Джаз-банд

Джаз-банд (правильнее джаз-бэнд, англ. jazz-band — первоначально жаргонное словосочетание, означающее «фривольный» или «малопочтенный» оркестр) — оркестр джазовой музыки. Название «джаз-банд» впервые появилось в 1915 на афише танц. ансамбля Т. Брауна из Нью-Орлеана, выступавшего в Чикаго под названием «Tom Brown’s Dixieland Jazz-Band» (см. Диксиленд). К исходу 1910-х гг. термин «джаз-банд» распространился в США и Зап. Европе благодаря гастролям и грамзаписям др. нью-орлеанского ансамбля — «Original Dixieland Jazz-Band», исполнявшего мелодии рэгтаймов и креольских песен в «горячей» импровизац. манере, заимствованной у негр. музыкантов. Ряд произв., созданных этим коллективом и записанных на пластинки в 1917 (в т. ч. «Tiger Rag», «Barnyard Blues», «Ostrich Walk» и «Clarinet Marmalade»), явился первым звучащим документом истории джаза и сохранился в репертуаре совр. диксиленд-ансамблей. Успех «Original Dixieland Jazz-Band» побудил негр. исполнителей также использовать название джаз-банд. В нач. 20-х гг. ведущим среди них был «Креольский джаз-банд» Джо Кинга Оливера, куда входил в числе др. Луи Сатчмо Армстронг. Лучшие записи этого ансамбля, сделанные в 1923 («Snake Rag», «Mabel’s Dream», «Workin' Man Blues» и ряд др. пьес), — классич. образцы нью-орлеанского джаза.

На протяжении последующего десятилетия понятие «джаз-банд» относили уже не только к указанному типу инстр. составов, но и к характерным для них особенностям исполнительской интерпретации материала (включая специфич. способы звукоизвлечения), и к их репертуару. В дальнейшем соответственная область муз. иск-ва стала называться просто джазом, а выражение «джаз-банд» вышло из употребления с ростом популярности нового стиля «суинг», опирающегося на иные принципы инструментовки и композиционной структуры.

В конце 30 — нач. 40-х гг. в связи с возрождением интереса к раннему периоду нью-орлеанского джаза термин «джаз-банд» вновь приобрёл актуальность (хотя и в огранич. масштабе). Это способствовало активизации таких ветеранов, как трубач Банк Джонсон, тромбонист Эдуард Кид Ори, кларнетисты Дж. Льюис и О. Симеон, а также вызвало к жизни ряд новых ансамблей типа Д.-б., создаваемых, как правило, любителями из числа молодёжи. Среди последних наибольшего художеств. успеха добились трубач Лю Уоттерс со своим «Yerba Buena Jazz-Band» (названным в честь одноим. острова близ Сан-Франциско) и тромбонист Терк Мёрфи, проводивший спец. музыковедческие исследования для реконструкции подлинного звучания старинных джазовых пьес в исполнении своего оркестра.

После окончания 2-й мировой войны 1939–45 традиции Д.-б. получили поддержку и за пределами США, в творчестве кларнетиста К. Лютера (Франция), трубача X. Литлтона (Англия), Г. Бэлла (Австралия), создавшего первый «Australian Jazz-Band», итал. группы «Roman New-Orleans Jazz-Band» и ряда др. коллективов в странах Старого Света. С сер. 50-х гг. ансамбли типа джаз-банд (именуемые обычно диксилендами) возникают в Польше (диксиленд З. Викарого), Чехословакии (секстет Л. Беззубки) и в СССР (Ленинградский диксиленд, моск. ансамбли В. Грачёва, А. А. Мелконова и др.), исполняющие джазовую классику, обработки современных мелодий, а также собственные произведения.

Литература: Condon E., Sugrue Th., We called it music, N. Y., 1947; Manone W., Vandervoort P., Trumpet on the wing, N. Y., 1948; Lоmax A., Mister Jelly Roll, N. Y., 1950; Ramsey Fr., Smith Ch., Jazzmen, L., 1957; Charters S. В., Jazz: New Orleans. 1885–1957, Belleville, 1958; Brunn H. O., The story of the Original Dixieland Jazz Band, New Orleans, 1960; Mezzrоw M., Wolfe В., Really the Blues, N. Y., 1966.

Л. Б. Переверзев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Гитара Музыкальные инструменты
Французская музыка Национальные культуры

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Тунисская музыка Национальные культуры
Сиринкс Музыкальные инструменты
Obligato, облигато Теория музыки
Ars nova, арс нова Термины и понятия
Чешская музыка Национальные культуры
Романс Термины и понятия
Кобза Национальные культуры
Уменьшённый лад Теория музыки
Дудка Национальные культуры
Осмогласие Церковная музыка

Реклама