Фестиваль «Болдинская осень»

Город
Нижний Новгород
Год основания
1986
Тип
Бюст А. С. Пушкина перед входом в театр, скульптор Т. Г. Холуева

В 1995 году у центрального входа в Нижегородский государственный академический театр оперы и балета установлен бюст А.С. Пушкина, выполненный заслуженным скульптором России Татьяной Георгиевной Холуевой.

«Пушкин осеняет нас своим именем»

Единственный праздник оперного и балетного искусства, посвященный А.С. Пушкину по праву носит прекрасное символическое название и проводится на Нижегородской земле, потому что здесь, в родовом имении Пушкиных, куда Александр Сергеевич приезжал в 1830, 1933 и в 1934 году, произошло поэтическое чудо, подарившее миру Болдинскую осень великого поэта.

«Идея пушкинского музыкального фестиваля прекрасна. Название его тоже оправдано, так как с Болдином связан один из ярчайших периодов творчества Пушкина. Вообще трудно себе представить русскую музыкальную культуру без Пушкина. Я хочу пожелать новому фестивалю счастливой судьбы, потому что такие музыкальные праздники в любой форме импульсируют интерес зрителя, слушателя», — напутствовал «Болдинскую осень» участник I фестиваля (1986 г.) народный артист России, дирижер Большого театра Фуат Мансуров.

«Мне думается, фестивалю „Болдинская осень“ суждена долгая жизнь, ибо неисчерпаемы произведения Пушкина, которые легли в основу уже написанных музыкальных произведений. И еще многие пушкинские сюжеты могут стать основой для создания новых опер и балетов. Всякое прочтение Пушкина — абсолютно удачное, наполовину удачное, экспериментальное — все равно многое дает, особенно для людей, занимающихся вопросами театра, любителей искусства», — Николай Эльяш, пофессор, заслуженный деятель искусств России.

«Сколько бы нас не делили в рамках СНГ или как-то еще, Пушкина не разделить, он — наш, общий. Он душа всех нас, но он и выше нас — явление космического порядка. С этими мыслями я выходил на болдинскую сцену, хожу по болдинской земле, этими же мыслями наполняюсь каждый раз, когда прикасаюсь к его творчеству», — Анатолий Соловьяненко, народный артист СССР.

Вначале была идея

Первый фестиваль состоялся в 1986 году, а, начиная со второго, который прошел в 1988 году, «Болдинская осень» проводится ежегодно.

У фестиваля есть своя история и добрые традиции, но в начале была идея. Она витала над театром с первых дней его жизни. Ведь не случайно вслед за «Князем Игорем», которым 24 октября 1935 года открылся первый в Нижнем Новгороде стационарный театр оперы и балета, 26 октября зрители увидели постановку «Евгения Онегина». Не случайно в репертуар Декады, посвященной памяти поэта и проходившей во втором сезоне, уже входили оперы «Евгений Онегин», «Русалка» и «Борис Годунов». 10 февраля, на второй день Декады, которую можно считать прообразом фестиваля «Болдинская осень», театру было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина.

Фестиваль приглашает

Фестиваль приглашает дирижеров и композиторов, хореографов и художников, артистов оперы и балета, режиссеров, музыковедов и театральных критиков, журналистов — всех, кто в своем творчестве и деятельности обращаются к Пушкину. Всероссийский по статусу, он с самого начала по существу стал Всесоюзным, а, начиная с шестого, является Международным. В «Болдинской осени» принимали участие гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Киева, Казани, Риги, Львова, Саратова, Самары, Екатеринбурга, Перми, Красноярска, Уфы, Челябинска, Чебоксар, Сыктывкара, Одессы. К нам на праздник приезжали из Испании, США, Польши, Германии, Японии, Аргентины, Югославии, Македонии, Италии, Чехии, Черногории.

Пушкинский театр

Мы поставили практически все классические «пушкинские» оперы и осуществили сценические прочтения произведений современных авторов, созданных на пушкинские сюжеты. «Алеко» С. Рахманинова первый раз в нашем театре поставил в 1943 году выдающийся режиссер Борис Покровский, который в 1937 году, сразу после окончания ГИТИСа, был приглашен в Нижегородский (тогда Горьковский) театр оперы и балета и с 1940-1943 год являлся его главным режиссером.

«Пушкинский репертуар» театра с 1935 по 2003 год включил 69 постановок, в афишу вошли 27 названий. Были поставлены оперы: «Евгений Онегин» П. Чайковского (1935, 1938, 1942, 1946, 1952, 1968, 1980, 1999), «Русалка» А. Даргомыжского (1937, 1944, 1953, 1984), «Борис Годунов» М. Мусоргского (1937, 1952, 1968, 1994, «Дубровский» Э. Направника (1937, 1946, 1965), «Пиковая дама» (1938, 1941, 1947, 1954, 1986) и «Мазепа» (1938, 1949, 1966, 1991) П. Чайковского, «Руслан и Людмила» М. Глинки (1943), «Алеко» (1943, первая постановка в стране после революции, 1975, 1992 — концертное исполнение) и «Скупой рыцарь» (1943, 1996) С. Рахманинова, «Золотой петушок» (1955) Н. Римского-Корсакова, «Каменный гость» А. Даргомыжского (1963, 1997, Италия), «Ай да Балда!» Б. Кравчеко (1974, первое сценическое прочтение, 1999), «Граф Нулин» и «Пир во время чумы» А. Николаева(1983, первое сценическое прочтение), «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова (1987, 2002), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» В. Плешака (1989, первое сценическое прочтение), «Мавра» И. Стравинского (2002, впервые в Н.Новгороде); оперетта «Акулина» Н. Ковнера (1964).

В 1993 году состоялось первое исполнение кантаты нижегородского композитора Б. Гецелева «Храни меня, мой талисман». В 2001 году сделана музыкально-литературная композиция по поэме А.С. Пушкина и опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», концертная композиция по опере М. Мусоргского «Борис Годунов» (1994), музыкально-литературная композиция по симфоничекой сюите Г.Свиридова и повести А. Пушкина «Метель» (1996), театрализованное представление «Пушкинский венок» (1999 г. к 200-летию со Дня рождения А. С. Пушкина. Поставлены балеты: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1937, 1949, 1958, 1967, 1978, 1988), «Цыганы» С. Василенко (1938), «Дубровский» — музыка В. Кикты, хореография А. Бадрака (1984, первое сценическое прочтения), «Метель» на музыку Г. Свиридова, хореография А. Бадрака (1986, первое сценическое прочтение), «Медный всадник» на музыку Р. Глиэра, хореография Б. Бударина (1993, первое сценическое воплощение), «Капитанская дочка» — музыка Т. Хренникова, хореография В. Бутримовича (2003, первое сценическое воплощение).

Зарубежные прелюдии

Двум фестивалям предшествовали заграничные прелюдии: в 1995 году, в пору Болдинской осени, Пушкинский праздник начался гастролями в Германии. Тогда спектакли «Борис Годунов» и «Мазепа» с триумфом прошли в 10 городах Земли Северный Рейн-Вестфалия; в 1998 году в Римской академической филармонии состоялась премьера совместной постановки оперы А. Даргомыжского «Каменный гость», осуществленная нашим театром и Римской Академической филармонией.

Основная идея фестиваля — представлять жизнь классических произведений на пушкинские сюжеты в музыкальных театрах страны и знакомить с новыми сценическими прочтениями произведений Пушкина нашими современниками.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама