Гамбург музыкальный

Категории словаря

Гамбург (нем. Hamburg) — крупный экономический, политический и культурный центр Германии (ФРГ). Вплоть до 18 века на музыкальную культуру Гамбурга оказывала большое влияние церковь. Начиная с 13 века в монастырях велись занятия музыкой. К середине 17 века церковная музыка достигла высокого уровня развития, в особенности благодаря деятельности кантора Т. Зелле; его «Страсти по Иоанну» — одно из первых произведений гамбургских композиторов в ораториальном стиле.

В это время Гамбург становится центром северонемецкой торговли и политически независимым городом. Городские шпильманы объединяются в цехи. Гамбургские музыканты приобщаются к достижениям нидерландской и венецианской школ. В 17 в. в бюргерских празднествах принимали участие преимущественно ансамбли струнных инструментов.

Тогда же Гамбург становится одним из центров северонемецкого органного искусства. В числе органистов были И. и Я. Преториусы, Г. Шейдеман (ученики Я. П. Свелинка). Игра гамбургского органиста И. Рейнкена оказала известное воздействие на молодого И. С. Баха. Органист М. Векман организовал Collegium musicum — объединение любителей и профессионалов, для исполнения камерной и оркестровой музыки, к-рое с 1660 стало давать еженедельные концерты.

В 1678 в Гамбурге был создан первый в Германии общедоступный постоянный оперный театр, где ставились произв. И. Тейле, Н. Штрунка, И. Куссера, Р. Кайзера, И. Маттезона, Г. Генделя, Г. Телемана. В 1721–61 муз. жизнь Гамбурга возглавлял Телеман, написавший для публичных концертов более 30 ораторий. В 1761 на Валентиновом поле был построен первый концертный зал. В 1767 должность гор. директора музыки занял Ф. Э. Бах, к-рый с 1776 ввёл исполнение конц. программ, целиком поcв. симф. музыке. Однако к этому времени в культурной жизни города, вследствие прусских войн, наметился упадок.

К нач. 19 в. ослабление экономич. положения Гамбурга лишило его политической самостоятельности. В результате руководства муз. жизнью частными объединениями значительно понизился её уровень. С появлением пароходства и железных дорог настал новый период расцвета Гамбурга, продолжавшийся вплоть до 20 в. С 1827 оперы ставятся в новом театр. здании. В 1838 было создано Северонемецкое объединение муз. празднеств, организовавшее регулярные концерты и исполнение ораторий с привлечением широкого круга участников; в 1829 — Филармонич. конц. об-во. В муз. жизни города как пианист принимал участие в свои юные годы И. Брамс, уроженец Гамбурга. В кон. 19 в. в качестве дирижёров в Гамбурге выступали X. фон Бюлов, Р. Штраус, Г. Малер, Ф. Мотль, Г. Леви. Оперы ставились к этому времени на сцене двух т-ров (Городского и «Талия»). Оперный антрепренёр Б. Поль широко пропагандировал творчество Р. Вагнера.

В 1895 на основе Союза гамбургских любителей музыки создаётся постоянный симфонический оркестр, проводивший концерты для широкой публики. В 1934, объединившись с оркестром гор. т-ра, он получил название Филармония, гос. оркестра. Его виднейшие руководители — Э. Йохум и X. Шмидт-Иссерштедт.

Установление фашистской диктатуры (1933–45) губительно отразилось на нем. культуре, в т. ч. музыкальной. Резко сократились масштабы конц. и муз.-театр. жизни.

В Гамбурге работают Государственная опера (новое здание построено в 1955), Филармонический государственный оркестр, оркестр Северо-зап. нем. радио, Гос. высшая муз. школа (1950), Муз. студия им. Чайковского (1952). При Гамбургском ун-те до 1949 наряду с Научным муз. ин-том существовал Ин-т сравнительного музыковедения.

X. Зеегер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Чардаш Музыкальные жанры и формы

рекомендуем

смотрите также

Корнет-а-пистон Музыкальные инструменты
Канадская музыка Национальные культуры
Саксофон Музыкальные инструменты
Стокгольм музыкальный Национальные культуры
Резонансовые струны Музыкальные инструменты
Будапешт музыкальный Национальные культуры
Allegretto, аллегретто Теория музыки
Децимоль Теория музыки
Чонгури Музыкальные инструменты

Реклама