Поединок любви и смерти случится на фестивале в Зальцбурге

Старейший и самый знаменитый европейский музыкальный фестиваль стартует в этом году 26 июля и продлится до конца августа. Краеугольной темой оперных и драматических спектаклей, а также большей части симфонического репертуара станет дуэль любви и смерти. Интендант Юрген Флимм использует для фестивального девиза, на самом деле по традиции задающего тон всему происходящему, одну из самых сильных цитат из Песни Песней царя Соломона: «...ибо крепка, как смерть, любовь» и включает в основную программу семь опер, однозначно отвечающих отборочному критерию. Но филологическая сила организаторов Зальцбургского фестиваля никогда, со времен его легендарных основателей Гуго фон Гофмансталя, Макса Райнхардта и Рихарда Штрауса под сомнение не ставится. Так что этим летом в одной упряжке оказались «Дон Жуан», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Русалка», «Замок герцога Синяя борода», «Волшебная флейта» и «Ирмингард».

«Дон Жуану» будет отдано право открыть фестиваль. Наверное, это вежливый реверанс Моцарту, родившемуся в этом музыкальном городе, или немецкому режиссеру Клаусу Гуту, толковому интерпретатору опер Моцарта в юбилейный год. Напомню, что Гут поставил в 2006 году «Свадьбу Фигаро», которой продирижировал Николаус Арнонкур, а в роли Сюзанны занял Анну Нетребко. Продукция получила высокую оценку, а DVD с записью хорошо расходился. Клаус Гут уже ставил в Байройте «Летучего голландца», и постановка имела колоссальный резонанс. В нефестивальное время режиссер в паре со своим постоянным партнером сценографом и художником по костюмам в одном лице Кристианом Шмидтом работает в Цюрихе, Базеле и Мюнхене, не ограничиваясь оперной сценой.

Из последнего, что сделал Гут, — «Нюрнбергские майстерзингеры» в дрезденской Земперской Опере и «Золото Рейна» в Гамбурге. Что бы ни придумал Гут для «Дона Жуана» — это будет по меньшей мере интересно. В роли Жуана выйдет британский баритон, один из лучших исполнителей бриттеновского репертуара, Кристофер Мольтман. Донну Анну споет немецкая сопрано Аннетте Даш, хорошо зарекомендовавшая себя в операх Моцарта, Донну Эльвиру — Доротеа Решманн, а Церлину — наша соотечественница Екатерина Сюрина. За пультом — дирижер французского происхождения Бертран де Бийи, который, несмотря на свои сорок три года, уже давно руководит Оркестром Венского радио.

«Ромео и Джульетта» Гуно отдана в работу американскому драматическому режиссеру-экспериментатору Барлетту Шеру, в оперном мире замеченному пока лишь дважды, — он поставил «Севильского цирюльника» в Метрополитен и «Траур к лицу Электре» Марвина Дэвида Леви в Опере Сиэтла и Нью-Йорк Сити Опера. Ему принадлежит ряд удачных театральных экспериментов с текстами Шекспира, хотя основной профиль режиссера — драматический материал XX века. Дирижировать «Ромео» будет 33-летний канадец Янник Незэ-Сегэн, новоиспеченный руководитель Роттердамского симфонического оркестра (он назначен на этот пост после ухода Валерия Гергиева и к своим обязанностям приступит в августе нынешнего года, сразу после Зальцбурга). Круг музыкальных предпочтений Незэ-Сегэна пока трудно обозначить, он скорее всеяден, но с партитурами Гуно работал в этом году, когда в Опере Торонто ставили «Фауста». Вместо обещанной ранее Анны Нетребко Джульетту споет Нино Мачаидзе, Ромео — Роландо Вилазон и Джон Осборн по очереди.

Риккардо Мути отвечает за два спектакля фестиваля — за премьерного «Отелло» и «Волшебную флейту» в постановке Пьера Оди и Карела Аппеля 2006 года (кстати, неудачную и очень скучную). Поставить «Отелло» приглашен английский режиссер Стивен Лэнгридж. Он хорошо известен у себя на родине, где двадцать лет ставит оперы в национальных театрах Великобритании, а также руководит разными молодежными проектами в Лондоне. Из больших работ — режиссерский дебют в Ковент Гарден. Лэнгридж поставил там новую оперу сэра Харрисона Бертуисла «Минотавр» в сезоне 2007/08. Среди певцов «Отелло» — тенор из Латвии Александр Антоненко (Отелло), Марина Поплавская (Дездемона) и Карлос Альварес (Яго).

«Замком герцога Синяя борода» продирижирует сам Петер Етвеш, композитор нашумевших когда-то «Трех сестер». И сказка должна будет превратиться в жесткий экстрим, поскольку режиссером «Синей бороды» выступит голландец Йохан Симонс, звезда европейского авангарда, который только что ярко проявился на «Wiener Festwochen», а через пару лет и вовсе возглавит мюнхенский «Каммершпиль» — контракт с ним уже подписан.

Австрийский дирижер Франц Вельзер-Мест поработает над «Русалкой», еще одной оперой с ярко выраженной темой противоборства любви и смерти. В оркестровой яме будет сидеть родной дирижеру Кливлендский оркестр, хотя не менее виртуозно Вельзер-Мест обращается с оркестром Венской Оперы, что и продемонстрировал во время постановки «Кольца» в Вене нынешней весной. Режиссерами выступят Серджо Морабито и Йосси Вилер, слаженный дуэт постановщиков. В роли Принца — Петр Бечала, совсем нечастый гость Зальцбургского фестиваля.

Будет еще одна постановка, не совсем оперная, не совсем драматическая. Нечто гибридное. Сценарий «Ирмингард, или Силы судьбы» предложил Бернд Ешек, он же станет режиссером своего текста. Композитором и исполнителем в одном лице выступит Мноциль Брасс с группой медных духовых инструментов. Это копродукция с Рурской биеннале. Премьера пройдет на демократичной площадке «Републик».

Богат список оркестров и дирижеров, которые съедутся в августе в Зальцбург. Официальным оркестром фестиваля считается Венский филармонический, за его пультом побывают Пьер Булез, Джонатан Нотт, Риккардо Мути, Марис Янсонс и Эса-Пекка Салонен. Три концерта даст Кливлендский оркестр во главе с Францем Велзером-Местом, один — Берлинский филармонический во главе с Саймоном Рэттлом. Два гостевых оркестра — Симфонический оркестр Венского радио во главе с Бертраном де Бийи и Оркестр Института Аттерзее во главе с Жорди Савалем. Шесть концертов отведено Молодежному оркестру Симона Боливара из Венесуэлы.

Задумана целая программа «Континент Шаррино» — семь концертов, составленных целиком из произведений сицилийского композитора Сальваторе Шаррино, кстати, почти всех до одного замешенных на противостоянии любви и смерти.

Семь «Шубертовских сцен», пять «Моцартовских матине» с Зальцбургским оркестром Моцартеума, четыре сольных Лидерабенда — Маттиаса Герне, Томаса Квастхофа, Кристине Шефер и Йена Бостриджа. Плюс концерты солистов — пианисты Даниэль Баренбойм, Аркадий Володось, Альфред Брендель, Григорий Соколов, Рафаэль Блехач, Ланг Ланг, Николай Луганский, Маурицио Поллини, Кристиан Циммерман, а из скрипачей — один Вадим Репин.

В драматической программе — «Имярек» Гофмансталя в обновленной постановке Кристиана Штюкля (по традиции играется на Домплатц), «Преступление и наказание», премьера «Разбойников» и «Харпера Регана», масса молодежных проектов. В качестве гостевого поэта выступит нобелевский лауреат по литературе Орхан Памук.

Отвлекать от музыкального пиршества будет сама природа и архитектура — в черте города полным полно памятников архитектуры, а за чертой — гор и озер, не запертых в заповедники. Города-гиганты Мюнхен и Вена в приятной близости двух-, трехчасовой езды на поезде. Хотя программа, предполагающая по четыре мероприятия в день, уехать из городка Моцарта не позволяет.

реклама

вам может быть интересно

Темирканов, «Терем» и другие Классическая музыка