Киргизская музыка

Категории словаря

Киргизская музыка

До Великой Октябрьской социалистической революции киргизская музыка существовала только в устной народной традиции. Хорового многоголосия, как и ансамблевой игры на инструментах, у киргизов не было. Вок. творчество представлено одноголосной сольной песней. В основе кирг. нар. музыки лежат 7-ступенные диатонич. лады (звукоряды натурального и миксолидийского мажора и натурального дорийского, реже — фригийского минора). Метрика очень разнообразна, весьма часты чередования сложных тактов. Нар. песни одночастны и двухчастны. Одночастные состоят из одного повторяющегося мелодич. построения с нек-рыми вариантными отклонениями. Двухчастные — из двух мелодич. построений, сочетающихся друг с другом либо чередующихся по принципу — вопрос-ответ; первая попевка иногда повторяется 3–4 раза подряд, а вторая служит для заключения строфы. Мелодии нар. песен широкие, распевные; в эпических и обрядовых песнях речитативные. Среди жанров нар. песен: обрядовые — «кошок» (песни-причеты) и «жарамазан» (песни-колядки), трудовые песни, тесно связанные со скотоводческим бытом (большей частью пастушеские песни), из них наиболее распространены: «бекбекей» (сторожевой возглас — «крепко стереги») — ночная песня женщин, караулящих овечьи стада; «шырылдан» («подмёрзший кумыс») — песня табунщиков; «опмайда» (возглас понукания лошадей) — песня погонщика во время молотьбы. Среди лирич. песен: «кюйгей» (от слова «гореть») — песни о неразделённой любви; «секетбай» (от слова «секет» — милая, любимый) — общее название песен любовного содержания; «арман» («неисполнившиеся мечты») — песни тоски, горя, жалобы. Бытуют также колыбельные — «бешикыры» («бешик» — колыбель, люлька, «ыр» — песня), игровые — «селькинчек» («качели»), шуточные песни-состязания — «кайым-айты-шуу», детские песни — «балдар ыры» («балдар» — дети).

Кирг. нар. инстр. музыка 2- и 3-голосна. Она представлена песенными наигрышами и кю (кую; большая инстр. программная пьеса), в к-рых широко применяется голосоведение параллельными квартами и квинтами. В основе тематики программных кю — бытовые, историч., эпич. сюжеты. Непрограммные кю имеют названия, свидетельствующие о том, что когда-то эти пьесы отображали конкретные обстоятельства. Среди популярнейших традиционных кю «Ботой» — «Верблюжонок». Кирг. нар. инструменты: струнные — комуз (3-струнный щипковый), кыл кыяк (2-струнный смычковый); язычковые — жыгач ооз комуз (деревянный комуз) и темир комуз (железный комуз, оба — типа рус. варгана); деревянные духовые — чоор (пастушья свирель), сурнай (типа гобоя); медные духовые — керней; ударные — добулбас или доол — типа литавр.

Носителями кирг. нар. муз. культуры являются: акыны (певцы-импровизаторы и поэты, аккомпанирующие себе на комузе), среди крупнейших представителей к-рых — популярнейший акын Токтогул Сатылганов, представитель сатирич. и комич. жанров К. Акиев, ученики Токтогула — А. Усенбаев, Атай Огонбаев (также виртуоз-комузист); нар. певцы — А. Темиров, М. Баетов; инструменталисты — Мураталы Куренкеев, К. Орозов, И. Туманов, Ч. Иманкулов, С. Бекмуратов, Ш. Шеркулов; нар. композиторы-мелодисты — Дж. Шералиев, Б. Эгинчиев. В творчестве нар. музыкантов отразились жизнь кирг. народа, его борьба против угнетателей. После Окт. революции творчество акынов наполнилось новым содержанием. Слагаются песни о В. И. Ленине (кю Токтогула «Памяти В. И. Ленина» и др.), о Родине, о борьбе за мир, о дружбе народов.

Отрывок из сочинения для комуза Токтогула Сатылганова «Памяти В. И. Ленина» («Ленинге эстемек»).

Первым колхозам посвятили свои пьесы К. Орозов («Колхозный камбаркан»), И. Туманов («Колхозное оружие») и др. Кирг. муз. фольклор начал записываться с 1925. Опубликованы сб. записей А. В. Затаевича, В. С. Виноградова. С 1964 записями, их расшифровкой и публикацией занимается фольклорный кабинет Союза композиторов Кирг. ССР.

В создании киргизской профессиональной музыкальной культуры активное участие приняли русские советские композиторы, нар. артисты Кирг. ССР В. А. Власов, В. Г. Фере, М. Р. Раухвергер. В 1930-х гг. создают произв. кирг. композиторы-профессионалы — А. Малдыбаев, М. Абдраев, А. Тулеев, А. Аманбаев. В республике возникли новые для киргизов жанры: опера, симфония, кантата, оратория, камерная музыка, массовые песни и хоры. Становлению кирг. оперы предшествовало создание драм. пьес, насыщенных нар. песнями, — муз. драм. Первой из них стая спектакль, посвященный становлению колхозного строя в Киргизии, — «Алтын кыз» («Золотая девушка») Власова и Фере (1937, Кирг. муз.-драм. т-р, с 1942 — Киргизский театр оперы и балета; все последующие спектакли опер и балетов осуществлены там же). В 1938 пост. муз. драма «Аджал ордуна» («Не смерть, а жизнь») Власова, Малдыбаева и Фере о восстании киргизов против царского правительства в 1916. Первая кирг. опера — «Айчурек» («Лунная красавица») тех же авторов (пост. 1939) написана по мотивам кирг. героич. эпоса «Манас».

В кирг. операх и муз. драмах получила воплощение разнообразная тематика. Борьбе за свободу и независимость посвящены оперы «Токтогул» (пост. 1958), «Манас» (пост. 1946) Власова, Малдыбаева и Фере, «Ак шумкар» («Белый сокол») Ряузова (пост. 1957); Великой Отечеств. войне 1941–45 посвящены оперы «Патриоты» («Элин сюйгёндер») Власова, Малдыбаева и Фере (пост. 1941) и «Сердце матери» Германова (пост. 1965); раскрепощению женщины — «Айдар и Айша» Аманбаева и Германова (пост. 1952), «Джамиля» Раухвергера (пост. 1961); колхозному строительству — «На берегах Иссык-Куля» Власова, Малдыбаева и Фере (пост. 1951), «Молодые сердца» («Жаш журоктор») Абдраева (пост. 1953). Лирич. эпос отражён в опере «Олджобай и Кишимджан» Абдраева (пост. 1965). Возникают произв. в области балетного жанра. Первым кирг. балетом явился «Анар» Власова и Фере (пост. 1940, 2-я ред. — 1950; 3-я — 1957), затем в 1943 их же одноактный балет «Селькинчек». Эти балеты, как и балет «Чолпон» Раухвергера (пост. 1944, 2-я ред. -1953, 3-я — 1958), написаны по мотивам кирг. фольклора. Тема борьбы за утверждение Сов. власти в Киргизии легла в основу балета «Весна в Ала-Тоо» Власова и Фере (пост. 1955). В 1960 ставится балет «Куйручук» Молдобасанова и Окунева, в основу к-рого положены эпизоды из жизни нар. комика Куйручука. «Асан — космонавт» Фефермана (пост. 1968) — первый балет о кирг. молодёжи. Балет «Бессмертие» Нурымова (пост. 1972) посвящен герою Сов. Союза Ч. Тулебердиеву. Начиная с 1950-х гг. создаются кирг. муз. комедии: «Ким кантти» («Кто что сделал») Абдраева, Аманбаева, Малдыбаева, Тулеева (пост. 1953), «Холостяки» Аманбаева (пост. 1961), «Осторожно, невеста!» Давлесова (пост. 1970).

Первые симф. произв., созданные на основе кирг. фольклора, были написаны в 1940-50-х гг. композиторами Н. П. Раковым, В. Г. Фере, В. А. Власовым. Позже выступил кирг. композитор А. Тулеев — автор симфоний (1961; 2-я симфония — «Атай», 1963), «Героической поэмы» (1954). В симф. жанре работают Т. Эрматов (симф. поэмы — 1954, 1965, 1969), А. Джаныбеков (симфония, посв. Токтогулу, 1966; симф. поэма памяти Героя Сов. Союза Д. Шопокова, 1961; Симфонические танцы, 1967; симф. поэма «Мой Киргизстан», 1969), М. Абдраев (сюита «Праздничные наигрыши», 1958; симф. поэма «На Сусамыре», 1965; симф. картина «Бекбекей», 1965), А. Аманбаев.

Получил развитие кантатно-ораториальный жанр в творчестве М. Абдраева, А. Малдыбаева, К. Молдобасанова, Н. Давлесова. В камерно-инстр. жанр внесли свой вклад А. Тулеев, С. Медетов, Б. В. Феферман, А. Джаныбеков, М. Г. Бурштин, Т. Эрматов, М. Абдраев, К. Молдобасанов. Композиторами республики созданы массовые песни и хоры.

Среди кирг. муз. деятелей: певцы — нар. арт. СССР С. Киизбаева, А. Малдыбаев, А. Мырзабаев, нар. арт. Кирг. ССР К. Чодронов, М. Мустаева, М. Махмутова, И. Деркембаева, С. Токтоналиев, А. Джумабаев, С. Бекмуратова, засл. арт. Кирг. ССР Г. Иманкулова, Г. Сатаева, X. Мухтаров; дирижёры — нар. арт. Кирг. ССР А. Джумахматов, засл. деят. иск-в Кирг. ССР К. Молдобасанов, Н. Давлесов; реж. нар. арт. Кирг. ССР А. Куттубаев, В. Я. Васильев.

В Кирг. ССР работают (1973): Кирг. т-р оперы и балета (1942), филармония (1936), Большой симф. оркестр Кирг. радио и телевидения (1970), орк. нар. инструментов (1936), Дом нар. творчества, Союз композиторов Кирг. ССР (1939), Ин-т иск-в (1967), Муз. уч-ща в гг. Фрунзе, Ош, 48 муз. школ.

Литература: Затаевич А. В., 250 киргизских инструментальных пьес и напевов, М., 1934; Виноградов В. С., Музыка Советской Киргизии, М., 1939; его же, Киргизская народная музыка, Pр., 1961; его же, Музыкальное наследие Токтогула, M., 1961; Алагушов Б., Комузисты и их кюу, Pр., 1961 (на кирг. яз.); его же, Мураталы Куренкеев, Pр., 1962; Киргизские композиторы, Pр., 1964 (на кирг. яз.); его же, Звени, комуз, Pр., 1968 (на кирг. яз.); Алагушов Б. и Абдраев М., Искусство, рождённое Октябрём, Pр., 1966 (на кирг. яз.); История музыки народов СССР, т. 1–5, М., 1970–74; История киргизского искусства, Pр., 1971.

Б. Алагушов и А. С. Каплан
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Киргизский балет

реклама

вам может быть интересно

Grave, граве Теория музыки
Клавишные инструменты Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Альбертиевы басы Теория музыки
Доминанта Теория музыки
Образ музыкальный Термины и понятия
Медиатор Музыкальные инструменты
Sanctus, санктус Церковная музыка
Фонотека Термины и понятия
Кода Теория музыки
Мазурка Музыкальные жанры и формы
Децима Теория музыки
Итальянская музыка Национальные культуры

Реклама