Мексиканский балет

Хореографическое искусство Мексики сохраняет некоторые черты древней танцевальной культуры ацтеков и майя, которая была довольно высокой. Танцы сопровождались пением. Они исполнялись во время религиозных празднеств при участии неск. сотен танцовщиков, отличались совершенной техникой, которая требовала специальной подготовки. Позднее появились сюжетные танцы-пантомимы на темы мифологии, истории, повседневной жизни. В дальнейшем в них был введён текст. Так сложился своеобразный жанр - пьеса-танец (одна из них сохранилась - "Рабиналь-Ачи", на яз. майя). Танц. наследие доиспанской эпохи прослеживается также в фольклорных индейских группах разл. районов Мексики (сохранился танец-пантомима "Летающие люди"). В 16 в. католич. церковь для привлечения прихожан вводила в драматизированные проповеди (на яз. науатл-пейхкунтилли) нар. танцы и комедийные диалоги. В колониальный период танец развивался под влиянием исп. танцевальной культуры. Рядом с исп. танцами фанданго, сандунгой, сапатеадо в 17-18 вв. складывались танц. формы креольского фольклора - сон, уапанго, харабе, сочетавшие танец с пением и инструм. музыкой. В кон. 18 в. танец появился и на театр. подмостках, где большое место заняли испано-португальские вокально-музыкально- танцевальные представления - тонадилья и фолия. В 19 в. в Мексике распространилось влияние итал. и особенно французских танцев, которые преобладали до 20 в. Популярность приобрели также вальс и особенно кубин. данса (или хабанера), близкая по ритму танго. После Революции 1910-17, способствовавшей росту нац. самосознания, танц. формы, занесённые в Мексику испанцами, утратили своё значение. Началось обновление мекс. искусства. Неизмеримо возрос интерес к культуре доиспанских цивилизаций. В то же время обогащение искусства социальными проблемами требовало поисков совр. форм выражения. Новые веяния отразились прежде всего в балетной музыке, особенно в творчестве комп. С. Ревуэльтаса и К. Чавеса - создателей совр. мекс. композиторской школы. Темы нар. быта и истории Мексики развивались в музыке балетов Чавеса - "Четыре стихии" (1926), "Дочь Колхиды" (1946), Ревуэльтаса - "Путешествующий головастик" (1936) и продолжены в произв. их последователей Д. Аялы Переса - "Человек из народа майя" (1940), Л. Санди - "Бонампак" (1948) и Х. П. Монкайо - "Сапата" (1953), истоки творчества которых - в совр. фольклоре и в древней музыке Мексики. Однако в балетной практике эти веяния воплотились не сразу. Первые попытки были предприняты в 1932 сестрами Кампобелло, которые открыли школу классического танца и организовали труппу Балет города Мехико. Социальным и эстетич. устремлениям мекс. художеств. интеллигенции оказался более близок танец модерн, с его вниманием к социальным проблемам и поискам совр. хореографич. языка. Основы М. б. были заложены в кон. 30-х гг. американскими хореографами - представи- тельницами танца модерн А. Соколовой и М. Вальдин. С 40-х гг. началось формирование М. б. В 1940 Соколова создала труппу Голубой голубь; в её состав вошли Г. Браво, Х. Лавалье, А. Мерида, Р. Гутьеррес, Г. Кейс и др. В 1940 Вальдин организовала школу и труппу. После её отъезда была создана труппа Балет Вальдин, руководимая Браво. В 1947 комп. Чавес основал Нац. институт изящных искусств (ИНБА) (с отделениями литературы, музыки, театра, танца) - центр мекс. искусства, призванный объединить мастеров, охраняющих и развивающих нац. традиции, и при нём Академию мекс. танца - организацию по созданию, исследованию и распространению мексиканского хореографич. искусства.

В Академии (рук. Мерида и Браво) был создан Официальный балет совр. танца Нац. института изящных искусств (или Балет изящных искусств). См. Мексиканский балет изящных искусств.

В кон. 40 - нач. 50-х гг. вокруг Института изящных искусств группировались (помимо Балета изящных искусств) Нац. балет (рук. Браво), Современный балет (рук. Рейна) и др. В результате деятельности всех трёх коллективов сложилось понятие "М. б.". В основе искусства этих трупп стал танец модерн в сочетании с элементами нар. танца. Темы и образы спектаклей брались из преданий, легенд и нар. жизни. Нередко возведённые в символ, они приобретали характер аллегории. Сценич. решение мн. спектаклей часто определялось работами мекс. художников Д. Сикейроса и Х. К. Ороско, которые привлекались к оформлению постановок. Наиболее интересной и последовательной в формировании этого стиля стала группа Нац. балет Мексики (см. Мексиканский Национальный балет) под рук. Браво. Особое место в ряду мекс. хореографич. коллективов занял Балет изящных искусств, где выступали в разное время мн. известные артисты. В 1956 эта труппа отделилась от Академии, которая стала функционировать как уч. заведение, готовящее исполнителей классич., совр. и нар. танцев, педагогов, балетмейстеров и исследователей танц. фольклора. В Академии имеются хореографич. мастерская и труппа Экспериментальный балет, в которой проходят практику будущие исполнители и хореографы. Среди педагогов: ведущие деятели мекс. балета Р. Рейна, С. Кастаньеда, Р. Нориега, Н. Хаппи, Лавалье, Б. Хенкель. В 1956-58 Балет изящных искусств составлял конгломерат, в который входили также Нац. балет (рук. Браво), Совр. балет (рук. Р. Рейна) и Мексиканский балет (позднее Народный балет, рук. Г. Арриага). Много раз реорганизовывавшийся, часто менявший названия, он работал вначале в стиле танца модерн (1956-62), затем в стиле классич. школы. В 1963 труппа была распущена и заново организована как Классический балет Мексики. С сер. 70-х гг. коллектив получил назв. Балет театра изящных искусств. Возросшее значение техники классического танца - результат расширяющихся связей М. б. с кубинским. В 1975 были заключены соглашения с Кубой о сотрудничестве в области хореографии, обучения и воспитания балетных кадров. Это сотрудничество имеет целью создать на основе этнической и культурной общности школу латиноамериканского балета.

Успешна деятельность Фольклорного балета под рук. А. Эрнандес (осн. в 1952). Труппа исполняет нар. танцы, спектакли включают нац. фольклор. Состоит она из двух трупп - гастрольной и стационарной. При коллективе имеются три студии - две хореографич. и хоровая. В 1961 труппа получила 1-ю пр. на фестивале Театра Наций в Париже. В 1965 гастролировала в СССР.

Наряду с коллективами, развивавшими нац. традиции, в 50-е гг. возникали труппы, ориентировавшиеся на лучшие достижения зарубежного балета: Новый театр танца (осн. в 195 К. Фрэнсисом и Б. Хенкель). репертуар его и исполнительская манера были эклектичны; Камерный балет (осн. в 1958, рук. В Хаппи и Т. де ла Роса), придерживавшийся неоклассич. ориентации, кроме традиц. классики ("Па-де-катр", "Сильфиды", 2-й акт "Лебединого озера", па-де-де из "Спящей красавицы"), ставил совр. балеты - "Уапанго" Монкайо, "Дуэт" Саласа, "Жизнь" Дискинсона, "Парабола" на муз. 12 века - все балетм. Г. Контрерас; "Вариации" на муз. Брамса, "Трио" на муз. Альбинони - оба балетм. Хаппи; "Балет-джаз" на сб. муз. (балетм. Т. де ла Роса). К 70-м гг. эти коллективы организационно не сохранились, но творческую их направленность продолжили Независимый балет (осн. в 1966, рук. Р. Флорес Канело и Г. Ороско), включавший постановки совр. мекс. и зарубежных хореографов разл. направлений (среди них- М. Декомбе, Дж. Фили и А. Соколова с одной из её последних работ "В честь Гарсии Лорки" на муз. Ревуэльтаса, 1973), и "Классический балет 70" (осн. в 1970, организатор А. Эрнандес, рук. Хаппи), в репертуаре которого пост. Хаппи, Контрерас, Сандерса и др. Лучшие из работ - "Эротическая летания за мир" Санса и Санчеса (1973. балетм. Хаппи, Фили, Р. Маренко, под рук. реж. Миарнау).

Среди др. коллективов 50-70-х гг.: Концертный балет Мексики (осн. в 1952. рук. С. Унгер, с 1954 - Ф. Сегура). в 1963 основная часть труппы, в т. ч. Л. Урдапильета и Х. Кано, вошла в состав Классического балета Мексики: Народный балет Мексики (осн. в 1958, организатор, директор и хореограф Г. Арриага), пропагандирующий мекс. танец от фольклора до совр. балета; Хореографич. мастерская Нац. автономного университета Мексики (осн. в 1970, рук. Контрерас). Существуют также труппы совр. и фольклорного танца при университетах мн. городов (Гвадалахара, Веракрус, Сан-Луис-Потоси, Гуанахуато и др.).

В Мексике имеется фонд развития народного танца (рук. Лавалье), который занимается изучением самобытных фольклорных групп в разл. районах страны. Периодически (с 1966) проводятся фестивали мекс. танца.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Словенская музыка Национальные культуры
Сутартине Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Хроматическая гамма Термины и понятия
Вьетнамская музыка Национальные культуры
Зона Термины и понятия
Музыкальное образование Термины и понятия
Нотация Термины и понятия
Тоника Термины и понятия
Светомузыка, цветомузыка Термины и понятия
Церковная музыка Музыкальные жанры
Effacee, эффасе Балет и танец
Предложение Термины и понятия

Реклама