Русское наследие от иностранцев

Завершились гастроли Римского балета в Москве

29.05.2003 в 13:10

Впервые в России состоялись гастроли Римского балета, которые прошли на Новой сцене Большого театра. Хотя Италия и является родиной балета, в течение двадцатого века некогда знаменитый итальянский балет пришел в упадок, утратил репертуар, подрастерял виртуознейшую школу. И лишь искусство двух прославленных балерин — Карлы Фраччи и Алессандры Ферри — еще поддерживало его былую славу. За последние годы в этой стране наметился определенный «балетный ренессанс». Свидетельство тому — гастроли балета «Ла Скала» и балета Римской оперы, которые прошли в этом сезоне в Большом. С 2001 года Римским балетом руководит Карла Фраччи, благодаря которой у труппы сформировался уникальный репертуар. Он и был показан в Москве, чему способствовал творческий контакт труппы с Фондом Мариса Лиепы.

Эти гастроли, как ни парадоксально — уникальное явление именно в области русской культуры. Ровно 90 лет прошло с тех пор, как в Париже свои балеты «Игры» Дебюсси и «Весну священную» Стравинского показал гениальный 23-летний хореограф Вацлав Нижинский, стяжавший к тому времени славу лучшего танцовщика мира. Его постановки, на полвека опередившие самые смелые поиски модернистов, в исполнении знаменитой труппы «Русский балет» Сергея Дягилева вызвали грандиозный скандал. Их не поняла и не приняла парижская публика, хотя теперь очевидно, что именно с «Весны» и начался балет ХХ века. Они были показаны на сцене всего несколько раз. Из небытия их возродили ученые-энтузиасты — американский балетмейстер Миллисент Хадсон и английский искусствовед Кеннет Арчер, которые буквально по крупицам сначала восстановили «Весну» (1987), а потом «Игры» (1996) — последний специально для Фраччи.

Вместе с этими тонкими и очень точно воплощенными реконструкциями (Римский балет их танцует с большим энтузиазмом и отдачей, хотя кордебалет в «Весне» ярче солистки) были показаны фокинская «Шехеразада» в редакции Андриса Лиепы (наряду с итальянцами в ней выступили Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе) и «Три танца Айседоры Дункан», поставленные Хадсон именно для Карлы Фраччи. Любуясь вдохновенным мастерством балерины, в танце которой воскресали трагические эпизоды биографии знаменитой «босоножки», я в душе горевала о том, что мы в свое время так и не увидели Фраччи в романтическом репертуаре, который она исполняла бесподобно... Изысканная стилистка (это видно и по «Айседоре» и особенно по богатым весьма двусмысленными подтекстами «Играм», в трио которых также выступили Сильвия Курти и Рикардо ди Космо), она столь же тонко формирует репертуар, в котором в следующем сезоне появятся ранние балеты Джорджа Баланчина, приуроченные к 100-летию со дня его рождения.

Виолетта Майниеце

реклама

вам может быть интересно

Дивертисмент на конец эпохи Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

балет

Театры и фестивали

Римская опера

просмотры: 963



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть