Танец

польск. taniec, от нем. Tanz

Вид искусства, основанный на выразительности ритмического движения и пластики человеческого тела. Т. организован в пространстве и времени в единую композицию; танц. образ тесно связан с музыкой, а также с костюмом, к-рый обусловливает характер движения и манеру исполнения. Возникновение Т. относится к глубокой древности, когда движение было непосредств. выражением сильных эмоций, чаще положительных (охваченный ликованием человек пускается в пляс; бьющая через край радость жизни, ощущение здоровья, наслаждение бытием выливаются в энергичные движения). Во многих случаях коллективный Т. усиливает совместно переживаемое чувство как самих участников, так и зрителей. Изначальная функция Т. - выражение эмоц. напряжения через слаженные движения. В Т. и в отношении общества к Т. выражаются характер времени, дух эпохи. Почерпнутые из трудовых и др. жизненных процессов движения первобытных танцоров постепенно автономизировались и обобщались; Т. вычленялся из первоначально синкретичного иск-ва, приобретая устойчивые формы. Т. - одно из проявлений нар. творчества; в Т. каждого народа накапливались свои традиции, кристаллизовались хореографич. язык, пластич. выразительность и соотношение с музыкой. В Т. движения определены заранее, в отличие от пляски, к-рая импровизируется. Существует деление Т. на "показываемые" (сценические и культовые) и бытовые.

Среди бытовых со временем определились различия между Т. крестьянским и городским, а из последних выделились придворные, бальные, салонные. На этой основе в свою очередь развился европ. балет. В балете различают т. н. классич. Т. и характерный Т. (франц. danse de caractиre или danse caractйristique - танец в характере, в образе) - балетный вариант нар. нац. Т. Эта классификация европ. Т. остаётся действительной и для современности, хотя сами Т. (бальные, балетные) значительно эволюционируют или заменяются новыми. Независимо от европейских тысячелетиями существуют разл. Т. в странах Азии и Востока (напр., 4 основные школы инд. классич. Т.: бхарат натьям, катхакали, кaтхак, манипури). Одна из особенностей вост. Т. - тонко разработанный язык жестов, танц. эквивалент словесной речи, иллюстрирующий иногда содержание сопровождающей Т. песни. В совр. проф. хореографии утвердился новый жанр - сценич. нар. Т., к-рый был показан впервые Ансамблем нар. танца СССР (1937). На основе его опыта во всех республиках Сов. Союза, а также во многих странах мира созданы любительские и проф. ансамбли и коллективы нар. сценич. Т. Оказал влияние на развитие муз. жанров и инструментария. См. также Балет, Танцевальная музыка.

Литература: Xудеков С. Н., История танцев, ч. 1-4, СПБ, 1913-18; Ваганова А. Я., Основы классического танца, Л., 1934, 1963; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI- XIX вв., Л.-М., 1948; Ткаченко Т. С., Народный танец, М., 1954; Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец, М., 1963; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975; Королева Э. A., Ранние формы танца, Киш., 1977.

Т. С. Кюрегян

реклама

вам может быть интересно

Алжирская музыка Национальные культуры
Уругвайская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Импрессионизм Течения в искусстве
Фольклор музыкальный Термины и понятия
Колокол Музыкальные инструменты
Болонья Города
Академия Термины и понятия
Алма-Ата Города
Бемоль Термины и понятия
Сербская музыка Национальные культуры
Флажолет Термины и понятия

Реклама