Увеличенный лад — тип симметричного лада, в основе которого лежит большетерцовый аккорд (увеличенное трезвучие; отсюда название).
Структура увеличенного лада представлена 3 основными видами, в зависимости от 3 главных форм изложения звукового материала лада (основные тоны аккордов, мелодический звукоряд, группа): аккордовым, мелодическим, групповым. Аккордовый У. л. характеризуется расположением 3 аккордов (обычно однотипных по структуре) по ряду больших терций; мелодич. У. л. — мелодич. движением по одному из специфич. звукорядов, образованных делением 12 полутонов октавы на три равные и единообразные по структуре части (в полутонах, напр.: 3 + 1, 3 + 1, 3 + 1 или 2 + 1 + 1, 2 + 1 + 1, 2 + 1 + 1); групповой У. л. — применением специфич. звукорядов в смешанном, «диагональном» (горизонтально-вертикальном) измерении. Образцы 3 видов У. л.:
Н. А. Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Действие 1-е.
H. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Пролог.
О. Meссиан. Тема с вариациями для скрипки с фортепиано.
Термин и теория У. л. принадлежат Б. Л. Яворскому.
См. Симметричные лады, Ладовый ритм, Уменьшённый лад, Целотоновый лад.
Литература: см. при ст. Симметричные лады.
Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.