Пианист Виталий Самошко: «Я играю с любовью»

Виталий Самошко

В марте в шести фламандских городах проходят концерты Симфонического оркестра Фландрии. В программе, которой дирижирует Даниил Райскин, представлены Третья симфония Бородина, Четвертый концерт Рахманинова (солист — Виталий Самошко) и Девятая симфония Шостаковича. Наш корреспонент в Бельгии Майя Шварцман побеседовала с украинским пианистом Виталием Самошко, в 1999 году победившем на Конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе и с 2001 года проживающем в Бельгии.

— На некоторых афишах программа обозначена «Рахманинов-4», подразумевая номер исполняемого фортепианного концерта, а в некоторых брошюрах концерт носит ещё и дополнительный подзаголовок: «Из Украины с любовью». Cам собою вспоминается известный цикл Бродского «Ниоткуда с любовью». При том, что исполняется Третья симфония Бородина, концерт Рахманинова и 9-я симфония Шостаковича, не выглядит ли Украина несколько инородной в названии концерта?

— Дело в том, что сейчас большинство организаторов концертов хотят привлекать публику не просто к музыке, а к подаче некоей «концепции». К сожалению, часто изобретаются какие-то ярлыки, которым, по мнению музыкальных агенств, должен соответствовать приглашаемый солист. Я родился, вырос и учился в Харькове, Украина навсегда останется моей Родиной, там моя мама, мой брат... В Киеве я выиграл свой первый в жизни Национальный конкурс, когда мне было 15 лет. С тех пор я участвовал в 15-ти различных конкурсах — практически каждый год — и из них на 13-ти я был отмечен премиями, среди которых значатся пять вторых и четыре первых места. А на конкурсе Королевы Елизаветы в 1999 году в Брюсселе я взял Гран-при. Но музыкальным менеджерам, очевидно, интереснее всегда иметь меня в виду с товарным знаком Украины. Но соль не в этом. В этом названии акцент не на Украине, а на продолжении: «с любовью». Что бы я ни играл, где бы я ни играл — я играю с любовью, я срастаюсь с музыкой, которую исполняю. Скажем так: для меня это звучит не «ниоткуда с любовью», и не с Украины, а «отовсюду — с любовью».

— Это уже третий концерт Рахманинова, который Вы играете с этим оркестром. Помню своё впечатление от вашей интерпретации Первого концерта, но в особенности Третьего, который я, признаюсь, воспринимаю острее; помню, как захватывало дух и буквально душили слезы при наступлении побочной темы первой части, при том звуке, который возносил к небу рояль из-под Ваших пальцев. Но... Четвертый концерт кажется мне не таким величественным, а более фрагментарным по структуре, музыкально более калейдоскопичным, что ли... каково Ваше к нему отношение?

— Приступая к работе над концертом, всегда проживаешь несколько стадий своего врастания в эту музыку. Начинаешь с прослушивания различных записей — Ашкенази, Микеланджели и т.п., всех не упомянуть, — это только одна сторона предстоящего тебе отношения и исполнения. Я прослушал исполнение самого Рахманинова, как будто внял великому расказчику, как будто выслушал его личное высказывание: драматичное, ностальгическое... Но то, как я это воспринял и как я сам мыслю исполнение концерта — совсем другая история. Я захвачен этим концертом, я им живу, я открываю в нем всё новые и новые повороты, каких и не подозревал в начале... Вот, скажем, главная лирическая тема — это даже не молитва, это — откровение, воплощение высоты человеческой гордости, достоинства! — так слышу я это у Рахманинова. Но к этому приходишь не сразу. Приблизиться к тому уровню, на каком замыслил свой концерт автор — это долгий путь постижения: себя, его, музыки, мира, — путь неровный, но забирающий тебя целиком.

— Виталий, подобно ярлыкам музыкальных агенств, использующих солиста с определённой окраской, в существующих журналистских клише каждый исполнитель может быть представлен как пример некоей классификации. Он может быть или «юным», или «подающим надежды», или «начинающим», «неординарным», «маститым» — названиям нет конца. Надеюсь, вопрос не покажется Вам некорректным: кем ощущаете себя Вы?

— Я живу самостоятельной жизнью зрелого музыканта, который, при том, что он достиг опеределённого уровня в постижении, понимании и исполнении музыки, всегда готов учиться бóльшему. Я действительно учусь всему и всегда, так же и у своих учеников (я преподаю в консерватории Гента). Я состоялся как музыкант, у меня есть студенты, записи и концерты... Но благодарные источники и стимулы к развитию я нахожу всюду: в природе, в социуме, в книгах, в движении или в покое, в моих детях, в моей прекрасной семье. Меня окружает множество замечательных людей, поддерживающих и верящих в меня, и это настраивает меня на мажорный лад, не всегда, возможно, видимый со стороны.

Автор фото — Frederique Debras

реклама

вам может быть интересно

Незаигранный Вивальди Классическая музыка

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Реклама