Сочинение музыки — это и процесс создания произведения, и результат. Творческий процесс протекает по-разному, даже у одного и того же автора. Многое зависит от мастерства, от жанра, от необходимых сроков для написания сочинения, от внешних эмоциональных импульсов, от множества других факторов, все учесть невозможно. Но, как бы то ни было, есть две стадии: обдумывание и запись. Обдумывание у одних композиторов происходит в процессе импровизации, у других — вообще без музыкального инструмента, только внутренним слухом. Но чаще эти формы сочетаются. Что же касается записи, то и здесь бывает по-разному. Д. Д. Шостакович, например, садился записывать уже готовое сочинение. У Л. Бетховена были целые тетради предварительных эскизов, в которых запечатлен весь его творческий процесс. Возможно, ему это было необходимо, поскольку сочинял он только внутренним слухом. Капельмейстеры XVIII века, вынужденные работать в предельно сжатых сроках, писали сразу начисто, похоже, что и обдумывание происходило вместе с записью музыки.
В историях о создании сочинений бывает много интересного, парадоксального. Зная их, по-другому воспринимаешь сами произведения. Сведения об этом содержатся в исследованиях жизни и творчества композиторов, они собраны из воспоминаний современников, собственных писем и дневников композиторов.
М. Г. Рыцарева