Пермь музыкальная

Категории словаря

Пермь (в 1940–57 — Молотов) — центр Пермского края, один из крупнейших промышленных городов Урала. Долгое время после основания (1781) П. была только административным центром губернии. В городе было распространено лишь домашнее музицирование; на официальных торжествах и вечерах с танцами играл гарнизонный духовой оркестр, иногда выступали крепостные труппы уральских горнозаводчиков, имевших свои оркестры. С развитием камского пароходства в 1840-е — 50-е гг. и заводской промышленности в П. в 1860-е гг. культурная жизнь города заметно оживилась. В 1843 здесь нек-рое время выступала проф. труппа антрепренёра П. А. Соколова, с 1846 возобновившая спектакли в первом театр. здании (деревянном). Драм. постановки этой труппы чередовались с оперными (в оркестре 12 чел., дирижёр — Нимвродов, среди исполнителей — актриса и певица Б. А. Иванова). В 1870 труппой А. Д. Херувимова с участием любителей была пост. опера «Иван Сусанин». В 1879 в новом, каменном т-ре (построен в 1878) открыла первый в П. оперный сезон труппа П. М. Медведева. Были пост.: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Фауст», «Гугеноты», «Аида» и др. (среди певцов — К. И. Богатырёв, Ф. К. Львов, З. А. Рунич-Давыдова, И. П. Уманец-Райская, З. И. Эйбоженко; дирижёр У. И. Авранек, режиссёр М. И. Вабиков). Оперы ставились лишь в течение одного сезона, антрепризы последующих лет ограничивались драм. и опереточными спектаклями.

К кон. 19 в. возросло промышленное значение П., увеличилось рабочее население города, сложилась демократич. интеллигенция. Обществ. обстановка 90-х гг. 19 в. отразилась на состоянии муз. культуры. П. стала одним из передовых периферийных муз.-театр. центров. Начало постоянному оперному т-ру положил сезон 1894/95 при антрепризе П. П. Медведева, державшего драм. и оперную труппы. С 1895 всеми делами т-ра в течение 7 сезонов ведала Гор. театр. дирекция (представители от Думы, дирижёр и режиссёр). Режиссёром был Н. Н. Боголюбов, дирижёры — Д. В. Дудышкин и Б. С. Плотников, среди певцов — Е. В. Де-Вос-Соболева, М. С. Ильющенко, А. Н. Круглов, Л. М. Образцов, И. И. Плауктин, А. М. Томская, Д. X. Южин. В репертуаре ведущее положение занимали рус. оперы. Последние 2 сезона прошли менее удачно и вскоре т-р снова был отдан частной антрепризе, сменявшейся иногда оперными товариществами. В отд. сезоны т-ром руководили видные музыканты (А. М. Пазовский — 1906, И. П. Палиашвили — 1910–11, 1915–16).

Значит. оживление в муз. жизнь города вносили гастрольные концерты, до 1880-х гг. очень редкие. В 1874 дала 9 концертов Д. М. Леонова, в 80-90-е гг. выступали пианисты Ан. Контский, А. Рейзенауэр, В. В. Тиманова, виртуоз на корнет-а-пистоне В. В. Вурм, флейтист А. Тершак, певица А. Фострем, виолончелист А. В. Вержбилович. В нач. 20 в. концерты давали и местные музыканты-профессионалы: пианистки Л. Басова-Гольдберг (открыла в 1907 частную муз. школу), Г. Гедговд, Э. Петерсен, скрипач Г. Нагловский, певица М. Василенко-Левитон. Церковный хор участвовал в духовных концертах (в программы входили духовные соч. А. А. Архангельского, А. Т. Гречанинова, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и др.), иногда исполнялась светская хор. музыка. В 1890-е гг. симф. оркестр Обществ. собрания выступал в Летнем саду с развлекат. программой; позже им исполнялась и серьёзная классич. музыка.

С 60-х гг. 19 в. силами любителей в П. устраивались муз. вечера и благотворит. концерты. В 1874 с просветит. целями был создан Муз. кружок (включал ок. 100 музыкантов-любителей), к-рый давал закрытые и открытые концерты камерной и хор. музыки. К кон. 80-х гг. кружок имел свой оркестр, к-рому для конц. выступлений присоединялись театр. музыканты. В 1894–1900 исполнялись 1-я и 3-я симфонии Л., Бетховена, 1-е фп. концерты Бетховена и Ф. Листа (солистка — Е. К. Якубовская) и др. Силами членов кружка были показаны отрывки из опер в конц. исполнении. В 1908 одноврем. созданы Пермское отделение РМО и Филармонич. об-во. РМО, ограничив конц. деятельность камерной музыкой, ориентировалось на местную знать, Филармонич. об-во — на демократич. круги интеллигенции и ставило перед собой более широкие просветит. цели (камерные и симф. концерты, организация курсов и муз. школ, издание аннотированных программ). В симф. собраниях Филармонич. об-ва исполнялись произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, М. И. Глинки, П. И. Чайковского (5-я симфония; первая рус. симфония, исполненная в П.). В 1908 Филармонич. об-во основало в П. публичную муз. б-ку (существует поныне). В 1910 оба об-ва открыли муз. классы. Из-за материальных затруднений об-ва существовали лишь до 1912. В 1912–14 с концертами выступал Пермский квартет — группа музыкантов, объединившая в своём составе бывших деятелей РМО и Филармонич. об-ва.

С сер. 1890-х гг. широкое развитие в П. получило хор. иск-во. Хор. дирижёр и муз. деятель А. Д. Городцов создавал сельские и фабричные хоры, обучал хормейстеров. В 1896 Городцов открыл в П. нотную и муз.-педагогич. б-ку, организовал и возглавил ежегодные летние курсы по подготовке регентов, а в 1898 — бесплатные зимние народно-певч. классы по подготовке певцов для хора (существовали до 1917). В 1910–16 он устраивал концерты хоров, исполнявших нар. песни. Городцов выдвинул и осуществил идею исполнения оперы «Иван Сусанин» крестьянами в естеств. обстановке; опера шла сначала в Перми (в 1911 в исполнении учащихся уч-ща для слепых детей, в 1912 — слушателей регентских курсов), а затем, в 1913, в исполнении крестьян в 84 местах Пермской губ. Традиции, заложенные Городцовым и его сподвижниками, позднее нашли продолжение в разнообразных формах художеств. самодеятельности.

Широкие возможности для всестороннего развития муз. культуры П. открылись после Окт. революции 1917. С 1920 возобновились регулярные спектакли оперного т-ра. В 20-30-е гг. репертуар т-ра систематически пополнялся классич. произв., были осуществлены пост. ряда соч. сов. авторов, в т. ч. оперы «Орлиный бунт» Пащенко, «Прорыв» Потоцкого, «Тихий Дон» Дзержинского, «Броненосец „Потёмкин“» Чишко, «Мятеж» Ходжи-Эйнатова. В эти годы начала создаваться сеть муз. школ. В 1921 в рабочем районе города — Мотовилихе была осн. первая муз. школа, включавшая фортепьянное и общеобразоват. отделения (в 1925 преобразована в Муз. техникум (позднее Муз. уч-ще), организатором и первым руководителем к-рого был видный хормейстер и педагог А. А. Луканин). В кон. 30-х гг. П. становится обл. центром, активизируется её муз. жизнь.

В годы Великой Отечеств. войны 1941–45 в П. находился в эвакуации Ленингр. т-р оперы и балета, деятельность к-рого способствовала подъёму муз. культуры города. Помимо спектаклей, артисты т-ра давали концерты в клубах, на предприятиях и в госпиталях.

В послевоенные годы важное значение имела деятельность дирижёра А. А. Людмилина, возглавлявшего т-р в 1944–55. При его участии труппа была практически сформирована заново, достигла высокого художеств. уровня, осуществила ок. 50 пост. В нач. 1945 при т-ре было открыто хореографич. уч-ще; организатором и руководителем его была артистка Ленингр. т-ра оперы и балета E. H. Гейденрейх. Вскоре уч-ще выросло в одно из ведущих хореографич. уч. заведений СССР. С 1944 вошли в традицию симф. концерты театр. оркестра, способствовавшие оживлению муз. жизни города. В нач. 50-х гг. организация концертов переходит к созданной в П. филармонии. Среди первых гастролёров — пианисты Г. Р. Гинзбург, Я. И. Зак, скрипачи Г. В. Баринова, Л. Б. Коган, певица М. П. Максакова, арфистка В. Г. Дулова. С 50-х гг. филармония проводит регулярные популярные концерты, муз.-просветит. лекции для рабочих и учащихся в клубах и домах культуры, с 60-х гг. устраивает муз. абонементные вечера. В 1967 при филармонии организовано фп. трио. Значит. вклад в развитие филармонич. концертов внесли дирижёры оркестра Т-ра оперы и балета А. Д. Шморгонер (1955–61), Б. И. Афанасьев (1961 — 1976). Концерты оркестра и выступления крупных гастролёров проходят в помещении т-ра (в 1959 капитально реконструирован), камерные концерты — в Доме политпросвещения, Доме офицеров (600 мест), Художеств. галерее, Дворце культуры Свердловского р-на (1200 мест), Доме культуры железнодорожников (600 мест), клубах. В концертах участвуют также симф. оркестр и оркестр нар. инструментов Муз. уч-ща, са-модеят. коллективы, в т. ч. хоры ун-та, Политехнич. и Медицинского ин-тов, хор «Спутник» при Т-ре оперы и балета. С 1965 периодически проводится Пермский фестиваль музыки. Филармония, т-р и уч-ще дают более 700 концертов ежегодно, в т. ч. несколько сот — в сельской местности и городах области — Березниках, Чайковском, Лыскове, Кунгуре, Краснокамске и др. В 1959 при Муз. уч-ще создано вечернее отделение, в 1960 — заочное. В этот период оно получило новое помещение о конц. залом. Уч-ще является муз.-образоват. центром П., здесь готовят кадры для оркестра и хора оперного т-ра, педагогов муз. школ, руководителей самодеятельности. Организацией и развитием самодеят. иск-ва занимается областной Дом нар. творчества.

Литература: Шварц A., Путь театра, «Прикамье», 1947, No 10; Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, Театральные мемуары, М., 1957; Курочкин Ю., Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957; Майбурова Е. В., Музыкальная жизнь дореволюционной Перми, в сб.: Из музыкального прошлого, вып. 1, М., 1960.

Е. В. Майбурова, M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Секундаккорд Теория музыки
Лира Музыкальные инструменты

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Переложение Термины и понятия
Сочинение музыки Термины и понятия
Сегидилья Музыкальные жанры и формы
Сюита Музыкальные жанры и формы
Larghetto, ларгeтто Теория музыки
Jete, жетё Балет и танец
Вальс Музыкальные жанры и формы
Партесное пение Церковная музыка

Реклама