Югославская музыка

Категории словаря

Муз. культура народов Югославии развивалась в сложных историч. условиях разобщённости, порабощения и многовековой борьбы за нац. самостоятельность. Многонац. состав населения, разл. вероисповедания (православие, католицизм, протестантизм, ислам), культурно-историч. и территориальные связи с соседними народами, сам процесс этнич. ассимиляции населения Балканского полуострова способствовали многообразию нац. муз. диалектов. При общей для муз. фольклора всей страны слав. основе в нар. музыке Словении и частично Хорватии обнаруживается близость к нем.-австр. нар. творчеству, итал. песне (Адриатич. побережье), венг. крестьянской песне (сев.-вост. Хорватия); в фольклоре Боснии и Герцеговины, Македонии, юж. Сербии ощутимо воздействие ориентальной муз. культуры. Проступают и более древние истоки, восходящие к антич. и визант. культурам. Наибольшее своеобразие сохранил муз. фольклор центр. р-нов Хорватии, Сербии, а также Истрии, где бытуют древнейшие формы песенного творчества европ. народов, и Черногории (сюда меньше, чем в др. р-ны страны, проникали внешние влияния).

Особенно самобытны героич. эпич. песни Сербии и Черногории, исполняемые в своеобразной манере "оказывания" в сопровождении гусле, и песенно-танц. жанр коло, распространённый в многочисл. вариантах во всех областях Югославии (см. разделы о нар. музыке в ст. Македонская музыка, Сербская музыка, Словенская музыка, Хорватская музыка, Черногорская музыка).

Развитие проф. Ю. м. шло неравномерно; тормозило порабощение югославян. народов др. странами. Особенно тяжёлым было тур. владычество (15-19 вв.); в Хорватии и Словении, издавна отличавшихся более высоким общим уровнем проф. муз. иск-ва, проявлению нац. традиций препятствовало господство Габсбургов. Наиболее ранние образцы проф. муз. иск-ва (15-16 вв.) возникли в городах и монастырях Словении и Далмации (Адриатич. побережье Хорватии). Культурным центром в 16-17 вв. был Дубровник. В 15-18 вв. известность в странах Европы приобрели словен. и хорв. музыканты Ю. Слатконя, П. Трубар, А. Патриций, 10. Скьяветич и особенно Я. Галлус, И. Лукачич и И. М. Ярнович. В 18 - нач. 19 вв. крупными муз. центрами стали Любляна и Загреб. В Любляне в 1701 осн. Филармонич. академия, одна из старейших в Европе, в 1794 - Филармонич. об-во, занявшее место академии в муз. жизни города, в 1816 при об-ве открылась муз. школа - первая на Балканах. В Загребе в 1827 осн. Муз. об-во, в 1829 при нём - муз. школа. В этих городах постоянно гастролировали иностр. оперные труппы (итал. и нем.), муз. об-вами проводились симф. концерты. В Любляне в 1765 открыт Сословный т-р, в Загребе в 1797 - т. н. "Амадеев" т-р; в них ставились и оперные спектакли. В кон. 18 в. появились первые словен. оперы - "Белин" Я. Зупана (ок. 1780, не пост.) и "Весёлый день, или Женитьба Матичека" Я. Новака (1790). В словен. музыке, где особенно были заметны нем.-австр. влияния, утверждаются черты классич. стиля.

В 19 в. под воздействием нац.-освободит. движений югославянских народов интенсивнее стала развиваться муз.-обществ. жизнь, началось возрождение нац. муз. культур. Большую роль в этом сыграло обществ.-политич. и культурное движение (т. н. иллиризм) в Хорватии и родственные ему движения в Сербии и Словении. В Загребе открылся новый т-р (1834, позднее Хорв. нац. т-р), были пост. первые хорв. оперы "Любовь и злоба" (1846) и "Порин"(1897; соч. 1851) В. Лисинского. В Сербии в 1840-е гг. возник специфич. нац. муз.-театр, жанр "пьесы с пением". В музыке Словении получили распространение нац.-романтич. тенденции. С сер. 19 в. важнейшими очагами развития нац. муз. культур стали хор. об-ва в Сербии и Хорватии (первые в гг. Панчево Воеводина, 1838; в Загребе, 1839; Белграде, 1853) и т. н. "читальни" (род клубов) в Словении (первая - в Любляне, 1852). Особенно важную роль хор. об-ва сыграли в Сербии, где до нач. 20 в. они служили единств. центрами развития проф. муз. иск-ва. Для Ю. м. 19 в. характерно развитие гл. обр. песенно-хор. жанров; среди авторов массовых патриотич. песен, основанных на нар. мелодиях, - Ф. Ливадич и Лисинский в Хорватии Н. Джуркович н Й. Шлезингер в Сербии, Ю. Флейшман, Г. и К. Машеки в Словении.

В связи с новым подъёмом нац.-освободит. движений в 1860-х гг. возникли мн. культ.-просветит. орг-ции, муз. об-ва, муз.-уч. заведения, т-ры, к-рые способствовали дальнейшему развитию массовой муз. культуры и проф. иск-ва; таковы об-ва "Омладина" в Сербии (1866), Драм. об-во (1867), "Гласбена матица" (1872) и муз.-религ. "Цецилианское об-во" в Словении (1877: издавало муз. журн. "Cerkveni glasbenik", 1878-1945), гос. средние муз. школы в Любляне (1882), Белграде (1864; 1899 - ныне "Мокраняц", т. е. им. Мокраняца); Нац. т-р ("Народно позориште") в Белграде (1869), постоянная оперная труппа при Хорв. нац. т-ре (1870, с 1895 - в новом здании), новый Словен. нац. т-р (1892), при к-ром начала работать Словен. опера. В числе мн. новых хор. об-в - первые рабочие об-ва "Свобода" (1873) и "Слога" (1874) в Загребе, хор. об-ва в Крагуеваце (1876), Белграде (1880, позднее - "Абрашевич") и "Славец" (1884) в Любляне.

Среди первых проф. композиторов Сербии - К. Станкович, а также Д. Енко, словен. музыкант, работавший с 1863 в Белграде, активный деятель в области муз. т-ра. Дальнейшее развитие серб. нац. муз. культуры связано с творчеством и муз.-обществ. деятельностью Й. Маринковича и С. Мокраняца - первых классиков серб. музыки, авторов гл. обр. вок.-хор. соч. Наиболее крупный музыкант Хорватии - И. Зайц, композитор, педагог и дирижёр, многолетний руководитель Хорв. нац. т-ра в Загребе; с его именем связан длительный период (1870-1908) развития хорв. муз. культуры. Большое значение для нац. фольклористики имела деятельность Ф. Кухача, автора капитального труда "Южнославянские народные песни" (сб-ки записей 1600 песен в его гармонизации, т. 1-4, 1878-81); их публикация содействовала возрождению хорв. музыки после эпохи иллиризма и оказала влияние на развитие всей Ю. м. В Словении расцвет проф. нац. муз. культуры в кон. 19 в. связан с вок.-хор. и оперным творчеством романтиков Б. Ипавца, А. Фёрстера и Ф. Гербича (дирижёра Словен. нац. т-ра). В нач. 20 в. активизировалась исполнит. и творч. деятельность музыкантов в крупных городах - в Белграде инициатором оперных пост. и организатором серии концертов в исполнении воен. оркестра (осн. в 1899) был С. Бинички, автор первой серб. оперы "На рассвете" (1903), директор открытой в 1911 муз. школы "Станкович" (им. Станковича). В Нови-Саде И. Баич основал первый в Сербии муз. журн. "Српски музички лист" (1903) и муз. школу (1908, ныне его имени); ему же принадлежит популярная в Югославии опера "Князь Иво из Семберии" (1911). В Загребе после перерыва возобновила работу оперная труппа (1909); появились нац. оперы хорв. композиторов - "Огонь" Б. Берсы (1906) и "Возвращение" Й. Хатзе (1911). Оперные спектакли начали ставить также в Нар. т-ре в Осиеке. В Любляне широкую муз.-просветит. деятельность вёл чеш. дирижёр В. Талих, выступавший с оркестром Словен. филармонии (осн. в 1908). В 10-е гг. словен. композиторы во главе с Р. Савиным (автор оперы "Прекрасная Вида", 1907) объединились вокруг журн. "Novi akordi" (1901-14; ред. Г. Крек). В ряде городов Словении об-вом "Гласбена матица" были открыты муз. школы. Наряду со Словен. оперой в Любляне начали работать оперные труппы в Триесте и Марнборе.

Объединение югославян. народов в Королевство сербов, хорватов и словенцев (1918, с 1929 - Югославия) способствовало сближению их культур, формированию общих черт, ставших типичными для совр. Ю. м. в целом. В муз. жизни крупных муз. центров в 20-30-е гг. начался заметный подъём. Открылись высшие муз. уч. заведения - в Загребе (консерватория, 1916, с 1922 - Муз. академия), Любляне (консерватория, 1919, с 1939 - Муз. академия; в 1934 осн. Ин-т муз. фольклора) и Белграде (Муз. академия, 1937). Созданы муз. школы в Сараево (1920), Скопье (1928), Цетине (1932), Баня-Луке (1934), Подгорице (ныне Титоград, 1937); организованы филармонич. оркестры в Загребе (1919), Белграде (1923), Сараево (1923), Любляне (1935), квартеты и трио в Загребе, Белграде и Любляне, камерный ансамбль "Коллегиум музикум" при Белградском ун-те (1926), камерный хор "Загребские мадригалисты" (1930), загребский камерный оркестр (1930-е гг.) и др. Больших успехов достигли труппы оперных т-ров в Белграде (осн. в 1920, в 1924-35 рук. С. Христич), Загребе (в 1929-40 рук. К. Баранович), Любляне (в 1925-1939 рук. М. Полич); оперные спектакли шли в Сплите (с 1922), Сараево (с 1929), Скопье (с 1936). Наряду с ранее существовавшими активную деятельность вели и созданные в 20-30-е гг. хор. об-ва, среди к-рых выделялись Белградское хор. об-во, "Обилич", "Станкович", "Абрашевич" в Белграде, "Коло", "Лисинский", "Младост-Балкан" в Загребе, хор при "Гласбене матице", "Славец", Акад. хор и "Люблянский колокол" в Любляне, "Вардар" и "Мокраняц" в Македонии, "Горный венец" в Черногории, а также рабочие хор. об-ва в Боснии и Герцеговине. Выходили муз. журн. "Музика" (1928-29), "Музички гласник" (1922, 1928-34, 1938-41) и "Звук" (1932-36) в Белграде, "Muzicka revija" (1932) в Загребе, "Pevec" (1921-38) и "Zbori" (1925-34) в Любляне.

В 1920-30-е гг. формировались композиторские школы в Сербии, Хорватии, Словении; зарождалось проф. творчество в Боснии и Герцеговине, Македонии, Черногории. В муз. иск-ве Сербии и Хорватии сразу утвердилось нац. направление, представленное вок.-хор., сценич. и орк. произв. П. Конёвича, М. Милоевича, С. Христича в Сербии, К. Барановича, Я. Готоваца, Й. Славенского (с 1924 жил в Белграде) в Хорватии. Среди лучших нац. муз. соч. - оперы "Сумерки" Христича (1925), "Коштана" Конёвича (1928), "Стрижено-кошено" Барановича (1932), "Эро с того света" Готоваца (1935), балеты "Пряничное сердце" Барановича (1924), позднее "Охридская легенда" Христича (1947, 2-я ред. 1958), симф. и камерные произв. Славенского (среди них - "Восточная симфония", "Балканофония", "Четыре балканских танца"), а также многочисл. вок. соч. Конёвича, Готоваца, Славенского, Христича, продолжавшие лучшие традиции нац. певческой культуры. В Словении под влиянием зап.-европ. музыки большое развитие получили совр., в т. ч. модернистские, течения. Черты экспрессионизма и конструктивизма ощутимы в творчестве М. Когоя и С. Остерца; импрессионистич. приёмы письма развивал Л. М. Шкерьянц. Нац.-романтич. тенденции проявились в симф. произв. Б. Арнича; к нар. истокам обратился в 30-е гг. и М. Бравничар. Среди первых композиторов, хор. дирижёров и фольклористов др. областей страны - Ф. Мачейовский, В. Милошевич (Босния и Герцеговина), Ж. Фирфов, Т. Скаловский, Т. Прокопиев (Македония), А. Иванович (Черногория). В кон. 30-х гг. выдвинулись первые в Югославии музыковеды-марксисты и композиторы П. Марковац и В. Вучкович (погибли во время фаш. оккупации). В годы 2-й мировой войны 1939-45 почти все культурные орг-ции, театры и уч. заведения прекратили деятельность. Мн. музыканты, в т. ч. композиторы, боролись в рядах Нар.-освободит. армии, ушли в подполье, работали в агитбригадах и Т-ре нар. освобождения (осн. в 1943); среди них - О. Данон, Н. Херцигоня, С. Бомбарделли, М. Козина. Они писали гл. обр. массовые хор. песни.

После освобождения страны (с 1945 - ФНРЮ, с 1963 - СФРЮ) и утверждения социалистич. строя начинается расцвет Ю. м. В 1949 проведена реформа муз. образования. Почти во всех городах Хорватии и Словении, во мн. городах Сербии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Черногории открылись начальные муз. школы. Новые средние муз. школы созданы в Белграде, Загребе, Мариборе, Сараево, Мостаре, Скопье, Цетине (позднее переведена в Котор) и ряде городов Сербии и Хорватии; осн. Муз. академия в Сараево (1955); в Высших педагогич. школах Приштина, Загреба, Любляны, Скопье осн. муз. ф-ты; филиалы Белградской муз. академии открыты в Нови-Саде и Нише. В 50-е гг. осн. Музыковедч. ин-т при Серб. АН, Ин-т музыкознания при Люблянском ун-те, создан Отдел музыки при Югосл. АН и иск-в в Загребе, ин-ты по изучению фольклора. Организованы мн. творч. союзы, в т. ч. CK Югославии (1950) и отд. республик. Возобновили деятельность и добились высоких творч. результатов оперные т-ры в Белграде (рук. О. Данон), Загребе (дир. М. Башич, И. Вулевич), Любляне (рук. и дир. С. Хубад, В. Водушек, Д. Швара, Д. Жебре); открыты оперные т-ры в Сараево (1946), Риеке (1946), Скопье (1948), осн. оперные труппы в Нови-Саде, Суботице (1945), Сплите (1946). Организованы мн. исполнит. коллективы - симф. оркестры и хоры Радио в Любляне, Загребе (переименован позднее в оркестр Загребской филармонии), Белграде, Сараево, Скопье, Титограде; Акад. хор и оркестр Дома Югосл. нар. армии (Белград), филармонич. оркестры в Любляне, Мариборе, Риеке, Нови-Саде, Сараево, Скопье, Муниципальный оркестр в Дубровнике, мн. камерные ансамбли, в т. ч. "Загребские солисты" (1954), и др. Во всех республиках созданы ансамбли нар. песни и танца ("Коло", "Ладо", "Танец", "Oрo", "Шота" и др.), многочисл. проф. и самодеят. хор. коллективы. Регулярно проводятся фестивали, в т. ч. междунар. "Дубровницкие летние игры" (с 1950), "Сплитские летние игры" (с 1954), "Загребский биенале" (с 1961). Выходят муз. журн. "Звук" (возобновлён в 1955), "Музика и школа" (с 1956), "Pro musica" (с 1964) и др.

С 50-х гг. югосл. композиторы развивают нац. традиции, широко используя совр. приёмы письма; среди них - М. Ристич, С. Раичич, А. Обрадович, М. Логар, Д. Радич, Э. Йосиф, П. Бергамо (Сербия), С. Шулек, Н. Девчич, Б. Папандопуло, И. Брканович, М. Келемен, Б. Сакач, И. Лхотка-Калинский (Хорватия), П. Рамовш, М. Козина, И. Петрич, Д. Швара (Словения), В. Николовский, Б. Ивановский, Т. Зографский (Македония), Д. Шкерл (Босния и Герцеговина); в числе известных музыковедов и фольклористов - Й. Андрейс, Д. Цветко, С. Джурич-Клайн, М. Василевич, В. Жганец, К. Ковачевич. Среди музыкантов-исполнителей: дирижеры - О. Данон, Ж. Здравкович, Д. Жебре, С. Хубад, М. Башич, А. Янигро, М. Хорват; пианисты - Д. Трбоевич, А. Прегер, З. Марасович, Й. Мачек, Ю. Мурай, Б. Мусулин; скрипачи - И. Озим, К. Рупел, В. Маркович, И. Пинкава, Й. Колунджия; виолончелист В. Дешпаль; певцы и певицы - М. Чангалович, Б. Цвейич, В. Хейбалова, Б. Нури-Хаджич, С. Юринац, В. Руждьяк, Л. Корошец, В. Буковец, Р. Бакочевич, З. Крнетич.

Литература: Асафьев Б., Из области югославянского народного музицирования и взаимосвязи русской и славянской музыки (экскурсы), "СМ", 1946, No 5-6, то же в его кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; его же, О народном музицировании Югославии, "СМ", 1947, No 1-2, то же в его кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; Вукдрагович М., Музыка в Югославии, "СМ", 1957, No 7; Maртынов И., Стеван Мокраньяц и сербская музыка, М., 1958; Ямпольский И., Музыка Югославии, М., 1958; Из прошлого югославской музыки. Сб. статей югосл. музыковедов, М., 1970; Николовски В., На новом пути, "СМ", 1970, No 11; Andrеis J., Zlatic S., Yugoslav music, Beograd, 1959; Andreis J., Cvetko D., Duric-Klajn St., Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962; Slowenische Komponisten des 20. Jahrhunderts, Ljubljana - Kцln, 1975. См. также лит. при статьях Македонская музыка, Сербская музыка, Словенская музыка, Хорватская музыка, Черногорская музыка.

Е. И. Гордина

реклама

вам может быть интересно

Подобен Церковная музыка
Норвежская музыка Национальные культуры

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Интерлюдия Термины и понятия
Тональность Термины и понятия
Додекафония Термины и понятия
Древнееврейская музыка Национальные культуры
Сонатная форма Термины и понятия
Римская школа Термины и понятия
Комедия-балет Балет и танец
Элегия Музыкальные жанры
Мотет Музыкальные жанры

Реклама