Тритоновый лад

Категории словаря

Тритоновый лад, дважды-лад (термин Б. Л. Яворского), — тип симметричного лада, центральное отношение которого образует тритон (отсюда название). В отличие от других симметрич. ладов, тритоновый лад обладает многообразием интервальных структур (т. е. различных по интервальному составу ладовых звукорядов). Применяется в мелодич. и аккордовой (групповой) формах (ср. Увеличенный лад, Уменьшённый лад). Образцы Т. л.:

А. К. Лядов. «Из Апокалипсиса», такты 1–5.

О. Meссиан. «Неосязаемые звуки грёз».

См. также тему Петрушки из одноим. балета И. Ф. Стравинского в ст. Полиаккорд: аккордовая структура — C-dur + Fis-dur, звукоряд —

Структурное родство нередко сближает уменьшённый и Т. л. (напр., в произв. А. Н. Скрябина позднего периода творчества в уменьшённом ладу функционально тождественными часто оказываются гл. аккорд и аккорд на ступени, отстоящей от него на тритон, что типично для Т. л.; см. пример из 8-й фп. сонаты Скрябина в ст. Уменьшённый лад). См. Ладовый ритм.

Литература: см. при ст. Симметричные лады.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Постановка голоса Опера, вокал, пение
Будапешт музыкальный Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Сольмизация Теория музыки
Цыганская музыка Национальные культуры
Нагара Музыкальные инструменты
Presto, престо Теория музыки
Пародия Термины и понятия
Хоральная обработка Теория музыки
Раздельноречие Церковная музыка
Датская музыка Национальные культуры
Лигатура Теория музыки
Вильнюс музыкальный Национальные культуры

Реклама