Teatro dell'Opera di Roma
Театр оперы и балета в Риме, Италия. Иногда называют «Театр Костанци», в честь создателя Доменико Костанци (1810-1898).
Римский оперный театр был построен частным подрядчиком и финансистом Доменико Костанци (1810-1898), архитектором проекта был миланец Акилле Сфондрини (1836-1900). Театр был построен за восемнадцать месяцев и открылся 27 ноября 1880 года постановкой оперы «Семирамида» Джоаккино Россини.
Одной из особенностей театра было его близкое соседство с отелем, также принадлежащим Костанци, между отелем и театром проходил подземный ход и постояльцы, в том числе актёры, если не хотели, чтобы их видели на улице, могли по этому ходу инкогнито проходить в театр.
Первоначально театр Костанци с вместимостью более 2200 зрителей имел амфитеатр, три яруса лож, две отдельные галереи. Купол украшали фрески Анибале Бругноли. Семья Костанци самостоятельно управляла театром, сначала сам Доменико, затем его сын Энрико и несмотря на то, что возникало намало финансовых трудностей, театр был одним из ведущих в Италии и провёл много мировых премьер, в том числе «Сельская честь» Пьетро Масканьи и «Тоска» Джакомо Пуччини.
В 1907 году театр был приобретён «Международной и национальной театральной компанией», управляющим театра была назначена Эмма Карелл, за четырнадцать лет её управления театр также оставался одним из ведущих в Италии. В нём проходило много мировых, европейских или итальянских премьер опер и балетов, в том числе «Борис Годунов» Мусоргского и балет Стравинского «Жар-птица» в постановке Русского балета Дягилева.
В ноябре 1926 года «Театр Костанци» был куплен Римским городским советом. Театр подвергся существенной перестройке по плану архитектора Марчелло Пьячентини: был перестроен фасад, центральный вход перенесен на противоположную сторону, внутри театра был убран амфитеатр и добавлен ещё один ярус, интерьер был украшен новыми лепнинами и декоративными элементами, заменена мебель и подвешена новая великолепная люстра 6 метров в диаметре с 27000 кусочков хрусталя. Театр получил имя «Королевский оперный театр» и вновь открыл свои двери 27 февраля 1928 оперой «Нерон» Арриго Бойто.
С 1946 года и по настоящее время театр называется «Римский оперный театр» («Римская опера»). В 1958 году здание было реконструировано и модернизировано еще раз и приобрело свой теперешний облик. Тот же архитектор Марчелло Пьячентини составил проект, затрагивающий изменение фасада, центрального входа и фойе, зал был оборудован кондиционерами и сделан капитальный ремонт. В настоящее время вместимость зала составляет около 1600 мест.
Римский оперный театр также имеет свои собственные оперную и балетную труппы и школу классического танца, балет в Риме не менее популярный, чем опера. С 1937 года, в летнее время оперный театр даёт свои представления на открытом воздухе в Термах Каракаллы, на фоне архитектурного памятника античных времён.
Источник: operaworld.ru
История оперы
С первых лет существования Римская опера стала одним из лучших оперных театров Италии. Здесь ставились «Семирамида» Россини (1880), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) Верди, «Манон» Массне (1894); состоялись первые постановки опер «Сельская честь» (1890), «Друг Фриц» (1891), «Ирис» (1898), «Маски» (1901) Масканьи, «Тоска» Пуччини (1900).
В 19 веке на сцене Римской оперы выступали крупнейшие певцы — Дж. Беллинчони, Э. Кальве, Ф. Де Лючия, Р. Станьо, X. Даркле, Э. Джиральдони, Ф. Таманьо, М. Баттистини, в первое десятилетие 20 века — А. Галли-Курчи, Э. Карузо, Э. Карелли, А. Бончи, Дж. де Лука.
В 30-е годы Римская опера ставила преимущественно произведения современных итальянских композиторов, в числе которых «Чужестранец» Пиццетти (1930), «Женщина-змея» Казеллы (1932), «Любовный фарс» Дзандонаи (1933), «Легенда о сыне-подкидыше» Малипьеро (1934), «Пламя» Респиги (1934).
В эти годы здесь выступали выдающиеся певцы — Б. Джильи, М. Канилья, Т. Скипа, Т. Даль Монте, А. Пертиле, Э. Стиньяни, Дж. Беки, Д. Аранджи-Ломбарди, Дж. Чинья, Т. Пазеро, А. Гранфорте, Р. Страччари, с конца 40-х годов — М. Каллас, Р. Тебальди, Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, Э. Бастианини, Т. Гобби, Дж. Симионато, Ф. Барбьери, Ф. Корелли, К. Бергонци.
В конце 40-х—50-е годы Римская опера испытывала послевоенные трудности, отразившиеся и на уровне постановок; к 60-м годам театр возрождается и приобретает славу музыкального центра столицы.
В репертуаре театра представлена мировая оперная классика, в т. ч. произведения русских композиторов — «Сказание о невидимом граде Китеже» (1960), «Евгений Онегин» (1965), «Псковитянка» (1969), «Хованщина» (1971).
Среди наиболее значительных постановок 70-х годов — «Набукко» (1970), «Жанна д’Арк» (1972), «Дон Карлос» (1974) Верди, «Так поступают все» Моцарта (1970), «Фаворитка» (1971) и «Дон Паскуале» (1972) Доницетти, «Фауст» (1972); «Весталка» Спонтини (1973), «Сорока-воровка» Россини (1973), «Парсифаль» (1974); «Пеллеас и Мелисанда» Дебюсси (1974).
Спектаклями дирижировали: Н. Сандзоньо, О. Де Фабритиис, К. Франчи, П. Маг, Т. Шипперс, Ф. Превитали. Ф. Молинари-Праделли, Л. Матачич, Б. Бартолетти, Ф. Маннино.
В. В. Тимохин
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982