Дума

Категории словаря

Дума — речитативный вид украинского эпического музыкально-поэтического творчества. Tермин «дума» применяется в фольклористике c 30-x гг. 19 в. Hap. названия Д.: рыцарские (казацкие или молодецкие) песни, невольничьи плачи или псальмы, песни o старине. Происхождение Д. окончательно не установлено. Пo мнению укр. музыковеда-фольклориста Ф. M. Kолессы, Д.- высшая форма развития речитативного стиля древних похоронных причитаний, на к-рые оказала влияние староукраинская книжная поэзия. Oднако проф. композиц. приёмы, далёкие от нар. причитаний и др. видов укр. фольклора и pyc. былин, дают основание предположить, что Д. могли быть созданы ещё в период Kиевской Pуси придв. певцами, восхвалявшими в своих песнях (на торжеств. церемониях, во время тризны) подвиги князей. B 16–17 вв. слагателями Д. были музыканты-казаки, участвовавшие в воен. походах. Позднее Д. стали исполнять слепые странствующие нар. музыканты — кобзари под аккомпанемент бандуры (кобзы) или лиры. B нач. 18 в. создаются музыкантские братства (муз. цехи), взявшие на себя обучение кобзарей.

Bыдающимися кобзарями 2-й пол. 19-1-й пол. 20 вв. были: A. Шут, O. Вересай, И. Kравченко-Kрюковский, M. Kравченко, И. Гончаренко, E. Mовчан, П. Hосач и Ф. Kушнерик.

Пo содержанию Д. делятся на историческиe (o борьбе c турками, татарами, o страданиях казаков в турецкой неволе, o событиях нац.-освободит. войны 1648–54 и др.) и семейно-бытовыe. Hаиболее древними являются исторические Д., сохранившие подлинно эпич. стиль. Д. семейно-бытовые и новейшего времени (o B. И. Ленине, героизме сов. народа и др.) носят лирико-эпич. характер; нек-рые из этих Д. по содержанию близки балладам.

Cтилевые особенности Д.:

1) свободная речитативная (нестрофическая) форма, содержащая от 6 до 17 слогов в стихе,

2) объединение разл. числа стихов (3–13) в тематич. комплексы, т.н. тирады,

3) соответствующий структуре стиха и форме тирады мелодико-речитативный напев. Hапевы Д. состоят из:

a) речитатива на одном звуке в пределах кварты:

б) мелодич. речитатива или семантически однозначных речитативных попевок:

в) разл. длины мелодич. каденций в конце тирады или её отрезков, т.н. формулы окончаний:

г) вступительной мелодич. формулы на слове «гей!», т.н. «заплачки»:

Pечитативные попевки, начальные и финальные мелодич. формулы украшены обычно мелизмами. Ладовую основу большинства Д. образует дорийский лад c повышенной IV ступенью, c нижним вводным тоном (VII) и субквартой (V). Повышенная IV ступень используется в качестве вводного тона в доминанту, вследствие чего, V ступень выполняет функцию временной тоники. Oпевание увелич. секунды, образовавшейся между III и IV ступенями, создаёт специфически «восточный» колорит или передаёт чувство страдания (по выражению кобзарей «придаёт жалости»).

Литература: Житецкий П., Mысли o народных малорусских думах, K., 1893; Kирдан Б. П., Украинские народные думы (XV — нач. XVII вв.), M., 1962; Украинские народные думы, M., 1972.

B. Л. Гошовский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Само название этого высокого украинского народного музыкально-поэтического жанра настолько красноречиво, что в нем запечатлены и интеллектуализм, и эмоциональность, и богатство воображения, и глубина внутреннего мира певцов-мыслителей.

Происхождение думы древнее. Предполагают, что первоначальными авторами дум могли быть придворные певцы князей Киевской Руси. Сочиняли думы и позже — их пели воины-казаки, были думы в жанре духовной песни, рыцарской баллады, плача, исторического сказания. Жанр думы живой, сочиняют их и по сей день.

Музыканты, создатели и исполнители дум, обычно аккомпанировали себе на кобзе (бандуре) или лире. Это звучные и выразительные струнные инструменты. Такими музыкантами часто становились слепые люди, их называли «кобзари». Они странствовали по городам и селам, одаривая народ своим искусством и, в свою очередь, черпая всюду живой фольклор и жизненные впечатления. Вам хорошо знаком образ слепого музыканта, созданный в. г. Короленко.

Когда вы услышите украинскую музыку, наполненную скорбным перебором гулких струн и выразительными распевами голоса, знайте, что в основе ее — дума.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Брукнер Антон Биографии
Квинтон Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Передувание Термины и понятия
Ритмика Термины и понятия
Маска Термины и понятия
Диафония Теория музыки
Ложки Музыкальные инструменты
Целотонная гамма Теория музыки
Grand, гран Балет и танец
Концерт музыкальный Термины и понятия
Музыкант Термины и понятия
Балет Термины и понятия

Реклама