Полиаккорд

Категории словаря

Полиаккорд (от греч. polus — многий, многочисленный, обширный и аккорд) — аккорд комплексной (составной) структуры, т.е. многозвучие, расслаивающееся на относительно самостоятельные части либо складывающееся из двух или нескольких относительно самостоятельных частей-аккордов.

И. Ф. Стравинский. «Петрушка», 2-я картина.

П. имеет вид двух или неск. разл. по звуковому составу аккордов, звучащих одновременно.

Части П. наз. субаккордами (здесь 2 субаккорда — C-dur и Fis-dur). Один из субаккордов (чаще нижний) в большинстве случаев составляет ядро (или основу) П., а осн. тон такого субаккорда становится осн. тоном всего созвучия (С. С. Прокофьев, побочная тема 1-й части 9-й сонаты для фп.: G-dur — ядро, h-moll — наслоение). П. нередко образуется в «пластовой (аккордовой) полифонии» — ткани, где каждый «голос» (точнее, слой) представлен (суб)аккордовым последованием (А. Онеггер, 5-я симфония, 1-я часть).

Выразит. свойства П. связаны с восприятием двух или неск. неидентичных аккордов в одновременности; при этом главное (как и в др. составных структурах) заключается не в звучании каждого из субаккордов, а в том новом качестве, к-рое возникает при их соединении (так, в нотном примере C-dur и Fis-dur — консонирующие аккорды, а целое — диссонанс; субаккорды диатоничны, П. недиатоничен; мажорность каждого из субаккордов выражает свет и радость, а П.- «проклятия» Петрушки, далее — «отчаяние» Петрушки). Термин «полиаккорд» введён Г. Коуэллом (1930).

Литература: см. при ст. Полигармония.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Проведение Теория музыки
Виват Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Опера спасения Термины и понятия
Дансантность Балет и танец
Барток Бела Биографии
Джаз Термины и понятия
Фольклор музыкальный Термины и понятия
Кубинская музыка Национальные культуры
Ашхабад музыкальный Национальные культуры
Реприза Теория музыки
Эстрадный оркестр Термины и понятия

Реклама