Эхо (греч. nxo — звук, голос, молва, отголосок, эхо; Hxo — Эху (имя нимфы)) — по античным мифологическим сказаниям, излагаемым Овидием, Апулеем, Авзонием и др. древними авторами, Эхо — нимфа, дочь речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы; прóклятая Герой (по римской мифологии — Юноной), Э. не могла заговорить первой, а на вопросы отвечала лишь повторением последних слов; отвергнутая Нарциссом, она превратилась в камень.
Термином «эхо» с древнейших времён обозначали эффект отражения звуковых волн. Если отражение доходит до слушателя менее чем через 1/20 сек. после осн. звука, оно сливается с ним и усиливает его, если через 1/20 сек. и более, — оно воспринимается как отд. отзвук и может существенно затруднять понимание слов, восприятие музыки.
В муз. произв., использующих приём Э., как и в природном Э., повторение тех или иных интонаций и муз. фраз даётся в более тихом звучании, зачастую отделяется и темброво-регистровыми средствами. Эффект Э. оказывается наиболее сильным в тех случаях, когда в вок. музыке повторяются окончания построений с теми же последними слогами текста. Такое Э. с 16 в. часто использовалось в итал. мадригалах, мотетах, кантатах, операх. Порой в оперы включались целые сцены, построенные на многократном использовании эффекта Э. («Королева фей» Пёрселла, «Орфей и Эвридика» Глюка, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса и др.).
Эффект Э. применялся и в инстр. музыке — в произв. для клавишных инструментов типа фантазии и вариаций, а также в камерных и симф. соч. (А. Банкьери, «Fantasia in eco», 1603; Б. Марини, «Sonata in eco», 1629; К. Стамиц, «Symphonie en echo», 1721). Изредка к эффекту Э. обращался И. С. Бах (последнюю часть увертюры h-moll во 2-й тетради «Клавирных упражнений», BWV 831, он и назвал «Эхо».). Эффект Э. использовали и венские классики (Й. Гайдн, «Эхо» для 2 струн. трио, Hob. II, 39; В. А. Моцарт, Ноктюрн для 4 оркестров, K.-v. 286). Обозначение «эхо» при назв. органных регистров указывает на нежность их звука (в нем. органах Zartflute, букв. — нежная флейта, зачастую наз. просто «эхо»; во франц. — Cornet d’echo).
E. В. Герцман
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.