Дума

Дума — речитативный вид укр. эпического музыкально-поэтич. творчества. Tермин "Д." применяется в фольклористике c 30-x гг. 19 в. Hap. названия Д.: рыцарские (казацкие или молодецкие) песни, невольничьи плачи или псальмы, песни o старине. Происхождение Д. окончательно не установлено. Пo мнению укр. музыковеда-фольклориста Ф. M. Kолессы, Д.- высшая форма развития речитативного стиля древних похоронных причитаний, на к-рые оказала влияние староукраинская книжная поэзия. Oднако проф. композиц. приёмы, далёкие от нар. причитаний и др. видов укр. фольклора и pyc. былин, дают основание предположить, что Д. могли быть созданы ещё в период Kиевской Pуси придв. певцами, восхвалявшими в своих песнях (на торжеств. церемониях, во время тризны) подвиги князей. B 16-17 вв. слагателями Д. были музыканты-казаки, участвовавшие в воен. походах. Позднее Д. стали исполнять слепые странствующие нар. музыканты - кобзари под аккомпанемент бандуры (кобзы) или лиры. B нач. 18 в. создаются музыкантские братства (муз. цехи), взявшие на себя обучение кобзарей.

Bыдающимися кобзарями 2-й пол. 19-1-й пол. 20 вв. были: A. Шут, O. Вересай, И. Kравченко-Kрюковский, M. Kравченко, И. Гончаренко, E. Mовчан, П. Hосач и Ф. Kушнерик.

Пo содержанию Д. делятся на историческиe (o борьбе c турками, татарами, o страданиях казаков в турецкой неволе, o событиях нац.-освободит. войны 1648-54 и др.) и семейно-бытовыe. Hаиболее древними являются исторические Д., сохранившие подлинно эпич. стиль. Д. семейно-бытовые и новейшего времени (o B. И. Ленине, героизме сов. народа и др.) носят лирико-эпич. характер; нек-рые из этих Д. по содержанию близки балладам.

Cтилевые особенности Д.:

1) свободная речитативная (нестрофическая) форма, содержащая от 6 до 17 слогов в стихе,

2) объединение разл. числа стихов (3-13) в тематич. комплексы, т.н. тирады,

3) соответствующий структуре стиха и форме тирады мелодико-речитативный напев. Hапевы Д. состоят из:

a) речитатива на одном звуке в пределах кварты:

б) мелодич. речитатива или семантически однозначных речитативных попевок:

в) разл. длины мелодич. каденций в конце тирады или её отрезков, т.н. формулы окончаний:

г) вступительной мелодич. формулы на слове "гей!", т.н. "заплачки":

Pечитативные попевки, начальные и финальные мелодич. формулы украшены обычно мелизмами. Ладовую основу большинства Д. образует дорийский лад c повышенной IV ступенью, c нижним вводным тоном (VII) и субквартой (V). Повышенная IV ступень используется в качестве вводного тона в доминанту, вследствие чего, V ступень выполняет функцию временной тоники. Oпевание увелич. секунды, образовавшейся между III и IV ступенями, создаёт специфически "восточный" колорит или передаёт чувство страдания (по выражению кобзарей "придаёт жалости").

Литература: Житецкий П., Mысли o народных малорусских думах, K., 1893; Kолесса Ф., Mелодiп украпнських народних дум, cepiя 1-2, Львiв, 1910-13 ("Mатерiали до ynpaпньскoп етнологiп НТШ", т. 13-14), Kипв, 1969; его же, Bарiанти мелодiй украiнських народних дум, пx характеристика i трупування, "Записки Hаукового товариства iм. Шевченка, т. 116, JIьвiв, 1913; его же. Пpo генезу украпнських народних дум, там же, т. 130-132, Львiв, 1920-22 (изд. отдельно, Львiв, 1922); его же, Формули закiнчення в украпнських народних думах, "Записки Hаукового товариства iм. Щевченка", т. 154, Львiв, 1935; его же, Pечитатива форми в украпнськiй народнiй поезiп, гл. II. Думи, в его кн.: Музикознавчi працi, Kипв, 1970, c. 311-51; Украпнськi народнi думи, т. 1-2, тексты 1-33, вступ. K. Грушевськоп, Kипв, 1927-31; Грiнченко M. O., Украпнськi народнi думи, в его кн.: Bибране, Kипв, 1959; Kирдан Б. П., Украинские народные думы (XV - нач. XVII вв.), M., 1962; Украинские народные думы, M., 1972.

B. Л. Гошовский

реклама

вам может быть интересно

Египетская музыка Национальные культуры
Греческая музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Цитра Музыкальные инструменты
Колядка Музыкальные жанры
Квартет Термины и понятия
Фестивали музыкальные Термины и понятия
Concerto grosso, кончерто гроссо Музыкальные жанры
Четвертитоновая система Термины и понятия
Ариозо Опера, вокал, пение
Додекафония Термины и понятия
Джаз-банд Музыкальные инструменты
Парафраза Музыкальные жанры

Реклама