Магнификат

Магнификат (от первого слова латинского текста «Magnificat anima mea Dominum» — «Величит душа моя Господа») — хвалебная песня на текст слов девы Марии из Евангелия. В католич. церкви с давних пор составляет кульминац. пункт вечерни. Традиц. григорианская мелодия М. родственна мелодиям псалмов.

С 15 в. появляются ее многогол. обработки, в т. ч. трёхголосные, в фабурдонном складе (Дж. Данстейбл, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа). В 16 в. и нач. 17 в. нередко многоголосно обрабатывались только чётные строфы текста, тогда как нечётные исполнялись в виде хорала (Я. Обрехт, Палестрина), реже — только нечётные. Традиц. мелодия в таких обработках использовалась как cantus firmus. M. вошёл и в протестантскую литургию — на лат. языке или в нем. переводе М. Лютера («Meine Seele erhebt den Herrn»). С кон. 16 в. создавались и т. н. «пародийные М.« — с cantus firmus из мадригалов или мотетов (О. Лассо, М. Преториус и др.). В протестантский М. включались в виде интермедий напевы лат. и нем. рождественских песен (магнификат И. С. Баха).

В 17 в. создавались М. для сольного, а также многохорного исполнения (К. Монтеверди, Г. Шюц). Крупнейшие композиторы обращались к жанру М. и в 18–19 вв. (В. А. Моцарт, Ф. Мендельсон- Бартольди), M. создавались и в 20 в. (Р. Воан-Уильямс, Г. Каминский и др.). Особую разновидность составляют обработки М. для органа с использованием традиц. мелодии в качестве cantus firmus (Дж. Фрескобальди, С. Шейдт, И. С. Бах, И. Пахельбель). Песнопение с текстом М. в переводе на церк.-слав. язык входит в состав православной всенощной.

Литература: Illing С.-Н., Zur Technik der Magnificat-Komposition des 16. Jahrhunderts, Wolfenbuttel-В., 1936 (Kieler Beitrage zur Musikwissenschaft, H. 3); Meinhоlz J., Untersuchungen zur Magnificat-Komposition des 15. Jahrhunderts, Koln, 1956 (Diss.); Reese G., The polyphonic Magnificat of the Renaissance as a design in tonal centers, «JAMS», 1960, v. 13, No 1–3; Geck M., J. S. Bachs Magnificat und sein Traditionszusammenhang, «Musik und Kirche», 1961, Jahrg. 31; Gruber G., Beitrag zur Geschichte und Kompositionstechnik des Parodiemagnifikat in der 2. Halfte des 16. Jahrhunderts, Graz, 1964 (Diss.); Lerner E. R., The polyphonic magnificat in the 15-th Century Italy, «MQ», 1964, No 1.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Децимет Теория музыки
Массовая песня Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Роговой оркестр Музыкальные инструменты
Молдавская музыка Национальные культуры
Таиландская музыка Национальные культуры
Попурри Термины и понятия
Церковная музыка Термины и понятия
Нюанс Теория музыки
Камертон Теория музыки
Шансонье Опера, вокал, пение
Вилланелла Музыкальные жанры и формы
Мирлитоны Музыкальные инструменты

Реклама