились оперы «Борис Годунов» и «Демон» (обе в 1909), «Евгений Онегин» (1911), «Пиковая дама» (1924, с участием русских певцов), «Хованщина» (1929), «Садко» (1930) и другие. Здесь выступала труппа Дягилева в 1913-17 годах. Эти традиции сохранились и до наших дней. Так, в 1996 в театре гастролировала труппа Московского камерного музыкального театра под управлением Покровского (были показаны спектакли «Нос» Шостаковича, «Четыре девочки» Денисова).
Истоки оперного театра в Аргентине уходят в далекое прошлое: еще в XVIII веке столицу нередко посещали гастролирующие итальянские труппы. В 1804 году было построено первое театральное здание, предназначенное специально для оперных спектаклей — так называемый Большой колизей, а уже в 1825 основана и первая постоянная оперная труппа, ставившая, наряду с классическими произведениями, также и традиционные испанские сарсуэлы. В том же театре давала свои спектакли и балетная труппа, работавшая самостоятельно. Позже оперные и балетные коллективы нередко возникали и распадались, но два из них просуществовали по нескольку десятилетий и сыграли важную роль в распространении оперной культуры страны. Это театр «Колон» (1857—1888) и «Опера» (1872—1925).
Нынешний театр «Колон» был открыт в 1908 году и сразу занял место крупнейшего центра музыкальной культуры всей Южной Америки. И по сей день он остается единственным на континенте в полном смысле слова профессиональным музыкальным театром. (Любопытно, что непосредственным стимулом для его основания стали гастроли в стране итальянской оперной труппы, в составе которой был Ф. Шаляпин и вызванный ими широкий резонанс.)
Уже в год своего основания театр обладал собственным оркестром, хором и кордебалетом. Что же касается солистов, режиссеров, дирижеров, то с самого начала здесь сложилась традиция приглашать из разных стран Европы лучших мастеров на каждый сезон. Поэтому «Колону», как правило, удавалось собрать весьма сильный состав исполнителей; однако это долгое время мешало выдвижению аргентинских артистов. Лишь начиная с тридцатых годов положение начинает изменяться: значительную часть спектаклей ведут аргентинские дирижеры, входят в традицию циклы, составленные из национальных опер (К. Гайто, X. X. Кастро, Ф. Боэро, А. Хинастера, X. Хиларди и других авторов); труппа пополняется одаренными аргентинскими вокалистами. Все же и до настоящего времени иностранцы играют весьма значительную роль в спектаклях театра «Колон».
За годы своего существования театр «Колон» показал аргентинским любителям музыки сотни постановок. Основу его репертуара составляют классические оперы. Театр впервые познакомил слушателей столицы с творениями русских композиторов — Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского. С 1925 года успешно работает в составе театра также первая в стране Национальная балетная труппа. Сезон в театре ежегодно длится около 7 — 8 месяцев и делится на две части — весеннюю и осеннюю. Кроме того, большой популярностью пользуются ежегодные спектакли на открытом воздухе и регулярные концерты симфонического оркестра театра.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1972 г.