франц. gavotte, от прованс. gavoto, букв. — танец гавотов, жителей области Овернь во Франции
Старинный французский народный
танец. По-видимому, развился из 2-й части бранля. Вначале был
хороводным танцем. Отличит. черты гавота - умеренный темп движения,
чётный размер 4/4 или 2/2. начало с затакта в две четверти или
половинную длительность, членение по двутактам, завершающимся на
сильном времени, и чёткая ритмич. пульсация. Длительности менее
в гавоте обычно не встречаются. Гавот
нередко трёхчастен; 2-я часть более простого строения, иногда её
образует мюзет пасторального характера; затем повторяется 1-я
часть. Музыка гавота светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным,
иногда и с торжественным оттенком. Известен с 16 в. В 17 в. стал
придв. танцем, приобрёл грациозный и жеманный характер. Люлли ввёл
гавот в балет и в оперу; представлен он и в операх Рамо. Гавот
проникает в др. европ. страны, входит в инстр. сочинения крупной
формы, становится постоянной сост. частью танцев, инстр. сюиты, где
обычно следует за сарабандой, изредка предваряет её (сюиты Баха,
Генделя и др.).
И. С. Бах. Гавот из 3-й партиты для скрипки соло.
Как франц. придв. бальный танец вышел из употребления около 1830, сохранился в провинции и деревнях (особенно в Бретани). В рус. музыке высокохудожеств. образцы гавота создали П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, в 20 в. - С. С. Прокофьев (Г. из "Классической симфонии" и др.).