Фестиваль в Мартина Франка

Festival della Valle d’Itria

Город
Мартина Франка
Год основания
1975
Тип
Автор
Palazzo Ducale. Фото Игоря Корябина

Нельзя сказать, что Мартина Франка — совсем незнакомое для российских меломанов географическое название на карте Италии, ибо обосновавшийся здесь Festival della Valle d’Itria более чем за тридцатипятилетнюю историю своего существования успел накопить впечатляющую дискографию оперных раритетов, в разные годы украшавших его афишу. Но ответ на вопрос, ступала ли когда-нибудь за эти годы нога российского меломана (а не журналиста) на вожделенную землю долины Итрия в дни проведения здесь уникального по своей задумке оперного смотра, скорее всего будет отрицательным… Увы, в родном Отечестве просто не сыскать (!) очевидцев музыкальных событий, которые с завидной периодичностью происходили и происходят на просторах далекого и жаркого итальянского Юга. Завеса отечественного информационного невнимания в отношении уникального «города искусств», ведь Мартина Франка давно уже немыслима без такого эпитета, просто поражает!

История и современность оперной долины апулийского Юга неразрывно связаны между собой. Парадокс, но история Мартина Франка и есть ее современность. Происхождение города начинает свой отсчет с Х века, когда множество переселенцев с окрестных деревень искали убежище на горе San Martino, чтобы защититься от набегов сарацинов. Уже тогда здесь существовало небольшое сообщество выходцев с соседних территорий. Отсюда и произошло название Мартина. В начале XIV века (1310 год) принц Таранто Филипп I Анжуйский построил здесь четыре небольших поселения, которые получили названия San Pietro dei Greci, Santa Teresa, Montedoro и San Martino, и даровал права и свободы каждому здешнему жителю. Мартина стала стратегическим оплотом интересов Франции на южной оконечности Аппенинского полуострова, поэтому к первоначальному названию добавилось Франка. Так возникла новая географическая единица Мартина Франка, сохранившая свое средневековое название до наших дней. Впрочем, в нынешнем обиходе вторая лексема названия часто опускается, но когда говорят Мартина, безусловно подразумевается Мартина Франка. В 1668 году семейство Караччиоло начало строительство правительственной резиденции Palazzo Ducale. Его многочисленные залы были впоследствии раскрашены фресками Доменико Кареллы. С этой важной вехи для Мартина Франка начинается новая жизнь, зарождаются истоки разнообразных искусств, появляются художники, поэты и литераторы, музыканты и ученые.

Современный облик города невозможно представить без барочных церквей и дворцов рококо, «античных» вилл и потрясающих видов долины Итрия, прекрасно сохранившихся в долинах трулло, зарослей дубовых рощ и старинных апулийских ферм с многочисленными стадами домашнего скота, пасущихся на заливных изумрудно-зеленых лугах. Трулло (ит. trullo) – традиционный деревенский дом в Апулии, крыша которого похожа на архаичное конусообразное сооружение восточного происхождения, полностью построенное из грубого камня без применения раствора. Конус заканчивается навершием, напоминающим ручку колокольчика, форма которой может варьироваться. И такую экзотическую достопримечательность можно увидеть только в Апулии! Центром провинции, в состав которой входит Мартина Франка, является Таранто, до которого всего 25 км. Он расположен на побережье одноименного залива Ионического моря, практически в подошве «итальянского сапога». Если через Таранто и Мартина Франка провести воображаемую линию и продлить ее до пересечения с Адриатическим побережьем, то Мартина окажется практически в центре этой линии, соединяющей два моря. Мартина Франка всегда дарит попавшему сюда путешественнику необычайно пьянящую атмосферу сказочного очарования красотой и архитектурной гармонией богатого исторического прошлого. Старинные узкие улочки бывшего крепостного города извиваются непрерывным причудливым лабиринтом стерильно белых домов, так что с не привычки в них можно и заблудиться… И будьте уверены – буквально на каждом шагу вас ожидает масса неожиданных визуальных впечатлений. Среди главных достопримечательностей – упоминавшиеся Герцогский Дворец (Palazzo Ducale) и Базилика Святого Мартина (Basilica di San Martino) – две главные фестивальные площадки. Праздник Святого Мартина ежегодно отмечается 11 ноября. В этот день обычно устраивается традиционная ярмарка.

Мартина Франка находится между двумя аэропортами. Один из них – в Бари (75 км), другой – в Бриндизи (60 км). Однако, если задаться целью попасть на Адриатическое побережье из России прямым авиарейсом, то рассчитывать можно лишь на чартеры до Римини (или реже – до Анконы). От них, преодолев на поезде весьма значительное расстояние (примерно за шесть часов от Римини и за четыре часа от Анконы) можно добраться до Бари, либо проехать еще дальше до Фазано, откуда до Мартина Франка останется всего 22 км, которые можно преодолеть на автобусе или, за неимением времени, на такси. От Бари или Таранто до Мартина Франка можно доехать и на поезде по железной дороге местного (регионального) значения, но этот вид регионального транспорта особой популярностью почему-то не пользуется. Таким образом, для российского туриста-меломана путь в фестивальную долину Итрия оказывается весьма и весьма тернистым. Но все тяготы и лишения продолжительного итальянского путешествия с лихвой искупаются обилием в Мартина Франка музыкальных и общепознавательных впечатлений.

Внутренний двор и сцена Palazzo Ducale. Фото Игоря Корябина

«Фестиваль – это уникальное событие в уникальном месте», – эти слова принадлежат Вагнеру. Безусловно, они имеют самое прямое отношение и к фестивалю в Мартина Франка. Ибо место это и впрямь благословенное. Подстать ему и фестиваль, возникший здесь в 1975 году. Festival della Valle d’Itria является членом Ассоциации европейских фестивалей и существует под патронажем Президента и Совета министров Итальянской Республики. Президентом Художественно-музыкального центра Паоло Грасси (Centro Artistico Musicale «Paolo Grassi»), по инициативе и при непосредственном участии которого возник и проводится фестиваль, является Франко Пунци, занимающий этот пост с 1980 года. С 2003 года он является также президентом Фонда Паоло Грасси в Мартина Франка (Fondazione Paolo Grassi di Martina Franca). Первым художественным руководителем фестиваля был выдающийся итальянский музыковед и музыкальный критик Родольфо Челлетти. Этот пост он передал своему ученику и преемнику Серджо Сегалини, который стоял во главе художественного руководства фестиваля на протяжении шестнадцати сезонов (с 1994-го по 2009 год включительно). С сезона 2010 года на посту художественного руководства его сменил Альберто Триола. У фестиваля в Мартина Франка есть и своя собственная «кузница» вокальных кадров. При Серджо Сегалини под эгидой Centro Artistico Musicale «Paolo Grassi» существовала певческая академия, которая так и называлась – Accademia Paolo Grassi. При Альберто Триоле «вывеска» слегка видоизменилась, но смысл ее остался тот же – Accademia del Belcanto «Rodolfo Celletti». Новая академия существует теперь непосредственно под эгидой Fondazione Paolo Grassi.

Хронологические рамки фестивального смотра охватывают примерно две декады: последнюю – июля и первую – августа (либо с середины июля до первых чисел августа). Как правило (по устоявшейся со временем традиции) ежегодно в афише – три оперных названия (каждое из которых прокатывается дважды). Спектакли, оркестровые рециталы оперных певцов и симфонические концерты даются в естественных интерьерах внутреннего двора Palazzo Ducale, в импровизированном театре под открытым небом. Представления другого репертуарного пласта программы – кантатно-ораториальных произведений (всевозможных месс, ораторий, реквиемов) – происходят в Базилике Святого Мартина; имеются также, как правило, несколько «выездных» дат для исполнения такого рода музыки в храмах и монастырях («киострах») близлежащих населенных пунктов. Кроме этого, на подобных площадках (как в самой Мартина Франка, так и в ее окрестности) даются и сборные вокальные (вокально-оперные) концерты под фортепиано или иные программы, тематика которых зачастую перекликается с основной программой или выявляет интересные музыкальные параллели.

Особый «заповедный» статус оперного форума в Мартина Франка объясняется отчасти ее существенной удаленностью от проторенных маршрутов массового музыкального туризма, отчасти тем, что Festival della Valle d’Itria – это, прежде всего, не смотр оперных звезд, а фестиваль-шкатулка подлинных раритетов: итальянских и французских (или немецких) малорепертуарных, практически забытых в наши дни опер или, наоборот, известных опер в неожиданных, необычных музыкальных редакциях. Справедливости ради заметим, что если судить только по операм, входящим в состав полной дискографии фестиваля (а общий перечень представленного на фестивале за всю его историю существенно больше!), то даже в этом случае можно сделать вывод, что в целом недостатка звезд фестиваль не испытывал. Еще одна особенность заключается в том, что интеллектуально-раритетная музыкальная продукция фестиваля отнюдь не для массового потребления, поэтому форум этот – весьма изысканный и, если хотите, даже элитарный: он рассчитан на подготовленного и искушенного зрителя, четко знающего, зачем ему стремиться сюда. А стремиться – для вокальных гурманов воистину есть зачем! Последовательность и выдержанность основополагающей творческой концепции этого праздника оперной музыки достойна всяческого уважения. Список изданных аудиозаписей опер, представленных на фестивале, насчитывает порядка шестидесяти (!) полных комплектов. Вне всякого сомнения, это достижение претендует быть занесенным в музыкальную Книгу рекордов Гиннеса!

Мартина Франка и ее жители возложили на себя миссию распространения общеевропейских идеалов и укрепления отношений между народами Европы с целью выявления своих собственных культурных традиций при безусловном уважении объективно существующих национальных различий. Этим усилиям воздавалось дважды: в июне 2003 года, когда Мартина Франка была отмечена Дипломом Совета Европы, и в июне 2004 года, когда она была награждена Европейским Почетным Флагом. Это лишь два первых шага на пути к завоеванию Европейского Приза, высшей почетной награды за исключительные заслуги в деле укрепления идеалов Европейского Союза. Начало пути пройдено. Над главным входом в Palazzo Ducale гордо реет желтозвездный голубой флаг, а жители Мартина Франка, опираясь на свой сильный общественно-духовный потенциал, намерены идти дальше на пути достижения высшего идеала Европейского Союза, чтобы в один прекрасный день жемчужина долины Итрия смогла бы гордо назвать себя «Европейской коммуной», городом с самоуправлением европейского типа. В 2010 году «город искусств» Мартина Франка с размахом отметил 700-летие своей славной истории, а ряд фестивальных мероприятий имел специальное посвящение этой дате. Официальные торжества прошли, но история «города искусств» и фестиваля уверенно продолжается…

Фотографии автора:
Palazzo Ducale
Внутренний двор и сцена Palazzo Ducale

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама