Уменьшённый лад

Категории словаря

Тип симметричного лада, в основе которого лежит малотерцовый аккорд (уменьшённый септаккорд; отсюда название).

Структура У. л. может быть представлена тремя видами, в зависимости от 3 гл. форм изложения звукового материала лада (ср. Увеличенный лад): аккордовый, мелодический, групповой. Аккордовый У. л. характеризуется последованием 4 аккордов (обычно однотипных по структуре), осн. тоны к-рых образуют малотерцовый ряд. Для мелодич. У. л. типично мелодич. движение по специфич. звукоряду, образованному делением двенадцати полутонов октавы на четыре равные и единообразные по структуре части (в полутонах: 2+1, 2+1, 2+1, 2+1). Групповой У. л. характеризуется применением специфич. звукоряда У. л. в смешанном, "диагональном" (горизонтально-вертикальном) измерении. Образцы У. л.:

Н. А. Римский-Корсаков. "Садко". Картина 2-я.

И. Ф. Стравинский. "Симфония псалмов". Часть 1-я.

Подобно др. симметричным ладам, У. л. может подчиняться своему центр. элементу (уменьшенному септаккорду) как тонике в её рассредоточенном (начало 2-й картины "Садко" Римского-Корсакова) или полном виде (см. Сцену метели из "Кащея Бессмертного" Римского-Корсакова). В функции тоники может выступать (по образцу тональности мажорно-минорного типа) один центр. тон ("е" в примере из "Симфонии псалмов" Стравинского) или построенный на нём аккорд (см. аккорд с осн. тоном "а" в примере из 8-й сонаты Скрябина, колонка 728).

Благодаря структурному сходству малотерцового четырёхзвучия и тритонового двузвучия обнаруживается родство построенных на них ладов - У. л. и тритонового. A. H. Скрябин. 8-я соната для фортепьяно, такты 5-8.

Термин "У. л." предложен Б. Л. Яворским (однако Яворский относил его к ладу с центром в виде ум. трезвучия, а не ум. септаккорда). См. "Гамма Римского-Корсакова", Симметричные лады, Тритоновый лад, Ладовый ритм.

Литература: см. при ст. Симметричные лады.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Вокальное искусство Опера, вокал, пение
Ситар Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Хоровод Национальные культуры
Хота Музыкальные жанры
Симфониетта Музыкальные жанры
Pas marche, па марше Балет и танец
Двойной контрапункт Термины и понятия
Симфонический оркестр Термины и понятия
Эдинбург Города
Колокол Музыкальные инструменты
Lamento, ламeнто Термины и понятия
Стиль музыкальный Термины и понятия

Реклама