Немецкая и австрийская музыкальная культура 1-й половины 19 века

Категории словаря

Национально-романтическое направление в музыке Германии и Австрии зародилось еще при жизни Бетховена — в середине 10-х годов XIX столетия, когда были созданы романсы Шуберта и сказочно-легендарные оперы Гофмана, Вебера и Шпора.

Глубокие противоречия, свойственные общественно-политической и культурной жизни Германии и Австрии, наложили свой отпечаток на искусство композиторов-романтиков.

На рубеже XVIII и XIX столетий Германия принадлежала к отсталым в экономическом и политическом отношении странам Европы.

Деспотическая власть феодальной аристократии, раздроблен­ность страны (Германия состояла тогда из трехсот шестидесяти самостоятельных княжеств и государств), слабость и раболепие буржуазии, отсутствие промышленного пролетариата — все это сковывало ее общественное развитие. Французская революция способствовала пробуждению общественного сознания демократических слоев немецкого населения. Но для дальнейшего развития Германии наполеоновские войны играли двойственную, противоречивую роль.

С одной стороны, Наполеон подавлял национальную немецкую культуру, насаждая деспотические формы иноземного владычества. Это вызвало к жизни широчайший народно-патриотический подъем, направленный против захватнической политики Наполеона. Крайняя политическая отсталость Германии позволила реакционным аристократическим кругам использовать настроения народа для усиления и националистических настроений. Но немецкий народ «воевал на свой страх и риск и независимо от высочайших повелений» (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е, т. 33, с. 139.), и народная борьба против захватнической политики Наполеона способствовала развитию демократической культуры. «...Немецкий народ устоял, сумел собраться с силами, сумел подняться и завоевать себе право на свободу и самостоятельность» (Ленин В.И. Сочинения, изд. 5-е, т. 36, с. 81).

С другой стороны, подавляя национальную немецкую культуру, действуя как чуждый народу завоеватель, Наполеон в то же время «был в Германии представителем революции, он распространял ее принципы, разрушал старое феодальное общество» (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е. т. 2 с. 563).

Наполеонов­ские войны подорвали в Германии систему феодализма, ускорили развитие капиталистических отношении, уничтожили крепостное право. Несмотря на жесточайший полицейский режим, установив­шийся в Германии и Австрии после Венского конгресса 1815 года, правящим реакционным кругам не удалось вернуть немецкий народ к прежнему положению бесправия. Борьба передовых слоев за демократические гражданские права продолжалась и нарастала.

Развитие национально-романтической школы в музыке Германии и Австрии происходило на фоне разрастающегося народно-освободительного, и национально-освободительного движения этих стран, достигшего своего апогея в конце 40-х годов XIX столетия. Однако реакционное дворянство Германии и Австрии пользовалось большим влиянием. Еще в конце XVIII века оно начало военный поход против восставшего французского народа, сплотив вокруг себя враждебные революции силы, и возглавило идейную борьбу против просветительской массы Франции.

Как аристократическая «...реакция на Французскую революцию и связанное с ней Просвещение» (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е, т. 32, с. 44) в Германии сложилась идеалистическая философская школа, влияние которой на эстетику и литературу немецких романтиков было значительным. Под ее воздействие подпали отчасти и некоторые композиторы-романтики. Однако это заметно главным образом в их эстетических трудах. В самом же музыкальном творчестве первостепенную роль играли передовые традиции немецкого искусства. В произведениях каждого немецкого композитора-романтика при самых смелых новаторских чертах ясно ощутима преемственность с музыкальной классикой Германии прошлой эпохи. Романтическая опера, симфония, оратория и даже новый жанр романса сложились на основе художественных традиций, издавна укоренившихся в национальной культуре. Несомненное воздействие оказало также искусство Гёте, Шиллера и других поэтов эпохи Просвещения. Влияние гётевского «Фауста» на передовую немецкую музыку XIX столетия было особенно велико.

Существенное значение для немецкой музыкально-романтиче­ской школы имели новые народно-национальные формы и жанры искусства, получившие широкое распространение в период национально-освободительной войны. Расцвет национального фольклора и появление новых демократических форм музыкальной жизни в высшей степени характерны для Германии начала XIX века.

К этому времени относится организация лидертафелей (в Берлине в 1809 году, по инициативе композитора Цельтера) — мужских любительских хоровых обществ-братств, деятельность которых определялась патриотическими целями. Связанные в прошлом с традициями хоровой музыки Германии, они приобрели большое общественное значение в немецком быту и, неуклонно разрастаясь, впоследствии были объединены в певческие союзы.

Одним из господствующих жанров немецкого музыкального романтизма становится бытовой романс, тесно связанный с новой поэтической лирикой Германий, близкой подлинной народной поэзии.

Характерен в этом отношении знаменитый сборник немецких народных стихов «Волшебный рог мальчика» (1805—1808). Даже Гёте, враждебно настроенный по отношению к романтикам, был восхищен тем, с какой «любовью, прилежанием, вкусом и чуткостью» он был обработан Арнимом и Брентано.

В эти же годы расцветает камерно-инструментальное искусст­во. Оно развивается в бесчисленных кружках, особенно типичных для общественной жизни Германии и Австрии после Венского конгресса.

Близость к народно-национальным жанрам, к современному фольклору является отличительным признаком немецкой и австрийской музыкально-романтической школы. Вне этих связей немыслимо искусство ни Вебера, ни Шуберта, ни Мендельсона, ни Шумана.

Немецкая и австрийская музыка первой половины XIX века связана как с сильными, так и со слабыми сторонами общественно-политического развития этих стран.

В глубине и серьезности искусства Шуберта, Вебера, Мендельсона, Шумана, в его передовой новаторской направленности отразилось оживление общественной мысли Германии и Австрии того времени. Мотивы протеста и бунтарства, пронизывающие собой творчество многих из них, просветительская направленность деятельности выражали оппозиционное отношение к существующему порядку вещей.

Но одновременно и слабые стороны общественного движения Германии и Австрии, сказавшиеся при поражении революции 1848 года, также оставили определенный след в музыке романтиков. Это — крайнее распространение мещанства с его идеалами «умеренности и аккуратности», известное влияние реакционной идеологии.

Так, ни одному из композиторов-романтиков не удалось достигнуть в своем творчестве подлинно героического пафоса, присущего бетховенскому искусству (которое многим из них служило высочайшим художественным критерием).

Элементы идеализации прошлого, мотивы обреченности ощутимы не только у композиторов второстепенного значения (например, у Шпора или Маршнера), но и в творчестве Вебера, Шумана и Вагнера. При всей враждебности к немецкому бюргерскому филистерству, многие из композиторов и сами не были свободны от налета мещанской сентиментальности.

Но в целом национально-романтическая школа, возникшая в неразрывной связи с демократическим подъемом общественной жизни Германии и Австрии первой половины XIX века, принадлежит к самым интересным явлениям в мировой музыкальной культуре.

В. Конен
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 3, 1972 г.

Список литературы:

• Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX века. М., 1966.
• Венок Шуберту. Этюды и материалы. Под ред. К. Кузнецова, М., 1928.
• Воспоминания о Шуберте. Сост. Ю. Хохлов. М., 1964.
• Вульфиус П. «Прекрасная мельничиха» Шуберта. — «Вопросы музыкознания», вып. 3. М., 1960.
• Вульфиус П. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта, М., 1974.
• Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. М., 1960. Даме В. Шуберт. М., 1928...
• Жизнь Франца Шуберта в документах. По публикациям О. Дейча и другим источникам. Сост. Ю. Хохлов. М., 1963.
• Конен В. Шуберт. М., 1959.
• Крауклис Г. Фортепианные сонаты Шуберта (путеводитель). М., 1961.
• Лаврентьева И. Симфонии Шуберта (путеводитель). М., 1967.
• Музыка Австрии и Германии XIX века. Указ. ист., с. 36—333.
• Хохлов Ю. «Зимний путь» Франца Шуберта. М., 1967.
• Хохлов Ю. О последнем периоде творчества Шуберта. М., 1968.
• Abraham G. Schubert. А Symposium London. 1946.
• Bauer M. Die Lieder Franz Schuberts, Bd. 1. Leipzig, 1915.
• Brown M. Schubert. London, 1958.
• Brown M. Schubert Songs. London, 1967.
• Einstein A. Schubert. N. Y., 1950.
• Einstein A. Schubert. Ein Musikalisches Porträt. Zürich, 1952.
• Landormy P. La vie de Schubert. Paris, 1942.
• Pоrter E. The songs of Schubert. London, 1937.
• Porter E. Schuberts song technique. London, 1961.
• Vetter W. Der Klassiker Schubert. Bd. 1—2. Leipzig, 1953.
Вeбep К. Автобиографический набросок. — «Советская музыка», 1936, № 12.
• Вебер К. Жизнь музыканта. — «Советская музыка», 1935, № 7, 8, 10.
• Иванов-Боpецкий М. Гофман. — «Музыкальное образование», 1926.№3—4.
• Коломийцев В. Вебер. Л., 1927.
• Музыка Австрии и Германии XIX века. Указ. ист., с. 334—497.
• Фeрман В. Оперный театр. Статьи и материалы. М., 1961.
• Хохловкина А. Западноевропейская опера, глава IV.
• Lаuх К. Carl Maria von Weber. Leipzig, 1966.
• Moser H. Carl Maria von Weber. Leipzig, 1955.
• Weber M. Carl Maria von Weber, Bd. 1—3. 1864/66.
Мендельсон-Бартольди Ф. Письма. Спб., 1863.
• Даме В. Мендельсон. М., 1930.
• Кенигсберг А. Увертюры Мендельсона (путеводитель). М., 1961.
• Jacob Н. Felix Mendelssohn und seine Zeit. Frankfort a. M., 1959.
• Кohler K. Felix Mendelssohn-Bartoldy. Leipzig, 1966.
• Werner E. Mendelssohn-Bartoldy. N. Y., 1963.
Шуман P. Избранные статьи о музыке. Под ред. Д. Житомирского. М., 1956.
• Шуман Р. О музыке и музыкантах, т. 1. Под ред. Д. Житомирского. М.. 1975.
• Шуман Р. Письма. Под ред. Д. Житомирского. М., 1970.
• Житомирский Д. Роберт Шуман. Указ. ист.
• Житомирский Д. Роберт и Клара Шуман в России. М., 1962.
• Житомирский Д. Роберт Шуман. М., 1955.
• Лахути А. Сюитные циклы Шумана. — Труды кафедры теории музыки МГК» вып. 1. М., 1960.
• Schumann R. Gesammelte Schriften über Musik und Musiker, Bd. 1—2. Leip­zig, 1914.
• Eismann G. Robert Schumann. Leipzig, 1964.
• Rehberg P. u W. Robert Schumann. Zürich und Stuttgart, 1954.
• Wörner K, Robert Schumann. Zürich — Freiburg, 1949.
• Young P. Tragic muse. The life and works of Robert Schumann. London, 1957.

Немецкая музыка
Австрийская музыка

реклама

вам может быть интересно

Гемиола Теория музыки
Австрийская музыка Национальные культуры

Публикации

Персоналии

Шуман, Роберт 04.12.2010 в 13:35

Произведения

Оберон (Вебер) 12.01.2011 в 12:31
Эврианта (Вебер) 02.06.2011 в 14:47

рекомендуем

смотрите также

Монодрама Термины и понятия
Оперные театры Опера, вокал, пение
Псалтериум Музыкальные инструменты
Монотематизм Теория музыки
Камбоджийская музыка Национальные культуры
Осмогласие Церковная музыка
Дебют Термины и понятия
Регтайм Музыкальные жанры и формы
Издательства музыкальные Термины и понятия

Реклама