80 лет нашему джазу
Оркестр-переполох — так поэтично перевел на русский язык загадочное словосочетание «джаз-банд» основатель джазовой традиции в России поэт и мим Валентин Парнах, сотрудничавший даже с самим Всеволодом Мейерхольдом. Событием, от которого ведется отсчет в истории отечественного джаза, стало выступление «Первого в Р.С.Ф.С.Р. эксцентрического оркестра — джаз-банда Валентина Парнаха», состоявшееся в ГИТИСе 1 октября 1922 года. Спустя 80 лет в Российской академии театрального искусства в час пополудни на той же сцене отметили астрономический юбилей, а фестиваль, посвященный круглой дате, проходил в течение трех дней в Концертном зале Чайковского и Большом зале Московской консерватории.
Устроители фестиваля и авторы его концепции Алексей Баташев и Майя Кочубеева дали публике уникальный шанс воспринять российский джаз как целостное и самобытное явление. В частности, оказалось возможным за один вечер проследить историю этого жанра, прошедшего в России непростой путь от ранних джаз-оркестров, заимствовавших репертуар у чернокожих исполнителей, до современных комбо с собственным репертуаром.
Несмотря на то, что записей первого джаз-банда не осталось, аналогичный по составу ансамбль собрал Лев Лебедев и воспроизвел тот джаз, который 80 лет назад впервые услышала художественная элита Москвы. Стремясь приблизиться по звучанию к оригиналу, Лебедев где-то разыскал саксофон 1918 года, а Борис Назаревский одновременно играл на контрабасе и большом барабане так, как когда-то это было в самом первом нашем джаз-банде.
Традиционный классический джаз продемонстрировали Moscow Band Владимира Лебедева и Уральский диксиленд Игоря Бурко. По восстановленным с грамзаписей партитурам играли Саратовский джаз-оркестр «Ретро» Никиты Духовникова, представший воскресшим Теа-джазом Утесова, и Биг-бэнд Федеральной пограничной службы России п/у Владимира Вепринцева, ставший на некоторое время возрожденным оркестром Эдди Рознера. Когда-то работавший у Утесова и Рознера ветеран джаза Борис Матвеев выступил с обоими коллективами — и как барабанщик, и как вдохновенный певец.
Незатейливая музыка, не претендующая на особые технические изыски, но все же требующая от музыкантов, в особенности духовиков, четкости и точности штриха, звучала в исполнении различных коллективов уверенно и профессионально. Главная же задача всех исполнителей заключалась в том, чтобы передать дух эпохи посредством звука, сохранить напористую, а порой даже грубоватую манеру игры. И, надо сказать, они в этом вполне преуспели.
Легенды джаз-фестивалей 60-х годов, времени расцвета джазового мейнстрима, скрипач Давид Голощекин и пианист Анатолий Кролл представили на сцене КЗЧ вместе со своими ансамблями собственные композиции. С квартетом Кролла две изысканные джазовые баллады великолепно спела Лариса Долина. Старейший джаз-оркестр мира — Оркестр Олега Лундстрема во главе с самим маэстро исполнял музыку И.Дунаевского, М.Блантера, А.Петрова, И.Якушенко, Ю.Чугунова и, конечно, Дюка Эллингтона, демонстрируя умение мгновенно переключаться с классического стиля на современный. По оригинальной партитуре, специально присланной из США, впервые был исполнен Давидом Голощекиным фрагмент «Либерийской сюиты» Эллингтона.
И все же для полноты картины (помимо заявленной, но не сумевшей из-за болезни дебютировать в качестве джазовой певицы Елены Образцовой) не хватало экспериментального, креативного джаза. Возможно, этот пробел мог бы восполнить концерт Алексея Козлова и группы «Арсенал», прошедший за два дня до начала проекта в ГЦКЗ «Россия». Программа «Опаленные временем», которой лидер «Арсенала» отметил 45-летие творческой деятельности, была составлена с учетом почти 30-летней истории группы. Пригласив на юбилейный вечер скрипача Феликса Лахути, вокалиста Валерия Каримова и гитариста Олега Пластинкина, Козлов все равно оставался главным героем концерта. Но если в глубине и силе звучания всего регистрового спектра саксофона Козлову не было равных, то вокал лидера группы, особенно в сравнении с мощными руладами Каримова, не выдерживал никакой критики. Впрочем, пение лидера «Арсенала» — память о первом официальном репертуаре группы, состоящем из арий рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» Э.Л.Уэббера.
Прошлое и настоящее: подражательный джаз-рок, концептуальный фанки-фьюжн, уверенный прогрессив-рок и, наконец, постмодернистская «Джазовая свобода» (попурри из авторских произведений Козлова, джазовых стандартов и классических тем Р.Вагнера) — тоже важная страница нашей 80-летней джазовой истории.
Наталья Светлакова