Трезвучие (лат. trias, нем. Dreiklang, англ. triad, франц. triple accord).
1) Аккорд из трёх звуков, которые могут быть расположены по терциям. Возможны 4 вида трезвучия: два консонантных — мажорное (также большое, «твёрдое», trias harmonica maior, trias harmonica naturalis, perfecta) и минорное (малое, «мягкое», trias harmonica minor, trias harmonica mollis, imperfecta) и два диссонантных — увеличенное (также «чрезмерное», trias superflue, abundans) и уменьшенное (trias deficiens — «недостаточное»).
Консонантные трезвучия возникают в результате деления совершенного консонанса квинты согласно отношениям пропорций — арифметической (4:5:6, т. е. большая терция + малая терция) и гармонической (10:12:15, т. е. малая терция + большая терция). Одно из них — мажорное — совпадает с исследованием тонов в нижней части натурального звукоряда (тоны 1:2:3:4:5:6). Консонирующие Т. — основа аккордики в мажорно-минорной тональной системе, господствовавшей в 17–19 вв. («Триада гармоническая есть основа всякого созвучия…», — писал И. Г. Вальтер). Мажорное и минорное Т. являются центр. элементами 2 гл. ладов европ. музыки, носящих те же наименования. В большой мере консонирующие Т. сохранили значение и в музыке 20 в.
Особняком стоят 2 «негармонических» трезвучия — увеличенное (из двух больших терций) и уменьшенное (из двух малых). Не складываясь в консонанс чистой квинты, оба они лишены устойчивости (особенно уменьшенное, содержащее диссонанс уменьшенной квинты).
Муз. теория в соответствии с практикой контрапунктич. письма первоначально рассматривала многоголосие, в т. ч. Т., как комплекс интервалов (напр., Т. как сочетание квинты и двух терций). Дж. Царлино дал первую теорию Т. (1558), назвав их «гармониями» и объяснив мажорное и минорное Т. с помощью теории числовых пропорций (в длинах струн мажорное Т. — гармонич. пропорцией 15:12:10, минорное — арифметической 6:5:4).
Впоследствии Т. обозначалось как «триада» (trias; по А. Кирхеру, Т.-триада — один из трёх видов муз. «материи» наряду с звуком-монадой и двузвучием-диадой). И. Липпиус (1612) и А. Веркмейстер (1686–87) полагали, что «гармоническое» Т. символизирует св. Троицу. Н. П. Дилецкий (1679) обучает «конкорданциям» (созвучиям) на примере Т. с удвоением примы, в правильном расположении (широком или тесном); он определяет два лада по Т.: ут-ми-соль — «весёлая мусикия», ре-фа-ля — «печальная мусикия». Ж. Ф. Рамо отделил «правильные» аккорды от сочетаний с неаккордовыми звуками и определил Т. как осн. тип аккорда. М. Гауптман, А. Эттинген, X. Риман и З. Карг-Элерт трактовали минорное Т. как зеркальное обращение (инверсию) мажорного (теория дуализма мажора и минора); Риман пытался обосновать дуализм Т. теорией унтертонов. В функциональной теории Римана консонирующее Т. понимается как монолитный комплекс, основа для разного рода видоизменений.
2) Обозначение основного вида терцового трёхзвукового аккорда с примой в басу, в отличие от его обращений.
Литература: Дилецкий Николай, Идеа грамматики мусикийской, М., 1979; Zarlino G.,Le istitutioni harmoniche, Venetia, 1558 (факсимиле в изд.: Monuments of music and music literature in facsimile, 2 series, N. Y., 1965); Lippius J., Synopsis musicae novae omnino verae atque methodicae universae, Argentorati, 1612; Werckmeister A., Musicae mathematicae hodegus curiosus, Frankfurt-Lpz., 1686, переизд. Nachdruck Hildesheim, 1972; Rameau J. Rh., Traite de l’harmonie…, P., 1722; Hauptmann M., Die Natur der Harmonik und der Metrik, Lpz., 1853, 1873; Oettingen A. von, Harmoniesystem in dualer Entwicklung, Dorpat, 1865, Lpz., 1913 (под загл.: Das duale Harmoniesystem); Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre, oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L.-N. Y., 1893 (рус. пер. — Риман Г., Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М.-Лейпциг, 1901); его же, Geschichte der Musiktheorie in IX. — XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, Hildesheim, 1961; Karg-Elert S., Polaristische Klang- und Tonalitatslehre, Lpz., 1931; Walther J. G., Praecepta der musicalischen Composition (1708), Lpz., 1955.
Ю. H. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.