Театр «Комише-опер» в Берлине

Город
Берлин
Год основания
1947
Тип
Комише-опер (Komische Oper)

«Комише опер» (нем. Komische Oper — «Комическая опера») — музыкальный театр в Берлине, основанный в 1947 году. Располагается на Беренштрассе в центре Берлина (Доротеенштадт).

История оперы

Оперный театр в Берлине, один из ведущих музыкальных театров Германии. Открылся в 1947 в Берлине спектаклем «Летучая мышь» И. Штрауса.

Основатель, художественный руководитель и режиссёр «Комише-опер» В. Фельзенштейн стремился к созданию реалистического музыкального театра нового типа. Творческая программа «Комише-опер», направленная против театральной рутины, близка оперной реформе К. С. Станиславского. Обязательные требования этой программы — творческое прочтение оперной партитуры в соответствии с авторским замыслом, гармоничное слияние музыки и сценического действия в спектакле, эмоциональная выразительность и психологическая правдивость оперного пения, то есть, по словам Фельзенштейна, «превращение музыкального действия с поющими героями в театральную реальность, которой зритель верит безоговорочно».

Репертуар «Комише-опер» состоит из наиболее художественно ценных и самобытных произведений мировой музыкальной литературы прошлого и настоящего.

Первым значительным спектаклем «Комише-опер», привлёкшим внимание к новому театру, была постановка оперы «Кармен», осуществлённая в 1949 Фельзенштейном и дирижёром О. Клемперером в авторском варианте (с разговорными диалогами).

К 1959 на сцене театра было поставлено более 50 музыкальных спектаклей, лучшие из них отличаются новаторскими чертами реалистического оперного искусства: «Свадьба Фигаро» (1950), «Проданная невеста» (1950, Национальная премия ГДР), «Вольный стрелок» (1951, Национальная премия ГДР), «Фальстаф» (1952), «Волшебная флейта» (1954, Национальная премия ГДР), «Хитрая лисичка» («Лисичка-плутовка») Яначека (1956, Национальная премия ГДР), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1958), «Отелло» (1959, Национальная премия ГДР) и др.

В 60-70-е годы на сцене театра появился ряд спектаклей, в которых нашли своё дальнейшее продолжение и воплощение творческие искания «Комише опер»: «Бравый солдат Швейк» Курки (1960), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1961), «Синяя Борода» Оффенбаха (1963), «Дон Жуан» (1966), «Травиата» (1967); «Последний выстрел» Маттуса (по рассказу Б. А. Лавренёва «Сорок первый»; постановка посвящена 50-летию Октябрьской революции, 1967), «Молодой лорд» Хенце (1968), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (1968), «Деидамия» Генделя (1969), «Порги и Бесс» Гершвина (1970), «Скрипач на крыше» Бокка (1971), «Кармен» (1972, с участием советских певцов Э. Т. Саркисян, Г. А. Писаренко, В. Н. Осипова и дирижёра Д. Г. Китаенко), «Хари Янош» Кодая (1973) и др.

Наряду с Фельзенштейном постановки спектаклей осуществляют режиссёры X. Рюккерт, X. Боннет, И. Херц, В. Керстен.

«Комише-опер»

В 1966 в «Комише-опер» был создан балетный ансамбль. Художественный руководитель — балетмейстер Т. Шиллинг стремится к созданию реалистического балетного спектакля, используя выразительные возможности классической и современной хореографии. Среди солистов балета — X. Бей, М. Лубиц, Э. Железнова, А. Хюттер, X. Рюль, З. Паль, Р. Гавлик, И. Хмельницкий, X. Фукагава, Ф. Бей, X. Вандке и др.

В репертуаре театра: оперы — «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (1948), «Умница» Орфа (1948), «Браконьер» Лорцинга (1955), «Долина» д’Альбера (1956), «Похищение из сераля» Моцарта (1957), «Альберт Херринг» Бриттена (1957), «Турандот» Пуччини (1958), «Севильский цирюльник» Паизиелло (1960), «Летучий голландец» Вагнера (1962), «Опера нищих» Пепуша (1964), «Трубадур» Верди (1966), «Летучая мышь» И. Штрауса (1968), «Испанский час» Равеля (1970), «Джанни Скикки» Пуччини (1970), «Катя Кабанова» Яначека (1972), «Бал-маскарад» Верди (1973), «Три толстяка» Рубина (1973, в постановке советского режиссёра Н. И. Сац) и другие; балеты — «Абраксас» Эгка (1967), «Фантастическая симфония» на музыку Берлиоза (1967-68), «Золушка» Прокофьева (1968), «Венецианский мавр» Блахера, «Море» на музыку Дебюсси, «Игра в карты» Стравинского (все три в 1968-69), «Двойник» Гейслера (1969), «Ундина» Хенце (1970), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1972), «Калейдоскоп» (1973, на музыку Ф. Шопена, И. Стравинского, З. Маттуса и др.).

В театре в разное время работали дирижёры: О. Клемперер, М. Цаллингер, Г. Бирнс, В. Кнёр, В. Нойман, К. Мазур, К. Ф. Фойгтман, Г. Банер, И. Виллер, В. Мюллер и др.

На сцене «Комише-опер» выступали: певицы — И. Арнольд, И. Черни, С. Шёнер, М. Мусели, А. Шлемм, К. Ноак, С. Гести, X. Шмок, Э. Эберт, У. Трекель-Буркхардт, Ф. Вульф-Апельт, Р. Шоб-Липка, А. Браунова, Г. Поль, Р. Крамер и др.; певцы — X. Ноккер, В. Эндерс, Р. Асмус, У. Крейссиг, Я. Кахель, В. Бауэр, X. Д. Кашель, К. Дитер, М. Хопп, А. Вроблевски, X. О. Рогге, Д. Бребенель, Ф. Фёлькер, X. Рёслер, Ф. Хюбнер, Г. Нойман, З. Фогель и др.

Театр получил заслуженное признание в ГДР и за рубежом, став одним из крупнейших оперных театров Европы. Оперная труппа «Комише опер» гастролировала в Венгрии, Чехословакии, Франции, Италии, Польше, СССР (1959, 1965) и др. Балетная группа театра гастролировала в СССР в 1970 и 1973, показав хореографические композиции на музыку Г. Берлиоза, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинского, X. Эйслера, П. Дессау, З. Маттуса, Дж. Гершвина, Л. Бернстайна.

Литература: Краузе Э., В. Фельзенштейн и его театр, «СМ», 1960, No 1; «Комише Опер» (Буклет). Гастроли в СССР, М., 1965; Говорят деятели «Комише Опер», «СМ», 1965, No 10; Кузнецова И., Утверждение правды, «СМ», 1966, No 2; Фельзенштейн В., Мельхингер З., Беседы о музыкальном театре, пер. с нем., Л., 1972; Die Komische Oper. 1947–1954, В., 1954; 10 Jahre Komische Oper, В., 1958; Jahrbuch der Komischen Oper, III, В., 1963; Jahrbuch der Komischen Oper, IV, В., 1964; Кrause В., Die Grossen Opernbuhnen Europas, В., 1966, S. 26–27; Kohl С., Krause E., Felsenstein auf der Probe, В., 1971.

С. M. Грищенко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


«Комише-опер»

История балета

Руководитель театра (до 1975), выдающийся режиссёр-реформатор музыкального театра, профессор В. Фельзенштейн основной художественной задачей возглавляемого им коллектива считал создание спектаклей, в которых музыка, пение и декорационное оформление служили бы средствами наиболее полного раскрытия замысла композитора и драматургии произведения. В своих постановках он уделял повышенное внимание пластическому рисунку роли, помогающему артисту в единстве с вокальной интонацией выявить экспрессию, заложенную в партитуре.

Поэтому и танец в постановках «Комише-опер» с первых же лет занимал видное место. Балетмейстер Т. Шиллинг, создавший в 1965 балетный ансамбль «Комише-опер», унаследовал творческие принципы Фельзенштейна, а также испытал воздействие советского хореографического искусства. Под его руководством коллектив выдвинулся на одно из ведущих мест в Европе и обрёл индивидуальное лицо.

В 60-70-х годах здесь работали мастера советского балета — О. В. Лепешинская, Е. В. Дмитраш, О. Крылова. Немецкие артисты стажировались в Москве и Ленинграде. В 1970 и 1973 балетная труппа «Комише-опер» гастролировала в СССР, советские артисты выступали в спектаклях «Комише-опер», а немецкие танцовщики — в спектаклях Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. На сцене этого театра Шиллинг поставил балет «Чёрные птицы» современного немецкого композитора Г. Катцера и одноактные балеты на музыку Моцарта и Шуберта, а советский балетмейстер О. М. Виноградов перенёс в «Комише-опер» свою постановку балета «Тщетная предосторожность» Герольда.

Основу репертуара труппы составляют постановки Шиллинга — «Ундина» Хенце, «Чёрные птицы»; «Море» на музыку Дебюсси, «Матч» Маттуса и др. Идут также балеты в постановке: Дж. Кранко — «Игра в карты»; Х. Вандтке — «Диалог» Эйслера, «Кватродрама» Дессау.

Среди постановок конца 70-х годов: «Балетограмма-2» на музыку Стравинского, Вивальди, Авни, Маттуса, Нефа (балетмейстер Шиллинг, Х. и У. Вандтке, А. Зигерт, И. Ане), «Любовная уловка» на музыку Бетховена и Вивальди (балетмейстер Шиллинг), «Триптих равнодушия» на музыку Франсе, Вивальди, Оана, Стравинского, Дебюсси (балетмейстеры Шиллинг, Кранко и Х. Вандтке) — все 1976; «Лебединое озеро» (1978, балетмейстер Шиллинг).

В труппе (1978): солистки — Х. Бай, Г. Амброс, Р. Дрезель-Штарке, З. Кресман-Брюк, К. Маркварт, У. Митройтер, А. Зигерт, Н. Тумова; солисты — Р. Гавлик, В. Федянин, Ю. Хоман, Ф. Бай, Т. Хайнце, Д. Хюльзе, В. Менте, Н. Петров, П. Штайнбах, Х. Вандтке.

Художественный руководитель и главный балетмейстер — Шиллинг; руководитель молодёжной группы танцовщиков Ж. Вейдт.

Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама