Модернизм в музыке и балете

Модернизм в музыке

Модернизм (франц. modernisme, от moderne — новейший, современный) — определение, относимое к ряду художественных течений 20 в., общим признаком которых является более или менее решительный разрыв с эстетическими нормами и традициями классического искусства.

На отд. историч. этапах в понятие М. вкладывался разл. смысл. В конце 19 — нач. 20 вв., когда это определение стало входить в обиход, оно применялось к творчеству таких композиторов, как Дебюсси, Равель, Р. Штраус. С сер. 20 в. под М. обычно понимают явления совр. муз. «авангарда» (см. Авангардизм), представители к-рого отвергают не только Дебюсси и Штрауса, но и Шёнберга и Берга как запоздалых выразителей «романтического мироощущения». Нек-рые сов. искусствоведы предлагали отказаться от термина «модернизм» в связи с его чрезмерной широтой и растяжимостью. Тем не менее он сохраняется в сов. и заруб. теоретич. лит-ре об иск-ве; в 60-70-х гг. был сделан ряд попыток уточнить и конкретизировать его значение.

В дореволюц. рус. критике слово «модернизм» истолковывалось б. ч. в прямом этимологич. значении как «власть моды», диктующей стремит. смену вкусов и художеств. течений, нарушение преемственности, пренебрежение к прошлому. Н. Я. Мясковский противопоставлял М. как поверхностное следование скоропреходящей моде подлинному, органич. новаторству. Мясковский и др. противники М. сумели верно подметить нек-рые отрицательные тенденции, проявляющиеся в бурж. иск-ве с нач. 20 в. X. Штуккеншмидт возвёл непрерывную погоню за формальными новациями, с такой же быстротой выходящими из моды, с какой они появляются на свет, в некий всеобщий обязательный принцип развития музыки: «Из всех искусств музыка представляется наиболее эфемерным… Слух больше, чем другие чувства, испытывает потребность в том, чтобы его все время услаждали новыми приманками, и такие находки, которые привлекают его сегодня, завтра уже будут разочаровывать».

Но эти неустойчивость и непостоянство эстетич. критериев, вызывающие лихорадочную смену формальных приёмов и методов композиции, служат только внешним проявлением более глубоко лежащих идейных процессов. В марксистско-ленинском искусствознании М. рассматривается как явление, связанное с кризисом бурж. культуры в период империализма и пролетарских революций. Осн. черта модернистского иск-ва — разобщённость художника и общества, отрыв от сил, творящих историю и активно преобразующих совр. действительность. На этой почве возникают тенденции элитарности, субъективизма, пессимистич. скепсиса и неверия в социальный прогресс. Нельзя считать всех художников-модернистов прямыми и сознательными выразителями бурж. идеологии, приписывать им такие качества, как человеконенавистничество, аморальность, культ жестокости и насилия. Среди них есть субъективно честные люди, критически относящиеся к ряду сторон бурж. действительности, осуждающие социальное бесправие, лицемерие «власть имущих», колониальный гнёт и милитаризм. Однако их протест выливается в форму пассивного отчуждения или анархич. бунта личности, уводящих от активного участия в социальной борьбе. Для М. в разл. его проявлениях характерна утрата целостности мироощущения, неспособность к созданию широкой, обобщающей картины мира. Эта черта была свойственна уже таким художеств. направлениям кон. 19 — нач. 20 вв., как импрессионизм и экспрессионизм. Растущее отчуждение личности в совр. капиталистич. обществе нередко приводит к возникновению болезненно-уродливых созданий модернистского псевдоиск-ва, в к-рых распад сознания влечёт за собой полный распад художеств. формы.

У отд. художников модернистские черты могут соединяться с положительными, прогрессивными элементами. Иногда эти черты преодолеваются художником в ходе развития, и он становится на позиции передового реалистич. иск-ва. В период догматич. ошибок в сов. искусствознании часто не учитывалась противоречивость путей совр. иск-ва, что приводило к огульному отрицанию многих значит. новаторских достижений 20 в. В лагерь реакционных модернистов безоговорочно зачислялись нек-рые крупные художники, творчество к-рых представляет неоспоримую художеств. ценность несмотря на противоречивость его идейно-эстетич. основ. Ошибочно также определять принадлежность к М. по чисто формальным признакам. Отдельные приёмы и средства художеств. выразительности могут служить разным целям и приобретают разл. значение в зависимости от того, в каком контексте они применяются. М. — понятие эстетически-мировоззренческого порядка, в основе к-рого лежит прежде всего отношение художника к миру, к окружающей его действительности. Гипертрофия формального начала, присущая ряду совр. муз. течений на западе, является следствием деградации синтезирующей способности художеств. мышления. Частный приём, выделенный из общей связи, становится основой для создания надуманных, рационалистич. композиционных систем, как правило, недолговечных и быстро сменяющихся другими, столь же искусственными и нежизнеспособными. Отсюда обилие всевозможных мелких групп и школ совр. «авангарда», отличающихся крайней нетерпимостью и исключительностью позиций.

Наиболее ярким выразителем идеологии муз. М. в сер. 20 в. был Т. Адорно. Он отстаивал позиции узкоэлитарного, отчуждённого иск-ва, выражающего состояние глубокого одиночества, пессимизма и страха перед действительностью, утверждая, что в наше время может быть «истинным» только такое иск-во, к-рое передаёт чувство растерянности индивидуума в окружающем мире и полностью отгораживается от каких бы то ни было социальных задач. Образцом подобного иск-ва Адорно считал творчество композиторов «нововенской школы» А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна. С сер. 60-х гг. в теоретич. декларациях и творч. практике заруб. муз. «авангарда» всё более определённо утверждается противоположная тенденция — к устранению «дистанции», отделяющей иск-во от жизни, к непосредственному, активному воздействию на аудиторию. Но это «вторжение в жизнь» понимается внешне и механистически, как привнесение элементов «театрализации» в исполнение музыки, стирание грани между музыкальными и немузыкальными звучаниями и т. п. Такое «искусство» остаётся по существу столь же отстранённым и далёким от насущных задач современности. Выход из порочного круга модернистских идей возможен только на пути приближения к реальным жизненным интересам широких нар. масс и актуальной проблематике наших дней.

Литература: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М., 1964; Современные проблемы реализма и модернизм, М., 1965; Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969; Лифшиц М., Модернизм как явление современной буржуазной идеологии, «Коммунист», 1969, No 16; Кризис буржуазной культуры и музыки, вып. 1–2, М., 1972–73.

Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Модернизм в балете

Модернизм (франц. modernisme, от moderne — новейший, современный) — понятие, обозначающее совокупность декадентско-формалистических течений в искусстве кон. 19 — 20 вв. Первоначально возникло в изобразительном искусстве для обозначения таких течений, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм и др. М. свойственны субъективизм и индивидуализм, формализм и распад художественного образа.

В балете черты М. нашли проявление в дегуманизации и формализме, в отрицании классич. танца, извращении естеств. движений человеч. тела, в культе уродливого и низменного, в распаде танц. образности (в частности, в попытках создания вычурно-уродливых танцев без музыки). Отмечая «противоестественность» модернистских танцев, М. М. Фокин писал: «Так танцуют те, кто хочет выдать себя за новаторов, быть модернистом, кто движим одним побуждением — быть непохожим на других… Это ужасная опасность искажения человека, усвоения болезненных навыков, потери чувства правды» («Против течения», 1962, с. 424 — 25).

Отрицая реализм и классич. традиции, разрушая систему классич. танца, М. в своём чистом виде может вести к отмиранию иск-ва, возникновению антиискусства. Поэтому творчество крупных и талантливых художников, испытавших влияние М., не сводится к этим влияниям, ими не исчерпывается его сущность.

Понятия М. и танца модерн нетождественны, хотя и соприкасаются. Нек-рые представители танца модерн испытали воздействие модернистских течений: экспрессионизма, абстракционизма, конструктивизма, сюрреализма. Вопреки этим влияниям их иск-во в его лучших образцах сохранило верность жизненной правде. Поэтому в пределах танца модерн были сделаны нек-рые частные пластич. завоевания, к-рые могут сочетаться с системой классич. танца и обогащать её на основе создания правдивых художеств. образов.

Литература: Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980; Модернизм, Сб. ст., 3 изд., М., 1980.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Певчий дьяк Церковная музыка
Тюник, тюника Балет и танец

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Страсти Церковная музыка
Pas saute, па соте Балет и танец
Temps lie, тан лиё Балет и танец
Эпизод Термины и понятия
Кобза Музыкальные инструменты
Контральто Опера, вокал, пение
Секстаккорд Термины и понятия
Австрийский балет Балет и танец
Жига Музыкальные жанры
Дудка Музыкальные инструменты

Реклама