Шпион в гламуре

«Идентификация Борна» Дага Лаймана

«Идентификация Борна» Дага Лаймана

Этот режиссер прославился молодежной драмой «Go» — энергетичной историей тарантиновско-мурзенковского типа, где один безумный, потерянный в наркотическом угаре уикенд трех американских подростков был восхитительно жестко закручен в невероятную драматургическую спираль. Это было очень здорово.

Лайман принадлежит к тому же поколению, что и К. Мурзенко, Г. Ричи, Т. Тиквер и многие другие, но идет своей дорогой. Это демонстрирует его «Идентификация...»: оставаясь внутри поколенческого стилевого потока, Лайман тем не менее лучше других действует на том жанровом поле, что застолбили его сверстники в других странах, на других континентах. Вроде бы — безделка, шпионский триллер. И вся сумма претензий, которую предъявляют к режиссуре этого типа, — наличествует. Клиповое мышление, перенавороченность драматургии, упоение экранной красивостью, тем, что ныне принято на всех языках называть гламуром, эдакая интернациональная стильность — эстетика глянцевых журналов — вместо индивидуального авторского стиля...

Но режиссер превращает все эти интернациональные особенности модной режиссуры в прием, он возводит их в квадрат, в куб, в тысячную степень. Он на все сто осваивает гигантский, блокбастерный голливудский бюджет и честно делает зрителю красиво. Да, это эстетика модного журнала о красивой жизни, но это и высокий стиль. Есть ведь журналы, которые читают ради них самих, а есть эдакие дамские «журнальчики» для тех, кто пытается сделать «от кутюр» былью.

Мечта о скольжении, жизни в движении, отполированном существовании и одновременно о расслабленности, комфорте. Технологичность не в ущерб уюту, энергетичность не без релаксированности. Насыщенные, приглушенные тона. Изысканный, другого слова и не подберешь, подбор актеров на все роли, на все эпизоды и микроэпизоды, а в центре — любовно-авантюрный дуэт Мэтта Дэймона и Франки Потенте, звезд молодых (это их очень счастливое качество), но сквозь их актуальные имиджи просвечивают классические образы старого Голливуда. И такая замечательная подсветка респектабельности, классичности во всем фильме.

Действие разворачивается в Женеве, Париже, на адриатическом побережье и альпийских курортах. Конечно, как тут не вспомнить «статусную» рубрику любого модного, гламурного издания — «Путешествие», «Туризм» или что-нибудь еще. Так вкусно снять Париж или Альпы дано немногим. Поразительно, что это делает автор «Go» — фильма о кассирше из супермаркета. И как делает! Что касается сюжета, то он тоже... Скажем так, респектабелен, хотя по сути стереотипен и старомоден. Пересказывать типовой вариант сценарной схемы из серии «теория заговора» — герой теряет память, обнаруживает себя игрушкой в руках непонятных спецслужб и счастливо избегает участи разменной фигуры в подковерных играх больших политиков — даже как-то неудобно.

Хотя там есть один очаровательный, очень старомодный прокол, вероятно, перекочевавший из первоисточника, романа знаменитого Роберта Ладлэма. Герой Дэймона обнаруживает, что у него есть именной дипозитарий в швейцарском банке. Заветный ящичек, а в нем увесистые стопки долларов и куча паспортов с собственной фотографией. Вот он — Джейсон Борн (США), вот он — Майкл Дж. Кейн (с парижским адресом), вот он — Фома Киняев (Москва)...

Хорош бы он был в России с таким паспортом, именем и фотографией. Вяжите меня, я есть Фома Киняев! Вспоминается знаменитая юмореска времен «холодной войны». Американский шпион приземляется где-то в Нечерноземье, прячет парашют, встречает местную колхозницу Машу: «Маша, я есть ваш новый агроном Ванья!» — «Врешь ты все, ты — американский шпион! Не бывает агрономов чернокожих!». Вот так они все и прокалываются, шпионы голливудские. Но в общем и целом этот фильм не прокалывается ни в чем.

Искомое состояние просмотра-пролистывания красивых картинок, буквально заполоняющее зрительское сознание эфемерным гламуром, — оно начинается с первых кадров. Правда, герой из этого мира больших денег и бешеных скоростей в итоге сбегает, но, согласитесь, это не история времен «холодной войны» про того же шпиона Ванью или героя классического романа Ле Карре, что более всего мечтает вернуться с холода, из командировки в «третий мир». Краткому экскурсу в высокие сферы мировой политики Дэймона и Потенте можно только позавидовать.

Анастасия Машкова

реклама

вам может быть интересно

Сентябрьские тезисы Классическая музыка