Увеличенный лад

Категории словаря

Увеличенный лад — тип симметричного лада, в основе которого лежит большетерцовый аккорд (увеличенное трезвучие; отсюда название).

Структура увеличенного лада представлена 3 основными видами, в зависимости от 3 главных форм изложения звукового материала лада (основные тоны аккордов, мелодический звукоряд, группа): аккордовым, мелодическим, групповым. Аккордовый У. л. характеризуется расположением 3 аккордов (обычно однотипных по структуре) по ряду больших терций; мелодич. У. л. — мелодич. движением по одному из специфич. звукорядов, образованных делением 12 полутонов октавы на три равные и единообразные по структуре части (в полутонах, напр.: 3 + 1, 3 + 1, 3 + 1 или 2 + 1 + 1, 2 + 1 + 1, 2 + 1 + 1); групповой У. л. — применением специфич. звукорядов в смешанном, «диагональном» (горизонтально-вертикальном) измерении. Образцы 3 видов У. л.:

Н. А. Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Действие 1-е.

H. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Пролог.

О. Meссиан. Тема с вариациями для скрипки с фортепиано.

Термин и теория У. л. принадлежат Б. Л. Яворскому.

См. Симметричные лады, Ладовый ритм, Уменьшённый лад, Целотоновый лад.

Литература: см. при ст. Симметричные лады.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Double, дубль Балет и танец
Выворотность Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Малавийская музыка Национальные культуры
Фрунзе (Бишкек) музыкальный Национальные культуры
Рондо-соната Музыкальные жанры и формы
Виола Музыкальные инструменты
Исполнение музыкальное Термины и понятия
Латиноамериканская музыка Национальные культуры
Benedictus, бенедиктус Церковная музыка
Туркменский балет Балет и танец
Фа (нота) Теория музыки

Реклама