Симфония

Симфония (от греч. symponia — созвучие) — музыкальное произведение для оркестра, главным образом симфонического, как правило, в сонатно-циклической форме. Обычно состоит из 4 частей; бывают симфонии с большим и меньшим количеством частей, вплоть до одночастной. Иногда в С., помимо оркестра, вводятся хор и сольные вок. голоса (отсюда путь к С.-кантате). Существуют С. для струнного, камерного, духового и др. составов оркестра, для оркестра с солирующим инструментом (С.-концерт), органа, хора (хоровая С.) и вок. ансамбля (вок. С). Концертная симфония — С. с концертирующими (солирующими) инструментами (от 2 до 9), по строению родственна концерту. С. нередко сближается и с др. жанрами: С.-сюита, С.-рапсодия, С.-фантазия, С.-баллада, С.-легенда, С.-поэма, С.-кантата, С.-реквием, С.-балет, С.-драма (род кантаты), театр. С. (род оперы). По характеру С. может также уподобляться трагедии, драме, лирич. поэме, героич. эпопее, сближаться с циклом жанровых муз. пьес, серией изобразит. муз. картин. В типич. образцах она сочетает контрастность частей с единством замысла, множественность разнохарактерных образов с цельностью муз. драматургии. С. занимает в музыке то же место, что драма или роман в лит-ре. Как высший тип инстр. музыки она превосходит все другие её виды широчайшими возможностями воплощении значит. идей и богатства эмоциональных состояний.

Первоначально, в Др. Греции, слово «симфония» означало благозвучное сочетание тонов (кварта, квинта, октава), а также совместное пение (ансамбль, хор) в унисон. Позднее, в Др. Риме, оно стало названием инстр. ансамбля, оркестра. В ср. века под С. понимали светскую инстр. музыку (в таком понимании термин применялся во Франции ещё в 18 в.), иногда музыку вообще; кроме того, так называли нек-рые муз. инструменты (напр., колёсную лиру). В 16 в. это слово применяется в назв. сб-ков мотетов (1538), мадригалов (1585), вок.-инстр. композиций («Sacrae symphoniae» — «Священные симфонии» Дж. Габриели, 1597, 1615) и затем инстр. полифонич. пьес (нач. 17 в.). Оно закрепляется за многогол. (часто аккордовыми) эпизодами типа вступления или интермедии в вок. и инстр. произв., в частности за вступлениями (увертюрами) к сюитам, кантатам и операм. Среди оперных С. (увертюр) наметились два типа: венецианский — из двух разделов (медленного, торжественного и быстрого, фугированного), развитый впоследствии во франц. увертюре, и неаполитанский — из трёх разделов (быстро — медленно — быстро), введённый в 1681 А. Скарлатти, применявшим, впрочем, и др. комбинации частей. Сонатная циклич. форма постепенно становится доминирующей в С. и получает в ней особенно многоплановое развитие.

Обособившись ок. 1730 от оперы, где орк. вступление сохранилось в виде увертюры, С. превратилась в самостоят. вид орк. музыки. В 18 в. основой её исполнит. состава были струн. инструменты, гобои и валторны. На развитие С. оказали влияние разл. виды орк. и камерной музыки — концерт, сюита, трио-соната, соната и т. п., а также опера с её ансамблями, хорами и ариями, воздействие к-рых на мелодику, гармонию, структуру и образный строй С. весьма заметно. Как специфич. жанр С. созревала по мере отмежевания от прочих жанров музыки, в частности театральной, обретения самостоятельности в содержании, форме, разработке тем, создания того метода композиции, к-рый впоследствии получил название симфонизма и, в свою очередь, оказал огромное влияние на многие области муз. творчества.

Строение С. претерпело эволюцию. Основой С. был 3-частный цикл неаполитанского типа. Нередко по примеру венецианских и франц. увертюр в С. включали медленное вступление к 1-й части. Позднее в С. вошёл менуэт — сначала в качестве финала 3-частного цикла, затем одной из частей (обычно 3-й) 4-частного цикла, в финале к-рого, как правило, использовалась форма рондо или рондо-сонаты. Со времени Л. Бетховена менуэт заменялся скерцо (3-я, иногда 2-я часть), со времени Г. Берлиоза — и вальсом. Важнейшая для С. сонатная форма применяется прежде всего в 1-й части, иногда также в медленной и последней частях. В 18 в. С. культивировали мн. мастера. Среди них — итальянец Дж. Б. Саммартини (85 С., ок. 1730–70, из них 7 утеряно), композиторы мангеймской школы, в к-рой ведущее положение занимали чехи (Ф. К. Рихтер, Я. Стамиц и др.), представители т.н. предклассической (пли ранней) венской школы (М. Монн, Г. К. Вагензейль и др.), бельгиец Ф. Ж. Госсек, работавший в Париже, родоначальник франц. С. (29 С., 1754–1809, в т. ч. «Охотничья», 1766; кроме того, 3 С. для дух. оркестра). Классич. тип С. создали австр. комп. Й. Гайдн и В. А. Моцарт. В творчестве «отца симфонии» Гайдна (104 С., 1759–95) завершилось формирование С. Из жанра развлекательной бытовой музыки она превратилась в главенствующий род серьезной инстр. музыки. Утвердились и осн. черты её структуры. С. сложилась как последовательность внутренне контрастных, целеустремлённо развивающихся и объединённых общей идеей частей. Моцарт внёс в С. драм. напряжённость и страстный лиризм, величие и изящество, придал ей ещё большее стилевое единство (ок. 50 С, 1764/65–1788). Его последние С.- Es-dur, g-moll и C-dur («Юпитер») — высшее достижение симф. иск-ва 18 в. Творческий опыт Моцарта нашёл отражение в поздних произв. Гайдна. Особенно велика в истории С. роль Л. Бетховена, завершителя венской классической школы (9 С., 1800–24). Его 3-я («Героическая», 1804), 5-я (1808) и 9-я (с вок. квартетом и хором в финале, 1824) С. представляют собой образцы героич. симфонизма, обращенного к массам, воплощающего революц. пафос нар. борьбы. Его 6-я С. («Пасторальная», 1808) — пример программного симфонизма (см. Программная музыка), а 7-я С. (1812), по выражению Р. Вагнера, — «апофеоз танца». Бетховен расширил масштабы С., динамизировал её драматургию, углубил диалектику тематич. развития, обогатил внутр. строй и идейный смысл С.

Для австр. и нем. композиторов-романтиков 1-й пол. 19 в. типичны жанры лирической («Неоконченная» симфония Шуберта, 1822) и эпической (последняя — 8-я симфония Шуберта) С, а также пейзажно-бытовой С. с колоритной нац. окраской («Итальянская», 1833, и «Шотландская», 1830–42, Мендельсона- Бартольди). Возросло и психологич. богатство С. (4 симфонии Р.Шумана, 1841–51, в к-рых наиболее выразительны медленные части и скерцо). Наметившаяся ещё у классиков тенденция непосредств. перехода от одной части к другой и установления тематич. связи между частями (напр., в 5-й симфонии Бетховена) усилилась у романтиков, появились и С, в к-рых части следуют одна за другой без пауз («Шотландская» симфония Мендельсона- Бартольди, 4-я симфония Шумана).

Расцвет франц. С. относится к 1830–40, когда возникают новаторские произв. Г. Берлиоза, создателя романтич. программной С, основанной на лит. сюжете (5-частная «Фантастическая» С, 1830), С.-концерта («Гарольд в Италии», для альта и оркестра, по Дж. Байрону, 1834), С.-оратории («Ромео и Джульетта», драм. С. в 6 частях, с солистами и хором, по У. Шекспиру, 1839), «Траурно-триумфальной симфонии» (похоронный марш, «ораторское» соло тромбона и апофеоз — для дух. оркестра или симф. оркестра, по желанию — и хора, 1840). Для Берлиоза характерны грандиозные масштабы произв., колоссальный состав оркестра, красочная инструментовка с тонкой нюансировкой. Философско-этич. проблематика нашла отражение в симфониях Ф. Листа («Фауст-симфония», но И. В. Гёте, 1854, с заключит. хором, 1857; «С. к „Божественной комедии“ Данте», 1856). В качестве антипода программному направлению Берлиоза и Листа выступил нем. коми. И. Брамс, работавший в Вене. В его 4 С. (1876–85), развивающих традиции бетховенского и романтич. симфонизма, сочетались классич. стройность и разнообразие эмоциональных состояний. Аналогичны по стилистич. устремлениям и в то же время индивидуальны франц. С. того же периода — 3-я С. (с органом) К. Сен-Санса (1887) и С. d-moll С. Франка (1888). В С. «Из Нового Света» А. Дворжака (последней, хронологически 9-й, 1893) преломились не только чешские, но и негритянские и индейские муз. элементы. Значительны идейные концепции австр. симфонистов А. Брукнера и Г. Малера. Монументальным произв. Брукнера (8 С., 1865–1894, 9-я не закончена, 1896) присущи насыщенность полифонич. ткани (влияние орг. иск-ва, а также, возможно, муз. драм Р. Вагнера), длительность и мощь эмоциональных нарастаний. Для симфонизма Малера (9 С., 1838–1909, из них 4 с пением, в т. ч. 8-я — «симфония тысячи участников», 1907; 10-я не закончена, попытку её завершения по эскизам предпринял Д. Кук в 1960; С.-кантата «Песнь о земле» с 2 певцами-солистами, 1908) характерны острота конфликтов, возвышенный пафос и трагизм, новизна выразит. средств. Как бы в противовес их крупным композициям, использующим богатый исполнит. аппарат, появляются камерная симфония и симфониетта.

Виднейшие авторы С. 20 в. во Франции — А. Руссель (4 С., 1906–34), А. Онеггер (швейцарец по национальности, 5 С., 1930–50, в т. ч. 3-я -«Литургическая», 1946, 5-я — С. «трёх ре», 1950), Д. Мийо (12 С., 1939–1961), О. Мессиан («Турангалила», в 10 частях, 1948); в Германии — Р. Штраус («Домашняя», 1903, «Альпийская», 1915), П. Хиндемпт (4 С., 1934–58, в т. ч. 1-я — «Художник Матис», 1934, 3-я — «Гармония мира», 1951), К. А. Хартман (8 С., 1940–62) и др. Вклад в развитие С. внесли швейцарец X. Хубер (8 С., 1881–1920, в т. ч. 7-я — «Швейцарская», 1917), норвежцы К. Синдинг (4 С., 1890–1936), X. Северуд (9 С., 1920–1961, в т. ч. антифашистские по замыслу 5-7-я, 1941–1945), К. Эгге (5 С., 1942–69), датчанин К. Нильсен (6 С., 1891–1925), финн Я. Сибелиус (7 С., 1899–1924), румын Дж. Энеску (3 С., 1905–19), голландцы B. Пейпер (3 С., 1917–27) и X. Бадингс (10 С., 1930–1961), швед X. Русенберг (7 С., 1919–69, и С. для дух. и удар. инструментов, 1968), итальянец Дж. Ф. Малипьеро (11 С., 1933–69), англичане Р. Воан-Уильямс (9 С., 1909–58), Б. Бриттен (С.-реквием, 1940, «Весенняя» С. для певцов-солистов, смешанного хора, хора мальчиков и симф. оркестра, 1949), американцы Ч. Айвс (5 С., 1898–1913), У. Пистон (8 С., 1937–65) и Р. Харрис (12 С, 1933–69), бразилец Э. Вила Лобос (12 С., 1916–58) и др. Большое разнообразие типов C. 20 в. обусловлено множественностью творч. направлений, нац. школ, фольклорных связей. Совр. С. различны и по структуре, формам, характеру: тяготеющие к камерности и, напротив, к монументальности; не членящиеся на части и состоящие из мн. частей; традиц. склада и свободной композиции; для обычного симф. оркестра и для необычных составов и т. п. Одно из направлений в музыке 20 в. связано с модификацией старинных — доклассических и раннеклассических — муз. жанров и форм. Ему отдали дань С. С. Прокофьев в «Классической симфонии» (1907) и И. Ф. Стравинский в симфонии in С и «Симфонии в трёх движениях» (1940–45). В ряде С. 20 в. обнаруживается отход от прежних норм под влиянием атонализма, атематизма и др. новых принципов композиции. А. Веберн построил С. (1928) на 12-тоновой серии. У представителей «авангарда» С. вытесняется разл. новыми экспериментальными жанрами и формами.

Первыми среди рус. композиторов к жанру С. обратились (если не считать Д. С. Бортнянского, чья «Концертная симфония», 1790, написана для камерного ансамбля) Мих. Ю. Виельгорский (его 2-я С. исполнена в 1825) и А. А. Алябьев (сохранились его одночастная С. e-moll, 1830, и недатированная 3-частная С. Es-dur типа сюиты, с 4 концертирующими валторнами), позднее А. Г. Рубинштейн (6 С., 1850–86, в т. ч. 2-я — «Океан», 1854, 4-я — «Драматическая», 1874). М. И. Глинка, автор незаконченной С.-увертюры на дне рус. темы (1834, завершена в 1937 В. Я. Шебалиным), оказал решающее воздействие на формирование стилистич. черт рус. С. всем своим симф. творчеством, в к-ром главенствуют сочинения др. жанров. В С. рус. авторов ярко выражен нац. характер, запечатлены картины нар. жизни, историч. события, отражены мотивы поэзии. Из композиторов «Могучей кучки» первым как автор С. выступил Н. А. Римский-Корсаков (3 С., 1865–74). Создателем рус. эпич. С. явился А. П. Бородин (2 С., 1867–76; неоконченная 3-я, 1887, частично записана по памяти А. К. Глазуновым). В своём творчестве, особенно в «Богатырской» (2-й) С., Бородин воплотил образы исполинской нар. силы. В ряду высших завоеваний мирового симфонизма — произв. П. И. Чайковского (6 С., 1800–93, и программная С. «Манфред», по Дж. Байрону, 1885). 4-я, 5-я и особенно 6-я («Патетическая», с медленным финалом) С., лирико-драматические по характеру, достигают трагедийной силы в выражении жизненных коллизий; они с глубокой психологич. проникновенностью передают богатую гамму человеческих переживаний. Линию эпич. С. продолжил А. К. Глазунов (8 С., 1881–1906, в т. ч. 1-я — «Славянская»; незаконченная 9-я, 1910, — одна часть, инструментована Г. Я. Юдиным в 1948), 2 С. написал М. А. Балакирев (1898, 1908), 3 С — Р. М. Глиэр (1900–11, 3-я — «Илья Муромец»). Задушевной лирикой привлекают симфонии Вас. С. Калинникова (2 С., 1895, 1897), глубокой сосредоточенностью мысли — С. c-moll С. И. Танеева (1-я, фактически 4-я, 1898), драм. патетикой — симфонии С. В. Рахманинова (3 С., 1895, 1907, 1936) и А. Н. Скрябина, создателя 6-частной 1-й (1900), 5-частной 2-й (1902) и 3-частной 3-й («Божественная поэма», 1904), отличающейся особой драматургич. цельностью и силой выражения.

С. занимает важное место в сов. музыке. В творчестве сов. композиторов получили особенно богатое и яркое развитие высокие традиции классич. симфонизма. К С. обращаются сов. композиторы всех поколений начиная со старших мастеров — Н. Я. Мясковского, создателя 27 С. (1908–50, включая 19-ю — для дух. оркестра, 1939), и С. С. Прокофьева, автора 7 С. (1917–1952), и кончая талантливой композиторской молодёжью. Ведущая фигура в области сов. С. — Д. Д. Шостакович. В его 15 С. (1925–71) раскрываются глубины человеческого сознания и стойкость нравств. сил (5-я — 1937, 8-я — 1943, 15-я — 1971), воплощены волнующие темы современности (7-я — т.н. Ленинградская, 1941) и истории (11-я — «1905 год», 1957; 12-я — «1917 год», 1961), высокие гуманистич. идеалы противопоставляются мрачным образам насилия и зла (5-частная 13-я, на сл. Е. А. Евтушенко, для баса, хора и оркестра, 1962). Развивая традиц. и совр. типы строения С., композитор, наряду со свободно трактуемым сонатным циклом (для ряда его С. характерна последовательность: медленно — быстро — медленно — быстро), применяет иные структуры (напр., в 11-й — «1905 год»), привлекает человеческий голос (солисты, хор). В 11-частной 14-й С. (1969), где на широком социальном фоне раскрыта тема жизни и смерти, солируют два певческих голоса, поддерживаемые струн. и удар. инструментами.

В области С. продуктивно работают представители многочисл. нац. ветвей сов. музыки. Среди них — видные мастера сов. музыки, такие как А. И. Хачатурян — крупнейший арм. симфонист, автор красочных и темпераментных С. (1-я — 1935, 2-я — «С. с колоколом», 1943, 3-я — С.-поэма, с органом и 15 дополнит. трубами, 1947); в Азербайджане — К. Караев (выделяется его 3-я С., 1965), в Латвии — Я. Иванов (15 С, 1933–72) и др. См. Советская музыка.

Литература: Глебов Игорь (Асафьев Б. В.), Строительство современной симфонии, «Современная музыка», 1925, No 8; Асафьев Б. В., Симфония, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947; 55 советских симфоний, Л., 1961; Попова Т., Симфония, М.-Л., 1951; Ярустовский Б., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Советская симфония за 50 лет, (сост.), отв. ред. Г. Г. Тигранов, Л., 1967; Конен В., Театр и симфония…, М., 1968, 1975; Tигранов Г., О национальном и интернациональном в советской симфонии, в кн.: Музыка в социалистическом обществе, вып. 1, Л., 1969; Рыцарев С., Симфония во Франции до Берлиоза, М., 1977. Brenеt M., Histoire de la symphonie, а orchestre depuis ses origines jusqu’а Beethoven, P., 1882; Weingartner F., Die Symphonie nach Beethoven, В. 1898. Lpz., 1926; eго жe, Ratschlage fur Auffuhrungen klassischer Symphonien, Bd 1–3, Lpz., 1906–23,«Bd 1, 1958 (рус. пер. — Вейнгартнeр P., Исполнение классических симфоний. Советы дирижерам, т. 1, М., 1965); Goldschmidt H., Zur Geschichte der Arien- und Symphonie-Formen, «Monatshefte fur Musikgeschichte», 1901, Jahrg. 33, No 4–5, Heuss A., Die venetianischen Opern-Sinfonien, «SIMG», 1902/03, Bd 4; Tоrrefranсa F., Le origini della sinfonia, «RMI», 1913, v. 20, p. 291–346, 1914, v. 21, p. 97–121, 278–312, 1915, v 22, p. 431–446 Вekker P., Die Sinfonie von Beethoven bis Mahler, В., (1918) (рус. пер — Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера, ред. и вступ. ст. И. Глебова, Л., 1926); Nef К., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921, 1945, Sondheimer R., Die formale Entwicklung der vorklassischen Sinfonie, «AfMw», 1922, Jahrg. 4, H. 1, eго же, Die Theorie der Sinfonie und die Beurteilung einzelner Sinfoniekomponisten bei den Musikschriftstellern des 18 Jahrhunderts, Lpz., 1925, Tutenberg Fr., Die opera buffa-Sinfonie und ihre Beziehungen zur klassischen Sinfonie, «AfMw», 1927, Jahrg. 8, No 4; eго же, Die Durchfuhrungsfrage in der vorneuklassischen Sinfonie, «ZfMw», 1926/27, Jahrg 9, S. 90–94; Mahling Fr., Die deutsche vorklassische Sinfonie, В., (1940), Walin S., Beitrage zur Geschichte der schwedischen Sinfonik, Stockh., (1941), Сarse A., XVIII century symphonies, L., 1951; Воrrel E., La symphonie, P., (1954), Brook B. S., La symphonie franзaise dans la seconde moitie du XVIII siиcle, v. 1–3, P., 1962; Kloiber R., Handbuch der klassischen und romantischen Symphonie, Wiesbaden, 1964. См. также лит. при статьях Бетховен. Л., Моцарт В. A., Чайковский П. И., Прокофьев С. С., Шостакович Д. Д. и др.

Б. С. Штейнпресс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Гусан Национальные культуры
Виола-бастарда Музыкальные жанры и формы

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Принципал Музыкальные инструменты
Двухчастная форма Теория музыки
Гармонический минор Теория музыки
Гексахорд Теория музыки
Авторская песня Музыкальные жанры и формы
Финский балет Балет и танец
Бельгийская музыка Национальные культуры
Звукозапись Термины и понятия
Pas saute, па соте Балет и танец
Мехико музыкальный Национальные культуры

Реклама