Татьяна Лиознова: имя — легенда

Татьяна Лиознова

Имя этой замечательной женщины стало легендарным после необыкновенного успеха телевизионного сериала «Семнадцать мгновений весны» (1971 — 1973). Сегодня можно сказать, что каждый фильм народной артистки СССР, режиссера Т. М. Лиозновой вошел в «золотой фонд» российского кинематографа.

Татьяна Михайловна пришла в кино в послевоенные годы. Поколение, пережившее лихую годину на фронте и в тылу, искало возможность рассказать правду о пережитом, о людях, познавших радость Победы. Неслучайно первые выпуски послевоенного ВГИКа дали нашему кинематографу таких выдающихся мастеров советского кино, как Г.Чухрай, С.Бондарчук, С.Ростоцкий, А.Алов и В.Наумов, В.Ордынский, П.Тодоровский, Ю.Озеров, и многих других. Среди них была и Татьяна Лиознова. На Киностудии им. Горького она начала работать в 1948 году режиссером-стажером на фильме «Молодая гвардия» С.Герасимова. С первой же самостоятельной работы Татьяны Михайловны («Память сердца», 1958 г.) обозначилось ее устремление к ярким, героическим характерам. Тема подвига, высокого самопожертвования звучит во многих ее картинах. Кстати, на нашей студии произошла ее встреча с Вячеславом Тихоновым, ставшим двадцать три года спустя героем легендарного сериала.

В 60-е годы Т.М.Лиознова создает картины «Евдокия» и «Три тополя на Плющихе», в которых с неподражаемым мастерством показана судьба и жизнь русской женщины. Великолепные актеры Л.Хитяева («Евдокия»), Т.Доронина и О.Ефремов («Три тополя на Плющихе»), воплотившие в образах своих героев добросердечность, душевную щедрость, искренность, на долгие годы определили судьбу этих фильмов как лидеров проката.

В 1971 году Лиознова приступает к жанру телесериала и опять вносит в проект что-то свое, новое. Но такова сила разностороннего таланта и мастерства Татьяны Михайловны. Образ мужественного и сдержанного, почти аскетичного советского разведчика оказался для зрителей воплощением доблести, порядочности, человечности. Исаев — Штирлиц в исполнении В.Тихонова стал самым любимым и близким, без преувеличения можно сказать — народным героем, а сам фильм побил все рекорды популярности, доказав, что отечественный сериал может конкурировать с любым зарубежным.

Татьяна Михайловна пробует себя во многих жанрах кинематографа — в 1981 году на экраны страны выходит музыкальная картина «Карнавал» с Ириной Муравьевой в главной роли и одновременно фильм по пьесе А.Гельмана «Мы, нижеподписавшиеся», показывающий социальную напряженность, характерную для последних лет времен застоя.

Все, кому довелось работать и общаться с этим удивительно энергичным, мудрым и остроумным человеком, знают о ее принципиальной и бескомпромиссной позиции во всех профессиональных, творческих и житейских вопросах. Во всем она была и остается человеком, серьезно относящимся к окружающим ее людям, к событиям, к миру. Татьяна Лиознова — концентрированное выражение творческой и жизненной энергии, которая и сегодня заражает всех, кто с ней работает. Она всегда рядом с нами, мы ощущаем на себе ее внимательный взгляд профессионала, коллеги и друга.

Поздравляя Татьяну Михайловну с юбилеем, желаем нашему дорогому и любимому режиссеру долгих лет жизни, благополучия и счастья!

Станислав Ершов
директор Киностудии им. Горького

реклама

вам может быть интересно

Бой с тривиальностью Классическая музыка
Северные настроения Классическая музыка