Просодия

Категории словаря

Просодия (от греч. prosodia — акцент, ударение) — в античной грамматике учение об акцентах и о долготе слогов, определяющей их «певучесть». Под акцентом понималось не динамическое, но связанное с «речевой мелодией» выделение соответств. слога (см. Мелос). Согласно Дионисию Галикарнасскому (1 в. н. э.), «речевая мелодия» занимала объём квинты. С течением времени др.-греч. язык насыщается динамич. акцентами, тогда как значение в нём мелодич. акцентов уменьшается, особенно в обыденной речи. В возвышенной поэтич. речи мелодич. акценты сохраняются дольше. Об этом свидетельствуют немногие дошедшие до нас записи отрывков др.-греч. музыки. Учение о П. было разработано весьма детально. Для обозначения мелодич. акцентов (tonoi) и долготы слогов (xronoi) были введены спец. знаки, к-рые начали применяться в 9 в. Они явились прообразами визант. нотного письма. В последующее время под П. стали понимать гл. обр. долготу слогов в др.-греч. языке. Поскольку в новых языках долгота слогов зависит от динамич. акцента, применение к ним понятия «просодия» является условным. Нек-рые учёные включали в понятие «просодия» любые элементы стихосложения и даже само стихосложение, что лишило термин «просодия» определённости. В 20 в. он применяется редко.

Литература: Steinthal H., Geschichte der Sprachwissenschaft bei der Griechen und Romern, Tl 1–2, В., 1890, Hildesheim, 1961; Rohlmann E.; Griechische Musikfragmente, Nurnberg, 1960 («Erlanger Beitrage zur Sprach- und Kulturwissenschaft», Bd 8).

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Коломыйка Национальные культуры
Звуковая система Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Полиаккорд Теория музыки
Амстердам музыкальный Национальные культуры
Средневековые лады Теория музыки
Микрофон Термины и понятия
Пандури Музыкальные инструменты
Полифонические вариации Термины и понятия
Сонатная форма Теория музыки
Память музыкальная Термины и понятия
Pas soubresaut, па субресо Балет и танец

Реклама