Издательства музыкальные

Категории словаря

Издательства музыкальные — организации и фирмы, выпускающие ноты, книги о музыке, музыкальные журналы.

Прообразом музыкальных издательств явились существовавшие в эпоху позднего средневековья небольшие предприятия, занимавшиеся размножением музыкальных произведений путём переписки нот. Как учреждения в современном значении этого понятия, осуществляющие промышленный выпуск печатной нотной продукции, музыкальные издательства возникли во 2-й пол. 15 в. в Западной Европе, когда с изобретением книгопечатания и развитием типографского искусства были созданы и технические предпосылки для нотопечатания.

На раннем этапе развития музыкальных издательств (15–17 вв.) функции нотопечатника, музыкального издателя и торговца обычно совмещались в одном лице. Первые нотопечатни были основаны лицами, причастными к изобретению новых способов нотной печати или их усовершенствованию. В 1482 венецианец О. Скотто награвировал на дереве и напечатал сборник месс. В 1501 там же, в Венеции, вышло первое издание (сборник светских песен), напечатанное изобретателем подвижного нотного шрифта О. Петруччи. Способ набора нот, изобретённый Петруччи, широко распространился в Европе. В 1525 он был усовершенствован французским гравёром П. Отеном. В 1755 Г. И. Брейткопф изобрёл новый шрифт, позволявший набирать сложные по фактуре ансамблевые произведения.

Уже с начала 16 в. в Италии, Франции, Англии, Нидерландах и Германии начинают складываться первые очаги музыкально-издательского дела. Среди известных музыкальных издателей того времени: О. Петруччи, А. Гардано (Венеция), П. Аттеньян, Р. и А. Баллары (Париж), Т. Ист, Дж. Таллис и У. Бёрд (Лондон), Т. Сузато (Антверпен), Э. Эглин, С. Гримм (Аугсбург), X. Отт (Нюрнберг) и др. Первоначально издавалась мензуральная музыка, затем мадригальная литература, ансамблевые инструментальные произведения, церковная музыка. С изобретением в 1-й половине 18 в. нотного гравирования на гартовых досках (изобретатели — англичане Дж. Клуэр, Дж. Уолш и Р. Мирер), получившего широкое практическое применение, начался интенсивный рост собственно музыкальных издательств.

Важнейшие музыкально-издательские фирмы: в Нидерландах (Амстердам) — Роже, Ле Сен, Хуммель; в Великобритании (Лондон) — Уолш, Бремнер, Уелкер, Престон; во Франции (Париж) — Ле Клерк, Байё, Юберти; в Австрии (Вена) — Тратнер, Артария, Молло и Капли, Мекетти; в Германии (Нюрнберг) — Шмидт, Хафнер.

С конца 18 в. средоточием музыкальных издательств становятся Лейпциг (где начинает работать крупнейшая музыкально-издательская фирма «Брейткопф и Хертель», позднее «К. Петерс» и др.) и Милан (Рикорди). В 1-й половине 19 в. возникают такие ставшие известными издательства, как «Шотт», «Андре», «Фридрих Хофмайстер», «Бузи энд Хокс» и др.

Проникновение в 19 в. музыкального искусства во всё более широкие демократические круги населения, расширение обучения музыке, открытие множества музыкально-учебных заведений (школ, консерваторий) и связанная с этим дифференциация музыкальной педагогики как самостоятельной отрасли, рост симфонических оркестров и оперных театров потребовали резкого увеличения выпуска нот и книжной продукции о музыке (особенно музыкально-педагогической литературы).

Одновременно происходил процесс коммерциализации музыкально-издательского дела. Этому способствовало широкое распространение салонной музыки (различного рода пьес, преимущественно для фортепиано и скрипки, романсов, всевозможных переложений, аранжировок и др.), возникновение множества оркестров (исполнявших гл. обр. танцы, поппури, парафразы, фантазии на популярные оперные арии, опереточную музыку и др.), ставших массовыми потребителями нотной продукции, а также изобретение (в кон. 18 в.) литографии, совершившей переворот в нотопечатании. Литография упростила и удешевила выпуск массовой нотной литературы. Стало возможным выпускать недорогие серийные издания произведений классической музыки. Первыми их начали выпускать издательства «Литольф» (1864, Брауншвейг) и «Петерс» (1867).

Распространение в 20 в. лёгкой музыки, различного рода театральных представлений (ревю), эстрадных театров типа мюзикхолла, джаза и киномузыки сказалось на дальнейшей коммерциализации музыкально-издательского дела. Возникает множество небольших музыкально-издательских предприятий, специализирующихся на выпуске развлекательной музыки, особенно модных песенок (шлагеров). Вместе с тем всё более чётко определяется круг деятельности крупных музыкально-издательских фирм, выпускающих произведения классиков и современных композиторов (оперы, симфонии, камерная музыка), книги, научную музыковедческую литературу, музыкальные журналы, выявляется роль этих фирм в развитии национального музыкального искусства.

Среди крупнейших современных музыкальных издательств капиталистических стран: «Брейткопф и Хертель» (осн. в 1795, Германия; с 1945 в ГДР, частично в ФРГ), «Рикорди» (основано в 1808, Италия), «Новелло и Ко» (1829, Великобритания), «Доблингер» (1857. Австрия), «Ширмер» (1861, США), «Дюран» (1870, Франция), «Беренрайтер» (1924, ФРГ) и др. Размах их деятельности во многом определяют новые методы производства, основанные на фотомеханическом воспроизведении нотного и книжного текстов.

Издательства музыкальные в России

Первые опыты музыкально-издательского дела в России были предприняты Московским печатным двором в 1652 и 1668. Однако они не получили практического осуществления. Первым русским нотным изданием являются сравнительные таблицы («двознаменные») крюковых и линейных нотных знаков, носящие уч. характер. Эти таблицы, награвированные на медных досках, исследователи относят к 1679 и полагают, что они были отпечатаны московским органистом С. Гутовским, изобретшим в эти годы печатный станок оригинальной конструкции.

В дальнейшем развитии музыкально-издательского дела в России значительную роль сыграла типография Академии наук в Петербурге (1727), выпускавшая и ноты. В числе первых нотных изданий был приветственный кант В. К. Тредиаковского, сочинённый им в честь коронации Анны Иоанновны (авг. 1730). Затем были изданы сб. сонат для скрипки и баса Д. Верокаи (1734) и Л. Мадониса (1738), не уступавшие по художественно-полиграфическому оформлению лучшим западноевропейским нотным изданиям того времени. Здесь же были изданы первые в России музыкально-теоретические труды — трактат Л. Эйлера с нотными примерами («Опыт новой теории музыки, обоснованный на непреложных законах гармонии», 1739, на лат. яз.), сборник песен «Между делом безделье…» Г. Н. Теплова (1751) и фольклорный сборник «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского (ч. 1, 1776). Ноты типография продолжала выпускать вплоть до конца 18 в.

В Москве церковно певческие книги печатала в 1770–72 Московская синодальная типография. В эти же годы началась музыкально-издательская деятельность X. Л. Вевера, арендовавшего в 1773 типографию Московского ун-та и выпустившего тогда же «Клавикордную школу…» Г. С. Лелейна; спустя год, совм. с И. Б. Керцелли, Вевер начал публикацию первого русского музыкального журнала — «Музыкальные увеселения…» (1774–75). Им же был издан первый русский оперный клавир — «Деревенской ворожея» И. И. Керцелли (увертюра и песни, 1778).

В 1789–91 в Петербурге ноты печатала типография Горного инcтитута, издавшая первую русскую оперную партитуру («Начальное управление Олега», музыка Дж. Сарти, В. Пашкевича и К. Каннобио, либр. Екатерины II, 1791).

Дальнейшему развитию музыкально-издательского дела способствовал указ о вольных типографиях (1783). Расширяется деятельность книжных и музыкальных магазинов, нередко издававших ноты (напр., книготорговля Ф. Мейера,. издавшая в 1783 соч. И. Е. Хандошкина и др.), открываются многочисленные музыкальные магазины, но их издательская деятельность была случайной и, обычно, не носила продуманного систематического характера.

Первым крупным музыкальным издательством в России, занявшим почти монопольное положение среди нотных издательств, стала петербургская фирма «Герстенберг и Ко», основанная в 1791 (ноты начала печатать с 1793, с 1796 называлась «Герстенберг и Дитмар»). За шесть лет фирма выпустила свыше 200 названий различного содержания (в т. ч. отдельные произведения русских композиторов — И. Е. Хандошкина и др.), а также первые русские музыкальные альманахи («Карманная книжка для любителей музыки на 1795 и 1796 годы»). Издания Герстенберга положили начало деятельности специализированных музыкально-издательских предприятий. В конце 18 в. в Петербурге существовали музыкальные издательства и нотопечатни — Б. Брейткопфа, работавшего главным образом для дирекции императорских театров (выпустил также романсы и песни Д. С. Бортнянского), И. И. Вейбрехта, Себ. Жоржа.

Заметно оживляется музыкально-издательская деятельность с начала 19 в. В Петербурге и Москве открываются музыкальные магазины, владельцы которых занимаются выпуском нотных изданий. Кроме Ф. Дитмара (к нему в 1799 перешло музыкальное издательство Герстенберга), в Петербурге издавали ноты: Г. Дальмас (с 1800), пропагандировавший русскую музыку (соч. Д. Н. Кашина, О. А. Козловского, Хандошкина и др.), И. К. Пец (с 1810), выпустивший ряд произведений западноевропейских композиторов (в т. ч. фортепианные соч. Дж. Филда), К. Лиснер, К. Ф. Рихтер (с 1825) и др.

В те же годы в Москве нотно-издательская деятельность вели: Г. Н. Рейнсдорп, К. Венцель, в нотопечатне которого было издано большинство нот, вышедших в Москве в 1812–50 (в т. ч. соч. А. А. Алябьева, И. И. Геништы, А. П. Есаулова, А. Н. Верстовского, М. И. Глинки и др.), Ю. Грессер, К. Ф. Щильдбах, К. Ленгольд и др. В 1829 пианист и композитор М. И. Бернард основал в Петербурге крупное музыкальное издательство на базе приобретённых им изданий музыкального магазина Дальмаса (с 1842 выпускал музыкальный журнал «Нувеллист»). Открываются русские музыкальные издательства Ф. Т. Стелловского (с 1830), Л. К. Снегирёва (с 1835), П. И. Гурскалина (с 1838), В. Д. Деноткина (с 1844). Возникает первое крупное провинциальное музыкальное издательство Л. В. Идзиковского в Киеве (1858).

С середины 19 в. происходит процесс укрупнения музыкально-издательского дела. В 40-50-х гг. Стелловский скупает фирмы Снегирёва, Гурскалина и Деноткина. Его издательство сосредоточивает выпуск произведений русских композиторов (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Верстовского), предпринимает издание опер А. Н. Серова. В 1885 фирма Стелловского переходит к московскому издательству А. К. Гутхейля (основано в 1859); в том же году все издания фирмы Бернард приобретает московское музыкальное издательство П. И. Юргенсона (осн. 1861). В 1869 в Петербурге открылось крупное музыкальное издательство «В. В. Бессель и Ко», выпустившее многие оперные произведения А. Г. Рубинштейна, Ц. А. Кюи, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова, издававшее журнал «Музыкальный листок» (1872–77) и «Музыкальное обозрение» (1885–88); в 1875 — музыкальное издательство Ю. Г. Циммермана, а в 1882 — его филиал в Москве (издательство существовало до 1915, после чего перешло в собственность торгового дома «Ленберг, Лекае и Ко»).

В 1885 М. П. Беляев основал для пропаганды творчества русских композиторов издательство «М. П. Беляев в Лейпциге» с нототорговой базой в Петербурге (гравировка и печать осуществлялись в лейпцигской нотопечатне Редера). Фирма Л. В. Идзиковского в Киеве, с приобретением в 1896 киевской книжной и музыкальной торговли Б. В. Корейво, а также всех издат. прав последней, становится крупнейшим музыкальным издательством на Юге России, специализировавшимся на выпуске произведений укр. и польских композиторов. Это ознаменовало новый этап в развитии музыкально-издательского дела в России.

Названные музыкальные издательства, а также основанное в 1908 в Москве Н. К. и С. А. Кусевицкими Российское музыкальное издательство (купившее в 1914 фирму Гутхейля) являлись крупнейшими русским дореволюционным музыкальным издательством, сыгравшими большую роль в развитии национальной музыкальной культуры. Выделяется деятельность фирмы Юргенсона, удешевившей издание нот, что оказало воздействие и на др. музыкальные издательства. Кроме дешёвых томовых изданий классиков, ею были выпущены по доступным ценам клавиры популярных опер и огромное количество педагогической литературы.

К началу 20 в. нотоиздательское дело в России достигло высокого уровня развития, не уступая по технике полиграфического оформления нот зарубежным музыкальным издательствам. Такие русские музыкальные издательства, как фирма Юргенсона, завоевали мировое признание. В первом десятилетии 20 в. существовали многочисленные музыкальные магазины-фирмы на периферии (в Одессе, Ярославле, Кишинёве, Харькове, Риге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Тбилиси, Саратове и др. городах), занимавшиеся издательской деятельностью. Музыкальными издательствами и музыкальными магазинами в России выпускались каталоги изданных ими нот, являющиеся ценным источником для изучения музыкальных вкусов эпохи.

После Великой Октябрьской социалистической революции музыкально-издательское дело переходит в руки государства (декрет Совета Народных Комиссаров от 19 дек. 1918). В 1921 нотные издательства и нотопечатни объединяются в единое музыкальное издательство, которое в 1922 вошло в состав Государственного издательства (Госиздата) на правах его музыкального сектора. В 1930 музыкальный сектор Госиздата реорганизуется в самостоятельное Государственное музыкальное издательство (Музгиз) с отделениями в Ленинграде, ставшее крупнейшей всесоюзной музыкально-издательской фирмой. В эти же годы работает и ряд др. музыкальных издательств, в т. ч. кооперативное издательство «Тритон» (Ленинград, 1925–35), выпускавшее ноты и книги по музыке. Эпизодически выпуском нот занимался ряд общественных организаций и ведомств: Московское общество драматических писателей и композиторов (Модпик, 1917–30), Всесоюзное управление по охране авторских прав (осн. в 1923), Управление музыкальных учреждений Комитета по делам искусств РСФСР (в 1937–46).

Выпускаются ноты и специализированными издательствами: Государственное издательство детской книги (Детгиз, осн. в 1933, с 1964 — издательство Детской литературы; издаёт детские книги с нотами, музыкальные игры и др.), Военное издательство (осн. в 1924, издаёт произведения военной музыки — марши, песни). С созданием в 1939 при CK СССР Музыкального фонда СССР, в задачи которого входит и издание произведений советских композиторов, разворачивается его музыкально-издательская деятельность в Москве, Ленинграде, а также в союзных республиках.

Приобщение к музыкальной культуре широчайших народных масс, рост числа профессиональных музыкально-учебных заведений, оркестров и хоровых коллективов, музыкальной самодеятельности обусловили и громадный рост нотных изданий и книг по музыке, невиданный для царской России. Неизмеримо выросли по сравнению с дореволюционным временем и сами масштабы деятельности музыкальных издательств: огромные тиражи, тщательность редактуры, научность и фундаментальность изданий (например, такие многотомные издания, как полное собрание сочинений М. И. Глинки, Н. В. Лысенко, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, собр. соч. С. С. Прокофьева, Н. К. Метнера, из книг — «История русской советской музыки», «История музыки народов СССР», и др.).

В 1956 наряду с Музгизом организуется новое всесоюзное музыкальное издательство «Советский композитор» с отделениями в Ленинграде (1957–64 и с 1969) и в Киеве (1959–62), основной задачей которого является популяризация творчества советских композиторов. В 1964 Музгиз и «Советский композитор» объединились в одно издательство «Музыка». В 1967, в связи с огромным ростом профессионального музыкального искусства и музыкальной самодеятельности, развитием творчества советских композиторов и возросшей потребностью в нотно-музыкальной литературе, это издательство разделяется.

В СССР работают (1974) специализированные всесоюзные издательства — «Музыка» (выпускает русскую и зарубежную классическую литературу, крупные произведения советских композиторов, книги по музыковедению и музыкальной эстетике, в т. ч. серийные издания — «Классики мировой музыкальной культуры», «Памятники русского музыкального искусства», «Замечательные русские музыканты», «Музыкальная культура зарубежных стран», «Музыкальные формы и жанры», «Путеводитель по русской музыке» и др., учебники), «Советский композитор» (издаёт новые произведения советских и зарубежных композиторов, книги о творчестве современных музыкантов, справочно-библиографическую и педагогическую литературу; этим же издательством выпускаются журналы «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь») и специализированное республиканское издательство «Музична Україна» (выпускает произведения украинских классиков и советских композиторов, книги по музыке на украинском и русском языках). Музыкальную литературу выпускают отдел Музфонда СССР в Грузии и Эстонии, общие республиканские издательства, при которых существуют музыкальные редакции, областные издательства. Книги по музыке издают также Академии наук союзных республик. В 1972 в СССР было выпущено 1810 нотных изданий общим тиражом 17 647 тыс. экз. и 202 названия книг по музыке общим тиражом 2472 тыс. экз.

Литература: Музыкальный каталог разным нотам, продающимся у Рейнсдорпа и Керцелли…, М., 1806; Каталог разным нотам, продающимся у Карла Ленгольда в Москве, М., 1823; Каталог изданий П. Юргенсона в Москве, М., 1889; Иванов M. M., Исторический очерк пятидесятилетней деятельности музыкального журнала «Нувеллист», СПБ, 1889; К двадцатипятилетию торгового дома В. Бессель и Ко. 1869–1894. Краткий очерк музыкальной деятельности фирмы, СПБ, 1894; Каталог музыкальных сочинений изданий М. П. Беляева в Лейпциге, СПБ, 1892–94, 1895; Бессель В., Материалы к истории нотно-издательского дела в России, СПБ, 1895. Каталог изданий музыкальной торговли В. Бессель и Ко, СПБ, 1898; Полный каталог изданий П. Юргенсона, М.-Лейпциг, 1900; Краткий обзор деятельности фирмы П. Юргенсона, в кн.: Прейскурант склада музыкальных инструментов и нотопечатни П. Юргенсона, М., 1903; Тридцатипятилетие музыкально-издательской деятельности торгового дома В. Бессель и Ко», СПБ, 1904 (с доп. каталогом изд. с 1898); Пятидесятилетие фирмы Леон Идзиковский в Киеве, «РМГ», 1908, No 51–52; Общий полный каталог музыкального магазина П. Юргенсона в Москве, отд. I–VII, М., 1908–09; Полный каталог музыкальных сочинений, изданных в России, СПБ, 1911–12; Каталог изданий фирмы «М. П. Беляев в Лейпциге». 1885–1914, СПБ, (1914); Книги по музыке на русском языке. Музыкальный сектор Госиздата, М., 1930; Юргенсон Б. П., Очерк истории нотопечатания (с перечнем музыкальных издательств), М., 1928; Юферов В. Ф., Музыкальная и нотно-издательская деятельность Академии наук и её типографии в XVIII веке, «Вестник Академии Наук СССР», 1934, No 4; Вольная В., Русские печатные ноты XVIII века, Л., 1957 (с кратким хронологич. указателем русских нотных изданий XVIII в., с. 207–35); его же. Русские нотные издания XIX — начала XX века, Л., 1970; Кунин М., Нотопечатание. Очерк истории, М., 1966; Иванов Г. К.,. Нотоиздательское дело в России. Историческая справка, М., 1970.

И. М. Ямпольский
Музыкальная энциклопедия

реклама

вам может быть интересно

Дилогия Термины и понятия
Прага Города

Персоналии

Юргенсон, Пётр 27.09.2024 в 12:15

Коллективы

рекомендуем

смотрите также

Полигармония Термины и понятия
Генеральная репетиция Термины и понятия
Реализм в музыке Течения в искусстве
Скерцо Термины и понятия
Рефрен Термины и понятия
Переложение Термины и понятия
Золотое сечение Термины и понятия
Камерный ансамбль Термины и понятия
Жюри Термины и понятия
Рококо Течения в искусстве

Реклама