Ныне этот музыкальный конкурс считается одним из самых престижных в мире, однако история его становления была долгой и трудной. У его истоков стояли знаменитый бельгийский скрипач и композитор Эжен Изаи и герцогиня Баварская Елизавета, которая в начале XX века вышла замуж за бельгийского кронпринца Альберта. Изаи задумал создать музыкальный конкурс с разнообразной программой, которая позволила бы молодым виртуозам продемонстрировать свою технику и артистизм. Однако этому замыслу не было суждено воплотиться при жизни музыканта.
Конкурс был основан в 1937 году под патронатом королевы Бельгии Елизаветы и назван в честь Эжена Изаи. 1937 год стал триумфальным для советской исполнительской школы. Первая премия была присуждена Давиду Ойстраху, а места с третьего по шестое также достались исполнителям из СССР.
Конкурс проводился и в 1938 году (победу одержал советский пианист Эмиль Гилельс), однако затем началась война, и у бельгийского правительства появились другие, более важные заботы. Конкурс был возрожден только в 1951 году, тогда же он получил свое нынешнее название.
Первоначально конкурс проводился по трём номинациям, среди скрипачей, пианистов и композиторов, по каждой номинации — раз в четыре года: в 1951 г. состязались скрипачи, в 1952 г. — пианисты, в 1953 г. — композиторы, четвёртый сезон был свободен, а затем цикл начинался заново. В дальнейшем эта регулярность была несколько нарушена, а в 1988 г. была добавлена четвёртая номинация — академический вокал.
Особенностью исполнительских конкурсов является то, что в полуфинале и/или финале для исполнения всем конкурсантам предлагается произведение бельгийского композитора (часто — отобранное на общенациональном конкурсе композиторов).
В фортепианной и скрипичной номинациях Конкурс королевы Елизаветы был отмечен значительными успехами отечественной исполнительской школы. Среди победителей — пианисты Владимир Ашкенази, Евгений Могилевский, Валерий Афанасьев; скрипачи Леонид Коган, Вадим Репин.
В 2007 году на конкурсе пианистов победила Анна Винницкая, в 2010 — Денис Коржухин.
Брюссельские соревнования музыкальной молодежи относятся к числу наиболее популярных современных международных конкурсов. Их история ведет свое начало с 30-х годов. Идея их организации была выдвинута выдающимся бельгийским скрипачом и композитором Эженом Изаи (1858–1931), имя которого и носили эти конкурсы в довоенную пору.
Вот как формулировал цели соревнования президент музыкального общества королевы Елизаветы в Брюсселе барон Бюффен: «В ту пору жизни, когда многие погружены в меланхолические сожаления о прошлом, Изаи думает о том, каков о будущее молодежи. Молодые артисты, только что вышедшие из консерватории, выброшены в жизнь и предоставлены самим себе, без всякой помощи. Самое трудное для них только начинается. Один должен пробавляться уроками, другой погибает в недрах оркестра, третий вынужден играть в кабаре.
Изаи все это знал лучше, чем кто-либо другой, его преследовали воспоминания о его собственных „хождениях по мукам“. Чтобы найти выход из этого положения, он создал несколько проектов, и в первую очередь — проект о музыкальном фонде, председателем которого он был. Но, к сожалению, болезнь не позволила ему продолжить начатое дело, лишь первый этап которого был осуществлен. Он желал дополнить его организацией международного конкурса скрипичной игры».
Такой конкурс и был проведен в 1937 году, а еще через год в Брюсселе состязались пианисты. Уровень соревнования уже тогда был очень высок. Требования, предъявляемые к его участникам, отличались той сложностью, которая была под силу лишь по-настоящему одаренным исполнителям. Разнообразная программа трех туров позволяла компетентному жюри наградить действительно достойнейших.
Одна из особенностей брюссельского соревнования — обязательное исполнение в финале инструментального концерта, специально написанного к данному конкурсу. Причем на разучивание такого нового концерта финалистам предоставлялась неделя, начиная со дня оглашения результатов второго тура. Запертые в специальных помещениях, конкурсанты готовились к решающему испытанию.
В обоих довоенных конкурсах триумфально выступили советские музыканты. Оба победителя представляли нашу страну — Давид Ойстрах и Эмиль Гилельс. Звание лауреатов завоевали также Я. Флиер, Е. Гилельс, Б. Гольдштейн, М. Козолупова, М. Фихтенгольц. Да и среди других победителей оказались артисты, завоевавшие в будущем международную известность, — скрипач Р. Однопосов, пианисты А. Бенедетти-Микеланджели, М. Джонстон (Лимпани), М. Брюшольри и др.
Вторая мировая война прервала традицию конкурсов имени Э. Изаи. Их преемником стал конкурс имени бельгийской королевы Елизаветы, которая была страстной почитательницей музыки с 1951 года.
Это соревнование проводится поочередно по трем специальностям: скрипке, фортепиано и композиции. Преемственность отразилась и на программе, и на условиях конкурса. В нем участвуют музыканты от 17 до 30 лет. К финалу допускаются 12 лучших, и каждый из них получает премию. Победитель награждается Большим международным призом имени королевы Елизаветы и золотой медалью.
В жюри входят крупнейшие музыканты современности. Нередко в его работе принимают участие лауреаты прежних конкурсов в Брюсселе — Д. Ойстрах, Р. Однопосов, Э. Гилельс, Я. Флиер, Л. Флейшер и другие.
Приятно, что сохраняется и традиция успешных выступлений на этих конкурсах молодых советских исполнителей. В качестве примера можно назвать имена скрипачей Л. Когана, М. Ваймана, Ю. Ситковецкого, А. Маркова, А. Михлина, С. Снитковского, пианистов Е. Могилевского, Н. Петрова, Е. Новицкую, выдвинувшихся на этих соревнованиях.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1972 г.