Музыкальные причалы Селигера

Камерные вечера фестивального лета

Осташков, расположившийся на полуострове в самом центре Селигера, славится не только живописными видами озера, ансамблями древних монастырей, затейливыми домиками позапрошлых веков и свежевыловленным угрем на местном рынке, но и разнообразными музыкальными фестивалями. Летом их набирается более десятка: это и праздники детского творчества, и всевозможные фольклорные действа, и парады хоровых коллективов, и знаменитый на всю страну форум авторской песни «Распахнутые ветра», посвященный памяти Юрия Визбора. Фестивали проходят на разных площадках, добираться до которых удобнее всего по воде. Так что летом названия причалов впору переименовывать согласно очередному празднику.

Кульминация музыкального лета Селигера — старейший и самый уважаемый (не в обиду другим будет сказано) ежегодный фестиваль, основанный Ириной Архиповой шестнадцать лет назад. Это камерные вечера в трапезной старинной Воскресенской церкви — небольшом сводчатом зале с великолепной акустикой. Церковь составляет часть архитектурного ансамбля, в котором расположены музеи колоколов, древнерусской живописи и прикладного искусства, а также историко-краеведческие экспозиции. Перед концертами и в антрактах все это с интересом рассматривают слушатели, подчас приурочившие свой отдых на Селигере именно к фестивалю. Есть энтузиасты, приезжающие из окрестных сел, а также из Твери, Ржева, Москвы, Петербурга.

«Публика здесь всегда была доброжелательной и восприимчивой, — говорит Ирина Константиновна, — но самое ценное в том, что за много лет мы воспитали вкус к серьезной музыке и качественному исполнению. Меня радует, что на концертах много детей — и подростков, и дошкольников, которые внимательно слушают самые серьезные вещи». Участников фестиваля Архипова отбирает сама, заботливо следя за разнообразием жанров и пропорциональным соотношением малоизвестного репертуара с популярными сочинениями. Благодаря ей здесь выступали чуть ли не все российские знаменитости: Михаил Плетнев, Евгений Кисин, воспитанницы Нины Дорлиак, Мария Биешу, Андрей Корсаков, Дмитрий Хворостовский, лауреаты Конкурсов имени Глинки и имени Чайковского, состоявшихся в эти годы, и многие другие. А рядом с именитыми звездами Архипова с самого начала выводила на осташковскую сцену перспективную молодежь. Теперь даже концерты неизвестных в городе исполнителей проходят с аншлагами: публика уверена, что если Ирина Константиновна одобрила — музыкант стоит внимания.

На этот раз завсегдатаи фестиваля открыли для себя блестящего петербургского пианиста Петра Лаула, который представил энциклопедию фортепианных стилей: сонаты Гайдна и Шуберта, этюды-картины Рахманинова, сонаты и пьесы Скрябина. Впервые выступили на фестивале участники московского трио «Элегия» Владимир и Ирина Никоновы и Андрей Мустафаев. Их программа «Шедевры ушедшего века» состояла из глубоких драматичных произведений Шимановского, Кодая, Шостаковича, которые требуют особой сосредоточенности даже от знатоков, а также ностальгических обработок пьес Вила-Лобоса, де Фальи и Пьяццоллы. Публика приняла эти серьезные опусы вдумчиво и благодарно, во многом благодаря завидному ансамблевому мастерству музыкантов и располагающе сдержанной в эмоциональном отношении манере.

Певцы же задали празднично-приподнятый тон. Солисты Большого театра Петр Глубокий, выступавший в сопровождении трио «Московская балалайка», и Михаил Казаков исполняли популярные оперные арии и романсы. Ирина Бикулова и Павел Черных заворожили публику чувственными любовными дуэтами и страстными монологами героев «Тоски», «Трубадура», «Травиаты», «Иоланты», «Царской невесты» и «Евгения Онегина». Владислав Пьявко в компании молодых московских теноров устроил забавную пародию на шоу Доминго — Каррераса — Паваротти. А ансамбль Дмитрия Покровского показал зрелищные композиции песен донских, кубанских и «некрасовских» казаков и фрагменты русских обрядов, сопровождая действо увлекательными комментариями.

«Фестиваль такого уровня, конечно, можно было бы развивать как туристическую достопримечательность: найти зал побольше, повысить цены на билеты, запустить рекламу и так далее, — говорит мэр Осташкова Иван Павлов, с этого года взявшийся полностью финансировать праздник. — Но для нас важнее его просветительская миссия, возможность предоставить всем жителям города и края доступ к вершинам музыкальной культуры. Поддержка этого фестиваля — то же самое, что вклад в сохранение экологии».

Ярослав Седов

реклама