Бандура

Бандура (польск. bandura, первоисточник: греч. pandoura — трёхструнная цистра) — украинский струнный щипковый инструмент. По конструкции и способу звукоизвлечения Б. родственна рус. гуслям. Корпус неглубокий, деревянный, в старину долблёный, круглой, овальной, чаще грушевидной формы. Дека плоская с круглым или звездообразным резонаторным отверстием, в верхней правой её стороне имеется небольшой выступ для колков, называемый брямкой. Короткая шейка без ладов заканчивается небольшой головкой с завитком или резным украшением. В старину корпус вместе с шейкой и головкой изготовляли из одного цельного куска дерева (ивы, ольхи или клёна). В разл. время и у разл. музыкантов Б. имела от 7–9 до 20–30 и более струн. Справа над декой натянуты короткие струны (приструнки), на к-рых исполняют мелодию; вдоль шейки проходят длинные басовые струны, служащие для сопровождения (бунты). Приструнки металлич., басовые — в прошлом жильные, позднее обвитые канителью. Строй старинных Б. — диатонический, современных — хроматический. При игре правой рукой защипывают приструнки, левой — бунты (за редким исключением к шейке их не прижимают). Поскольку в Б. старого образца использовались только открытые звуки, она перестраивалась в зависимости от звукоряда произведения. Чтобы извлечь более громкие звуки, к 2–4 пальцам правой руки прикрепляют особый плектр в виде кольца с пластинкой или напёрстка. Но и при этом Б. звучит мягко, приглушённо.

Существовали 3 школы игры на Б. — черниговская, харьковская и полтавская. Представители каждой из них по-особому держали инструмент на коленях (с бульшим или меньшим поворотом и наклоном к корпусу исполнителя), применяли различные способы защипывания приструнков и бунтов и частично варьировали настройку струн. В настоящее время пользуются почти исключительно т. н. киевским методом игры, в основе к-рого — метод черниговской школы: Б. держат в слегка наклонном положении, так чтобы плоскость деки была перпендикулярна корпусу, левой рукой защипывают бунты, правой — приструнки. Б. применяется главным образом для сопровождения пению.

Б. — один из старейших и самый любимый инструмент укр. народа. В прошлом пользовался распространением преимущественно в вост. р-нах Украины, ныне применяется по всей Украине. Предшественником Б. считается кобза (1). Наиболее ранние лит. сведения о Б. относятся к 15–16 вв., а изображения — к 18 в. Большой популярностью Б. пользовалась в Запорожской Сечи. Позже она становится неизменным спутником нищих-слепцов. Под аккомпанемент Б. кобзари, или бандуристы, пели укр. думы, разл. нар. песни. В сов. время Б. стала подлинно массовым инструментом. Получило распространение коллективное исполнительство на Б. — вок.-инстр. капеллы бандуристов. Разрабатываются усовершенствованные конструкции В. Так, В. П. Тузиченко и И. М. Скляром сконструированы оркестровые хроматич. Б. (прима, альт, бас, контрабас). Существуют Б. систем др. мастеров.

Диапазон оркестровых бандур

Диапазон оркестровых бандур

Черниговская фабрика муз. инструментов организовала массовое произ-во Б. конструкции Скляра. Для Б. создаются спец. произведения, обрабатываются нар. песни и танцы, образцы отечественной и зарубежной классики.

Литература: Pаминцын А. С., Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа, СПБ, 1891; Лисенко М. В., Народнi музичнi iнструменти на Украчнi, К., 1955; Хоткевич И., Музичнi iнструменти украiнського народу, X., 1930; Гуменюк A., Украiнськi народнi музичнi iнструменти, К., 1967.

Н. А. Вертков
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Эдинбург музыкальный Национальные культуры
Праздники Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Эстонская музыка Национальные культуры
Такт Теория музыки
Пекин музыкальный Национальные культуры
Нью-Йорк музыкальный Национальные культуры
Entree, антре Балет и танец
Энармоника Теория музыки
Терцдецима Теория музыки
Слушатель Термины и понятия
Фуга Термины и понятия

Реклама