Швейцарский балет

Танцы с древних времён входили в празднества виноградарей и в маскарады. В ср. века танец был связан с церковными представлениями мистерий. Первый балет - "Сигизмунд" - пост. иезуитами в 1665 в Люцерне. В 18 в. балеты ставились в связи с событиями обществ. значения ("Да здравствует жизнь!", 1759, балетм. В. Бруннер; в честь вступления гор. Базеля в щвейцарскую конфедерацию). В 19 в. открылся ряд городских театров, где изредка показывали балеты ("Эксцельсиор" Маренко, балетм. Л. Манцотти, 1889, "Гран театр", Женева; "Фея кукол", 1891, Оперный театр, Цюрих). После 1-й мировой войны развитие получил ритмопластич. танец, связанный с деятельностью швейц. педагога Э. Жака-Далькроза (в 1915-50 возглавлял в Женеве Институт Жака-Далькроза), артистов М. Терпис, Т. Шоп, Б. Трюмпи, В. Скоронель. С 1920-х гг. в Цюрихе, затем в Базеле, Женеве, Берне, Люцерне, Санкт-Галлене регулярно ставятся балетные спектакли.

В Цюрихском оперном театре в 20-30-е гг. работали балетмейстеры из Германии и Югославии: В. Годлевский ("Легенда об Иосифе" Р. Штрауса, 1924; "Белые танцовщики" на муз. Бера, 1926), Х. Шторк ("Безделушки" Моцарта, 1927), Пино и Пиа Млакары ("Чёрт в деревне" Ф. Лхотки, 1935), Х. Розен ("Дон Жуан" Глюка, 1939) и др. В 40 - нач. 50-х гг. репертуар формировался из спектаклей франц., нем. и англ. театров ("Дафнис и Хлоя", "Болеро", "Вальс"; "Абраксас" и "Жоан из Цариссы" Эгка, "Фасад" Уолтона, "Адам Зеро" Блисса). В 1964-71 труппу возглавлял Н. Берёзов. Знаток классич. наследия и балетов М. М. Фокина, он формировал из них репертуар и пост. неск. собств. многоактных спектаклей: "Ундина" Хенце (1965), "Ромео и Джульетта" (1966), "Золушка" (1967). В 1971-73 балетмейстером театра был француз М. Декомбе ("Концертная симфония" на муз. Мартена, "Зеркала" на муз. Кельтерборна, "Круги" на муз. Берио), в 1973-75 - англичанин Дж. Коули ("В начале" на муз. Пуленка, "Представление должно продолжаться" на муз. Новака, Дриго и Минкуса, собств. редакции "Лебединого озера" и "Жар-птицы"). В 1975-78 труппу возглавлял швейцарец Х. Майстер (пост. "Щелкунчик"), Й. Бурт ("Сюита Мундог и Санкэт" на муз. Ардена, "Последующие годы" на муз. Айвса, "Мата Хари" на сб. музыку). В 1975-77 здесь работал также Д. Малер. В 70-х гг. были показаны спектакли из репертуара датского балета ("Сильфида" Лёвеншелля, в ред. А. Бурнонвиля) и англ. балета ("Тщетная предосторожность" Герольда в ред. Ф. Аштона, "Карьера мота" Гордона в пост. Н. де Валуа, "Сиреневый сад" на муз. Шоссона в пост. А. Тюдора); венг. балетм. Л. Шереги поставил "Сильвию" (1975). В 1978 худ. руководителем труппы стала американка П. Нири, которая пост. ряд балетов Дж. Баланчина. В составе труппы много иностранцев: в 60-70-х гг. - танцовщицы Г. Фултон, И. Милован; танцовщики Н. Мондино, Р. Шета, Ч. Рафик.

В Базеле в 30-е гг. ставили балеты М. фон Майенбург, Э. М. Крайс, Л. Мучелькнаус. В 1942-51 здесь работал немец Х. Розен ("От войны к миру" на муз. Ротмюллера, "Жертвам" на муз. Вила Лобоса, "Безразличный" на муз. Хауга), в 1951-55 - А. Ершек. Наибольшее значение имела деятельность В. Орликовского (1955-67). Он ввёл в репертуар "Лебединое озеро", "Спящую красавицу", "Каменный цветок", "Золушку", "Бахчисарайский фонтан", "Жар-птицу", "Петрушку"; "Пер Гюнта" на муз. Грига и др. Исполнителями были А. Гёц, И. Скорик, Р. Априль. Важный этап в развитии балета в Базеле связан с деятельностью в 1970-72 чехословацких хореографов П. Шмока ("Золушка"; "Слуга двух господ" Бургхаузера, "Интимные письма на муз. Л. Яначека) и Л. Огоуна ("Хиросима" Буковы, "Славянские танцы" на муз. Дворжака). С 1973 труппу возглавил швейцарец Х. Споэрли (многоактный балет "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона, 1976; "Жизель", 1976; одноактные балеты "Ламентозо" на муз. Кабелача, "В честь Полины" на муз. Шумана, "Опус 35" на муз. Шостаковича, "Мы были..." Бауэра, "Военная поэма" Брема, "Ромео и Джульетта", все - 1977), ряд балетов в 1977-78 поставили Бурт, У. Форсайт, Ю. Жубер, Л. Лагерстрём и др.

В Женеве балет начал интенсивно развиваться с 1963, когда был вновь открыт отстроенный после пожара 1951 "Гран театр". В 1963-64 здесь выступала труппа Ж. Шарра с репертуаром, состоявшим из её балетов ("Ты получишь имя Тристан" на муз. Маэса, и др.), в 1964-68 - труппу "Гран театр" возглавлял С. Головин. Новый этап в истории балета в Женеве начался в 1969, когда консультантом труппы стал Дж. Баланчин. Коллектив возглавили с 1969 А. Ката, с 1973 - П. Нири; ставились преим. балеты Баланчина. Отдельные спектакли пост. Ката, Б. Стивенсон ("Золушка") и молодой швейц. балетмейстер П. Хойби. В труппе много амер. артистов.

В Берне отдельные спектакли ставились в 20-х гг., более регулярно с 40-х. В 40-50-х работали балетмейстеры Х. Бауман, С. Шпалингер, Ж. Дерок; в 1957-60 - Я. Бергер ("Ромео и Джульетта", "Болеро", "Адам Зеро"); в 60-х - Ф. Штеблер ("Щелкунчик", "Блудный сын"). С 1977 рук. труппы М. Халамка, с 1979 - швейцарец Р. Дузе. В 1959 М. Йованович организовала труппу в Санкт-Галлене, с 1977 её возглавляет американец Дж. Шнее.

В Люцерне в 50-60-х гг. работали Дерок, Штеблер, в 1970-79 - Дузе ("Ода" на муз. Стравинского, "Коппелия", 1977; "Балетные сцены" на муз. Шостаковича, 1978; "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского, 1978, и др.).

В 70-х гг. швейц. артисты и балетмейстеры стали чаще работать у себя на родине, многие возглавили театры (Майстер, Споэрли, Дузе; Дерок, который с 1961 руководит труппой Камерный балет). Основные балетные школы: при театре в Цюрихе, в 50-х гг. школы Б. Князева (в Лозанне, затем Женеве) и Н. Зверева, в 1956-68 - Х. Кройцберга и Бауман в Берне, с 1968 - Головина в Женеве. В Лозанне с 1973 проводится ежегодный междунар. конкурс молодых артистов балета ("При де Лозанн"); призёры направляются на обучение в лучшие балетные школы.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Sanctus, санктус Церковная музыка
Украинская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Польская музыка Национальные культуры
Гонг Музыкальные инструменты
Идейность в искусстве Термины и понятия
Барселона Города
Барабан Музыкальные инструменты
Золотое сечение Термины и понятия
Поклон Балет и танец
Пассамеццо Балет и танец
Невмы Термины и понятия
Тромбон Музыкальные инструменты

Реклама



Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 6382
добавлено: 17.07.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть