Пантомима

Пантомима (от греч. pantomimos — актёр, играющий с помощью одних телодвижений, букв. — всё воспроизводящий подражанием).

1) Искусство выражать чувства и мысли посредством мимики и жестов.

2) Вид театрального представления, сопровождаемого музыкой, в котором художественный образ создаётся без помощи слова, посредством выразительности движений, жестов, мимики. Такие П. были известны уже в Др. Египте и Др. Греции; в Др. Риме они пользовались большой популярностью. Муз. сопровождение состояло из пения хора и игры инстр. ансамбля.

В эпоху Возрождения, особенно в Италии, были распространены П. аллегорич. содержания. Они входили в исполнявшиеся на разл. придв. торжествах интермедии, позднее стали включаться и в придв. театр. представления, сыграв определённую роль в формировании жанров оперы и балета. Со времени Ж. Ж. Новера П. становится важным элементом балетного иск-ва; применяется в балете в органич. сочетании с танцем (т.н. действенный танец) или сюжетной игровой сценой.

П. использовались также в разл. нар. представлениях — ср.-век. мистериях, спектаклях комедии дель арте, ярмарочного театра, арлекинадах. Элементы арлекинады нашли применение в цирке, немом и звуковом кино.

Рядом композиторов 20 в. создавались П. в виде отд. соч. или частей крупных муз.-сценич. произведений (П. «День рождения инфанты» Шрекера, 1908, «Дафнис и Хлоя» Равеля, 1912, балет-П. «Чудесный мандарин» Бартока, 1918–19, «Кардильяк» Хиндемита, 1952).

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Пантомима в балете

1) Вид сценич. иск-ва, в к-ром осн. средство создания художеств. Образа — пластич. выразительность человеч. тела (поза, жест, мимика). Большое место П. занимала в театр. и танц. представлениях Др. Греции и Др. Рима, в ср. века к П. обращались бродячие актёры, в сер. 16 в. её вводили в итал. комедию дель арте; в т-ре народов Востока она сохраняется и в 20 в. П. — один из жанров совр. эстрады и цирка.

2) В балете — особое средство создания хореографич. образа (см. Образ хореографический), соотнесённое с танцем. Танец и П. нередко уподобляются соотношению арии и речитатива в опере. В танце преобладает выразит, начало, в П. — изобразительное; танец имеет более обобщённый характер, П. — более конкретный; танец чётко ритмизирован и основан на повторности пластич. мотивов, П. ритмически и пластически более свободна и разнородна; движения в танце более слитны и непрерывны, в П. — более раздельны и разрознены. П. роднит балет с драматич. т-ром, танец — отличает от него. В балетах 18 — 19 вв. П. чаще служила для выражения действия, танец — состояния. Пантомимные эпизоды были обособлены от танцевальных, в них широко применялись условные жесты. Балетм. Ж. Ж. Новер, а впоследствии и М. М. Фокин стремились к стиранию резких граней между танцем и П., к объединению их выразит, возможностей.

В советском балете П. имеет большое драматургич. значение. Однако гл. выразит. средством в нём является не П., а танец. Роль П. — вспомогательная, дополнительная, конкретизирующая. Значение П. иногда переоценивалось, балетмейстеры стремились к односторонней драматизации в ущерб богатству танцевальной выразительности. Тип спектакля, в котором П. преобладала и несла главную действенную функцию, а танец имел преим. дивертисментный и развлекат. характер, на определённом этапе стал тормозом в развитии балетного т-ра. Эти недостатки были преодолены в пост. Ю. Н. Григоровича, И. Д. Вельского, О. М. Виноградова, Н. Н. Боярчикова и др. балетмейстеров, где найдено верное, специфич. для балета соотношение танца и П. Последняя может играть в балете роль самостоят. эпизода или её элементы могут быть включены в танец, но гл. значение в балетном спектакле имеет танц. выражение действия. Резкой грани между танцем и П., однако, не существует, возможны переходные явления. В этих случаях говорят о танцевальной П. или о пантомимном танце (сцена обручения в «Ромео и Джульетте», балетм. Л. М. Лавровский). Яркие образцы П. содержатся в спектаклях Григоровича «Иван Грозный» на муз. Прокофьева и «Ангара» Эшпая, где она дополняет танц. действие.

Литература: Новерр Ж.-Ж., Письма о танце и балетах, [пер. с франц.], Л. — М., 1965; Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера, Л. — М., 1962; Карп П., О балете, М., 1967; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В.В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; Лопухов Ф., Хореографические откровенности, М., [1972]; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Терцет Термины и понятия
Croise, круазе Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Афганская музыка Национальные культуры
Венесуэльский балет Балет и танец
Доминанта Термины и понятия
Рига Города
Индийская музыка Национальные культуры
Звукорежиссёр Термины и понятия
Генеральная репетиция Термины и понятия
Мелос Термины и понятия
Сольфеджио Термины и понятия
Cantus firmus, кантус фирмус Термины и понятия

Реклама