от греч. prosodia — акцент, ударение
В античной грамматике учение об акцентах и о долготе слогов, определяющей их "певучесть". Под акцентом понималось не динамическое, но связанное с "речевой мелодией" выделение соответств. слога (см. Мелос). Согласно Дионисию Галикарнасскому (1 в. н.э.), "речевая мелодия" занимала объём квинты. С течением времени др.-греч. язык насыщается динамич. акцентами, тогда как значение в нём мелодич. акцентов уменьшается, особенно в обыденной речи. В возвышенной поэтич. речи мелодич. акценты сохраняются дольше. Об этом свидетельствуют немногие дошедшие до нас записи отрывков др.-греч. музыки. Учение о П. было разработано весьма детально. Для обозначения мелодич. акцентов (tonoi) и долготы слогов (xronoi) были введены спец. знаки, к-рые начали применяться в 9 в. Они явились прообразами визант. нотного письма. В последующее время под П. стали понимать гл.. обр. долготу слогов в др.-греч. языке. Поскольку в новых языках долгота слогов зависит от динамич. акцента, применение к ним понятия "П." является условным. Нек-рые учёные включали в понятие "П." любые элементы стихосложения и даже само стихосложение, что лишило термин "П." определённости. В 20 в. он применяется редко.