Латвийский балет

Латвийский балет

Первая проф. балетная труппа в Латвии существовала с 1782 в немецком театре в Риге. Артисты и балетмейстеры приглашались из-за границы, состав труппы был непостоянным.

В 19 — нач. 20 вв. в Риге гастролировали известные иностр. и рус. артисты: Л. Дюпор, А. Бернаделли, Л. Монтес, Л. Гран, Н. К. Богданова, М. И. Петипа, А. П. Павлова, М.М. и В. П. Фокины и др. В 1893 -1903 балетная труппа под рук. Б. Дувалде-Фейте работала в Рижском латыш, т-ре. В нач. 20 в. получила известность артистка и балетм. М. Балбо, в студии к-рой обучались мн. Латыш. танцовщики (К. Гентеле, М. Ниедрите и др.).

Возникновение нац. балета связано с т-ром Латышской оперы, открытым в 1913 в Риге; здесь имелось 8 танцовщиков-любителей во главе с балетм. М. Каулинем. Однако в 1915, в связи с 1-й мировой войной 1914 — 18, т-р прекратил деятельность. В нач. 1919 в Риге был создан т-р Опера Советской Латвии (впоследствии Латвийский театр оперы и балета), в к-ром работала балетная труппа, возглавлявшаяся В. Комисарсом. Ведущей танцовщицей была К. Гентеле. Однако сначала артисты участвовали лишь в танц. сценах опер.

В 1922 — 25 балетную труппу возглавил балетм. Н. Г. Сергеев, в студии к-рого артисты овладевали осн. принципами школы рус. классич. балета. Были поставлены первые балетные спектакли: «Тщетная предосторожность» (1922), «Пахита» (1923), в к-рых центр. партии исполняли Сергеев и петрогр. артисты Е. М. Люком и Б. В. Шавров, «Волшебная флейта» Дриго и «Баядерка» (оба — 1923).

С сер. 20-х гг. подъёму Л.б., совершенствованию техники и росту артистизма танцовщиков способствовала интенсивная деятельность педагога и балетм. А. А. Фёдоровой (в 1925 — 32 ведущая балерина, руководитель труппы и созданной ею студии при т-ре), которая пост, балеты — «Лебединое озеро», «Коппелия», «Раймонда» (все — 1926), «Щелкунчик» (1928), «Спящая красавица» (1929), «Конёк-Горбунок» (1930), «Дон Кихот» и «Сильвия» (1931), «Жизель» (1932).

В Риге гастролировали рус. артисты О. И. Преображенская, Т. П. Карсавина, Е. А. Смирнова, Б. Г. Романов, О. А. Спесивцева, М.М. и В. А. Фокины. Из Сов. Союза на гастроли приезжали М. Р. Рейзен и Л. А. Жуков, В. В. Кригер и A. M. Meccepep, T. M. Вечеслова и В. М. Чабукиани, A. M. Абрамова и М. М. Габович. Жуковым были пост. «Шехеразада» и танцы в опере «Кавалер роз» Р. Штрауса (1930), В. Д. Тихомировым — «Красный мак» (1933).

В 1932 — 1933 труппой руководил А. И. Вильтзак, поставивший «Карнавал» (1932); «Петрушку», «Пульчинеллу» и «Ребус» («Стальной скок») Прокофьева (все — 1933). В 30-е гг. появились первые латыш, нац. балеты, поставленные О. Леманисом (гл. балетм. в 1934 — 44): «Победа любви» Мединя (1935), «Илга» Витолиня (1937), «Соловей и роза» и «Осень» Калниня (оба — 1938). В числе др. достижений балетного иск-ва: «Скарамуш» Сибелиуса и «Болеро» (оба — 1936), «Эсмеральда» (1939), «Бахчисарайский фонтан» (1940), «Лауренсия» (1941). С 1932 при т-ре работала балетная школа под рук. Вильтзака и позднее X. Плуциса (с 1948 — Рижское хореографич. уч-ще).

Балетная труппа имелась также в Лиепайском оперном т-ре (осн. в 1922), где работали балетм. А. Стеделаубе (до 1933) и А. Экстон (1933 — 34). Наряду с танц. сценами в операх и опереттах ставились балетные спектакли: «Фея кукол» (1926); латыш. балет «Морская сказка» Вейнберга (1928), «Волшебная флейта» (1934) и др. В результате объединения оперного и драматич. Нового т-ров в Лиепае начал работать т-р Гор. драмы и оперы, в труппу к-рого вошли танцовщики обоих т-ров. Под рук. балетм. А. Козловского здесь были пост.: «Лебединое озеро», «Коппелия» (оба — 1935), «Тщетная предосторожность» (1936), «Корсар» (1941) и др.

После освобождения Латвии от немецко-фашистских оккупантов (1944) началось развитие Л.б. во взаимодействии с хореографич. иск-вом др. союзных республик, использовался опыт в выборе репертуара, трактовке сценич. образов и др. В 1947 пост. первый сов. латыш, балет «Лайма» Лепиня о борьбе против нем. рыцарей и феодалов в 13 в. В этой работе балетм. Е. Тангиевой-Бирзниек получили оригинальное претворение мотивы нац. фольклора и нар. танца. Оригинальность хореографич. прочтения характерна и для поставленных балетм. Е. Чанга балетов «Сакта свободы» Скулте (1950), «Стабурадзе» Калниня (1957) и др. Тема борьбы против колониализма — в центре балета «Ригонда» Гринблата (1959, балетм. Тангиева-Бирзниек), отмеченного новизной и смелостью исканий. Поиски новых, современных средств выразительности, впечатляющие композиции массовых сцен отличают балеты, поставленные И. Строде, В. Т. Блиновым, А. Лембергом.

Среди деятелей Л.б. 70-х гг.: нар. арт. СССР В. Вилцинь, нар. арт. Латв. ССР А. Лемберг, X. Ритенберг, засл. деят. иск-в Латв. ССР И. Строде, засл. арт. Латв. ССР И. Абеле, Я. Панкрате, А. Баумане, М. Билалова, В. Т. Блинов, И. Гинтере, И. Каруле, В. П. Цуканов, А. Экис и др.

Вопросы балетного иск-ва освещаются в ежегоднике «Teatris un dzive», журнале «Maksla», газете «Literatura un Maksla» и др.

Литература: Brants G., Latviesu balets, Riga, 1937; Viduleja L., Balets, Riga, 1959; Silica E., Latviesu padomju baleta attistibas gaitas, «Teatris un dzive», 1965, № 9; Кундзинь К., Латышский театр, 1963; Луцкая Е., Балет Латвии, «МЖ», 1969, № 2; Voskresenska J., Latviesu padomju balets, Riga, 1978.

Э. Силинь
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Латышская музыка

реклама

вам может быть интересно

Древнегреческая музыка Национальные культуры
Рок-н-ролл Музыкальные жанры и формы

рекомендуем

смотрите также

Одарённость музыкальная Термины и понятия
Контрафагот Музыкальные инструменты
Арабская музыка Национальные культуры
Чтение партитур Термины и понятия
Флажолет Музыкальные инструменты
Фигурация Термины и понятия
Сарсуэла Термины и понятия
Финская музыка Национальные культуры
Грузинская музыка Национальные культуры
Маэстро Термины и понятия

Реклама