Гудок

Гудок

Гудок — старинный русский струнный смычковый инструмент. Корпус деревянный долблёный или клеёный, овальной, а также грушевидной формы, часто с перехватом (талией) посередине, дека плоская с резонаторными отверстиями, шейка короткая без ладов, с прямой или слегка отогнутой назад головкой. Длина гудка — 300–800 мм. Струн три, изредка четыре; по одним сведениям, 2-я и 3-я струны настраивались в кварту к 1-й, по другим — в квинту (возможно, применялись оба строя). По струнам водили коротким лукообразным смычком; примитивная конструкция инструмента заставляет предполагать, что звучали они скрипуче, гнусаво. Исполнитель держал инструмент вертикально, опирая корпус о колено или зажимая между колен (при игре сидя), а также прижимая к груди (при игре стоя). Мелодию исполняли на первой струне, открытые вторая и третья использовались в качестве бурдона.

Гудок — один из древнейших инструментов русского народа. Во время археологич. раскопок в Новгороде среди памятников материальной культуры 12–13 вв. были найдены близкие к болгарской гадулке смычковые инструменты, которые являются старинной формой Г. Наиболее ранние лит. сведения о Г. и его изображения восходят к сер. 17 в. Это был по преимуществу инструмент скоморохов («гудошник» а «скоморох» часто были синонимами). На Г. исполняли танцы и песни, аккомпанировали пению.

Нередко на Г. играли в ансамбле с др. инструментами (напр., с шлемовидными гуслями и домрой). Существовали Г. разл. размеров — гудочек (малый), гудок (большой), гудище (Г.-бас). В конце 19 в. Г. полностью вышел из употребления и ни одного экземпляра его, кроме найденных при археологич. раскопках инструментов этого типа, не сохранилось. В 1900-х гг. по инициативе и указаниям И. П. Фомина Г. был реконструирован; был создан квартет Г. (по типу смычкового) — гудочек, гудок, гудило и гудище, однако практического применения эти инструменту не получили. Не дали положительных результатов и последующие опыты по возрождению Г.

Литература: Привалов Н. И., Гудок, древнерусский музыкальный инструмент в связи с смычковыми инструментами других стран. Историко-этнографическое исследование, СПБ, 1904; Ямпольский И. М., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, ч. 1, М.-Л., 1951, с. 15–22; Гинзбург Л. С., Русский народный смычковый Инструмент гудок, в его кн.: Исследования, статьи, очерки, м., 1971; Квитка К., Избранные труды, т. 2, М., 1973, с. 206–17.

К. А. Вертков
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Ritenuto, ритенуто Теория музыки
Соноризм Термины и понятия

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Септима Теория музыки
Альт Теория музыки
Акцент (музыка) Теория музыки
Задержание Теория музыки
Рубоб Национальные культуры
Вена музыкальная Национальные культуры
Шотландская музыка Национальные культуры
Норвежская музыка Национальные культуры
Переченье Теория музыки
Пифагоров строй Термины и понятия

Реклама