Творческий портрет Чайковского →
Список сочинений Чайковского →
Чайковский Пётр Ильич (25 IV (7 V) 1840, селение при Камско-Воткинском заводе Вятской губ., ныне г. Воткинск Удм. АССР — 25 X (6 XI) 1893, Петербург) — русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Родился в семье горного инженера Ильи Петровича Чайковского (1795-1880), начальника Камско-Воткинского завода, позже управляющего Алапаевскими и Нижнекамскими заводами, директора Технологич. ин-та в Петербурге. Уже в детстве проявилось влечение Ч. к музыке, в 5 лет он начал учиться игре на фп., однако проф. призвание определилось поздно. В 1859 Ч. окончил Уч-ще правоведения в Петербурге и поступил на службу в Мин-во юстиции. К этому времени относятся первые попытки композиции. В 1861 начал заниматься в Муз. классах РМО, преобразованных в 1862 в Петерб. консерваторию. Здесь Ч. учился под рук. Н. И. Зарембы (гармония, контрапункт) и А. Г. Рубинштейна (инструментовка, сочинение). За годы обучения в консерватории написал ряд произв., среди к-рых выделяется увертюра «Гроза» (по драме А. Н. Островского). В 1865 окончил консерваторию с отличием. В 1866 Ч. по предложению Н. Г. Рубинштейна переезжает в Москву, становится преподавателем муз. классов Моск. отделения РМО, а с осени того же года — профессором Моск. консерватории (классы свободного сочинения, гармонии и инструментовки). Среди его учеников — С. И. Танеев, Н. С. Кленовский. Благотворную роль в идейно-художеств. развитии Ч. сыграло сближение с А. Н. Островским, П. M. Садовским, H. Г. Рубинштейном и др. В произв. Ч. этих лет находят отражение образы рус. природы и быта (1-я симфония — «Зимние грёзы», 1866; опера «Воевода», по пьесе Островского, 1868, и др.).
В 1868 Ч. познакомился с группой петерб. композиторов — членов «Могучей кучки». Несмотря на нек-рые расхождения во взглядах, у него установились дружеские и творч. связи с «кучкистами». В результате этого знакомства у Ч. усилился интерес к программной музыке. По совету М. А. Балакирева он написал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, 1869, 2-я ред. 1870, 3-я ред. 1880); В. В. Стасов подсказал ему замысел симф. фантазии «Буря» (по Шекспиру, 1873). Творчество Ч. 70-х гг. характеризуется широтой и напряжённостью исканий. Его привлекают историч. прошлое России, рус. нар. быт, а также психологич. проблематика трагедийного плана. Это многообразие художеств. интересов отразилось в таких произв., как оперы «Опричник» (по одноим. драме И. И. Лажечникова, 1870-72), «Кузнец Вакула» (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», 1874, 2-я ред. — под назв. «Черевички», 1885), музыка к пьесе Островского «Снегурочка» (1873), балет «Лебединое озеро» (1876), 2-я (1872, 2-я ред. 1879) и 3-я (1875) симфонии, симф. фантазия «Франческа да Римини» (по Данте, 1876), 1-й концерт для фп. с оркестром (1874-75), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), 3 струн. квартета (1871, 1874, 1876) и др. В эти же годы, наряду с исключительной по своей интенсивности творч., а также педагогич. деятельностью, Ч. активно участвовал в муз. жизни Москвы. В 1868 он впервые выступил в печати как муз. критик, впоследствии систематически сотрудничал в газ. «Современная летопись» (1871) и «Русские ведомости» (1872-76).
Пережив тяжёлый душевный кризис в 1877, Ч. отказался от педагогич. работы (окончательно ушёл из Моск. консерватории осенью 1878). В течение неск. лет жил преим. за границей (гл. обр. в Швейцарии и Италии). Важным этапом его творч. пути явилось создание 4-й симфонии (1877) и оперы «Евгений Онегин» (по роману в стихах А. С. Пушкина, 1877-78). В кон. 70-х — нач. 80-х гг. написаны оперы «Орлеанская дева» (по Ф. Шиллеру и др. источникам, 1878-79) и «Мазепа» (по поэме Пушкина «Полтава», 1881-83), кантата «Москва» (1883), 3 орк. сюиты (1878-79, 1883, 1884), «Итальянское каприччио» (1880), «Торжественная увертюра „1812“» (1880) для оркестра, серенада для струн. оркестра (1880), концерт для скрипки (1878), 2-й концерт для фп. (1879-80) с оркестром, фп. трио «Памяти великого художника» (на смерть Н. Г. Рубинштейна, 1881-82), «Большая соната» для фп. (1878) и др.
В сер. 80-х гг. Ч. возвратился к активной муз.-обществ. деятельности. В 1885 он был избран директором Моск. отделения РМО и на этом посту способствовал поднятию уровня муз. культуры Москвы. Его творчество получило широкое признание в России и за рубежом. С 1885 Ч. постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 арендовал дом в самом Клину. В последние годы жизни Ч. много выступал как дирижёр (гл. обр. с исполнением собств. соч. — в Москве, Петербурге, Харькове, Одессе, Тбилиси). В 1887-88 и 1889 Ч. совершил две конц. поездки по Зап. Европе (Германия, Чехия, Франция, Англия), весной 1891 побывал в США, где дирижировал неск. симф. концертами. Высокая междунар. оценка иск-ва Ч. выразилась в избрании его чл.-корр. парижской Академии изящных иск-в (1892) и присуждении ему почетной степени доктора Кембриджского ун-та (1893).
Во 2-й пол. 80-х — нач. 90-х гг. Ч. создал ряд величайших произв., среди них — оперы «Чародейка» (по драме И. В. Шпажинского, 1885-87), «Пиковая дама» (по повести Пушкина, 1890), «Иоланта» (по драме X. Херца «Дочь короля Рене», 1891), балеты «Спящая красавица» (по сказке Ш. Перро, 1888-89) и «Щелкунчик» (по сказке Э. Т. А. Гофмана в пер. А. Дюма-сына, 1891-92), 5-я и 6-я «Патетическая» симфонии (1888 и 1893), симфония «Манфред» (по Дж. Н. Г. Байрону, 1885), увертюра-фантазия «Гамлет» (по Шекспиру, 1888), сюита для оркестра «Моцартиана» (1887), 3-й концерт для фп. с оркестром (1893), струн. секстет «Воспоминание о Флоренции» (1890-92), неск. циклов фп. пьес и романсов.
Художник-патриот, горячо и страстно любивший свою страну и свой народ, Ч. был тесно связан с передовой рус. культурой 19 в. и воплотил в своём творчестве её лучшие прогрессивные стороны. «Мне кажется, — писал он в одном из писем, — что я действительно одарен свойством правдиво, искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек» (Чайковский, Воспоминания и письма, П., 1924, с. 78). Как и композиторы «Могучей кучки», Ч. творчески развивал традиции М. И. Глинки, используя богатейший опыт отечеств. и мирового муз. иск-ва для решения новых художеств. задач, выдвигавшихся современной ему жизнью. Творч. принципы Ч. сформировались под влиянием демократич. обществ. движения в России 60-70-х гг. 19 в. В своей музыке он с огромной впечатляющей силой отразил тот «общий подъем чувства личности, чувства собственного достоинства» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., т. 1, с. 433), к-рый был вызван реформами 60-х гг. Борьба человеческой личности за свободу, право на счастье — основная, ведущая тема всего творчества Ч. Столкновение сильного и страстного стремления к полноте жизни и чувства с жестокой враждебной действительностью служит источником острого напряжённого конфликта, часто получающего в произв. Ч. трагич. исход. Проницательный художник-психолог, Ч. раскрывал внутр. мир человека в различных его проявлениях — от мягкой лирич. задушевности до захватывающего трагизма. Светлое жизнеутверждающее начало воплощалось им в картинах нар. торжества и веселья или в идеально прекрасных поэтических образах, выражающих романтическую мечту о цельной и гармоничной жизни.
Огромная сила воздействия музыки Ч. — прежде всего в её необычайном мелодич. богатстве и выразительности. Тесная связь с интонац. строем рус. нар. песни и гор. демократич. романса определила её доходчивость, способность легко и быстро овладевать массами. При этом почерпнутые из жизни бытующие интонации Ч. умел поднять на высоту большого эстетич. обобщения и придать им важнейшее смысловое значение.
Гениальный симфонист, Ч. стремился к раскрытию муз. образов в динамике, непрерывном внутр. росте и обновлении. Этим определяется симфоничность его музыки, образно характеризуемая Б. В. Асафьевым: «И вот слушатель ощущает, что музыка как бы растет, расцветает, что чувства обогащаются, обращаясь как бы в свою противоположность и опять принимая свой знакомый облик, что скорбь и радость, свет и сумрак, любовь и гнев взаимно сопоставляются, проникают друг в друга то с большим, то с меньшим нарастанием и напряжением. Слушатель ощущает все это и как знакомое ему биение сердца, и как трепет всей своей внутренней жизни, и как контрасты чувствований. Но вместе с тем он столь же бесспорно ощущает, что все эти явления музыкального развития вовсе не заключены только в границах „моего я“, что им нисколько не противоречит и та объективно данная действительность, что познается в развитии и передавании явлений природы и во взаимоотношениях людей. Так симфоническое развитие в своем художественном преломлении отображает жизнь» (Избр. труды, т. 2, М., 1954, с. 37).
Творчество Ч., будучи явлением глубоко русским, вместе с тем представляет собой одну из высочайших вершин в развитии мирового симфонизма послебетховенского периода. Ч. обращался к разл. жанрам симф. музыки, но ведущее место занимает у него симфония как наиболее объёмная форма, дающая возможность воплотить разностороннее жизненное содержание в движении, развитии и борьбе противоположностей. Он написал 6 симфоний (не считая программной симфонии «Манфред»), в к-рых глубина идейного замысла и эмоциональное богатство соединяются с правдивостью выражения, простотой и доступностью муз. языка. Нередко он вводил в свои симфонии нар.-песенные темы, интонации и ритмы бытовой танц. музыки.
Осн. качества симфонизма Ч. проявились уже в его 1-й симфонии «Зимние грёзы», несмотря на пейзажно-лирич. характер её образов и отсутствие остроконфликтного содержания. Темы песенно-мелодич. склада динамизируются в ходе развития и достигают порой драм. силы звучания. Во 2-й симфонии, наиболее близкой к «кучкистскому» нар.-жанровому симфонизму, Ч. даёт мастерские образцы симфонизации фольклорного материала. Показателен в этом отношении финал симфонии, гл. партия к-рого основана на короткой плясовой теме песни «Журавель», с необычайной изобретательностью разрабатываемой композитором. Отмечая «величавый и даже грозный характер» нек-рых эпизодов, Г. А. Ларош писал: «Этот переход от шутливой веселости к потрясающим громовым ударам тяжеловесных аккордов придает финалу симфонии характер высокой поэзии...». В 3-й симфонии Ч. обращается к жанрам иного типа: торжеств. шествие, вальс, романс, скерцо и, наконец, пышный, блестящий полонез. Вместе с тем мастерство тематич. преобразований, сложная орк. полифония и напряжённость развития свидетельствовали о высокой зрелости симф. мышления композитора.
Если первые три симфонии характеризуют разнообразные творч. поиски Ч. и отклики на впечатления окружающей его действительности, то в 4-й симфонии впервые получила законченное и вполне самостоят. выражение идейно-драматургич. концепция симфонизма Ч. Сам композитор формулировал её замысел как идею рока, преследующего человека. Эта трагич. антитеза человека и судьбы по существу сводится к проблеме отношения личности и окружающего её мира. Общий ход развития в симфонии ведёт от психологически углублённого драматизма к преобладанию объективно-жанрового начала. Праздничный финал на тему нар. песни «Во поле берёзонька стояла», противостоящий смятенно-драм. 1-й части, утверждает мысль, что только в общении с народом может быть найден путь к преодолению тяжёлых сомнений, страданий, одиночества, к подлинной радости. 5-я симфония по общему замыслу близка 4-й, но её муз. образам свойственны большая психологич. углублённость и сосредоточенность, в известном смысле она более классична и по языку, и по своей структуре. Нар.-жанровые элементы не занимают в ней большого места. Прочное единство симф. цикла достигается посредством проведения через все части одной муз. темы — суровой и мрачной в начале произв. и приобретающей характер пышного торжеств. марша в финале.
Трагедийная линия симфонизма Ч. достигла кульминации в 6-й симфонии, музыка к-рой отличается предельной эмоциональной насыщенностью, остротой контрастов и яркой реалистич. образностью. Это — трагич. повествование о жизни человека, полной суровой борьбы, радостных взлётов и тяжёлых поражений. Ч. отказывается здесь от приёмов лейтмотивизма, частично использованных в 4-й и 5-й симфониях, но он насыщает симфонию интонац. связями, придающими ей большую внутр. цельность. Симфония необычно завершается медленным скорбным финалом, к-рому предшествует стремительная, полная энергии 3-я часть, охарактеризованная композитором как «марш... в торжественно ликующем роде». Т. о., окончание симфонии на даёт «выхода наружу», в мир праздничного веселья и радости. 6-я симфония Ч. — одно из выдающихся произв. рус. иск-ва, проникнутого гуманистич. сочувствием к человеческим страданиям.
В программных симф. произв. Ч. нашли отражение бессмертные образы творчества Шекспира («Ромео и Джульетта», «Буря», «Гамлет»), Данте («Франческа да Римини»), Байрона («Манфред»). Большинство этих соч. было создано в нач. и сер. 70-х гг. В них сформировались важнейшие принципы его трагедийной муз. драматургии, получившие развёрнутое воплощение в зрелых симфониях, начиная с 4-й. Так, уже в увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта» определяется типичное для этих симфоний соотношение тематич. образов, и хоральная тема вступления (образ патера Лоренцо) приобретает в разработке значение, аналогичное «темам рока» из 4-й и 5-й симфоний. Программность Ч. носит обобщённо-психологич. характер. Воплощая тот или иной сюжет в музыке, он стремился не столько к детальной звукописной передаче всего хода событий, сколько к концентрированному выражению осн. конфликта посредством столкновения и развития контрастных муз. образов. Это не исключает яркой орк. живописности отд. эпизодов, но чисто колористич. задачи находятся у Ч. на втором плане и имеют подчинённое значение.
Особое место среди программных соч. Ч. занимает симфония «Манфред», написанная по образцу романтич. симфоний берлиозовского типа. В 1-й части симфонии дан психологич. портрет героя, далее развёртывается ряд живописных орк. картин.
Широкий и разнообразный круг жанровых элементов претворён в орк. сюитах, серенаде для струн. оркестра, «Итальянском каприччио». В нек-рых из них Ч. обратился к подлинному фольклорному материалу (напр., финал серенады для струн. оркестра, «Итальянское каприччио»). 3-я сюита, с её искрящимся финалом в форме развёрнутого цикла вариаций, по масштабам и характеру изложения приближается к симфониям.
Выдающийся вклад внесён Ч. в развитие конц. жанра. Его 1-й и 2-й концерты для фп. с оркестром, концерт для скрипки с оркестром принадлежат к лучшим образцам этого жанра в мировой муз. лит-ре. Виртуозный размах соединяется в них с подлинной симфоничностью, темпераментностью музыки, яркостью и сочностью колорита.
Незабываемую галерею типических образов — сильных и впечатляющих — создал Ч. в своих операх. С большой лирич. теплотой и подлинным драматизмом передавал он искренние переживания людей. «...Я всегда старался выбирать сюжеты, способные согреть меня, — писал он С. И. Танееву. — Согреть же меня могут только такие сюжеты, в коих действуют настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я» (Чайковский П. И., Танеев С. И., Письма:, М., 1951, с. 169). Опера привлекала Ч. возможностью наглядно отображать процесс жизни в его конкретных формах, способностью легче и быстрее многих др. жанров завоёвывать широкую массу слушателей. Он подчёркивал, что опера «должна быть музыкой наиболее общедоступной из всех родов музыки», что «опера, и именно только опера, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа» (Переписка с H. P. фон Мекк, 1934-36, т. 2, с. 37, т. 3, с. 381). Богатство и выразительность вок. мелодики соединяются в операх Ч. с напряжённым симф. развитием, позволяющим передавать динамику душевных состояний, психологич. подтекст действия. Вместе с тем композитор относился с большим вниманием к законам сцены, добивался гибкости муз. характеристик и тщательной обрисовки бытового или историч. фона, подчёркивая, что оперу надо «не только слушать, но и смотреть».
К последовательному и законченному воплощению своего оперного идеала Ч. пришёл путём исканий и опытов, не всегда удовлетворявших его самого. Первая ещё незрелая опера «Воевода» была уничтожена композитором после нескольких спектаклей; критикуя её, он отмечал отсутствие в ней «драм. интереса и движения», пестроту действия. Значит. шагом вперёд явился «Опричник», в к-ром, несмотря на известную перегрузку внешне декоративными элементами, есть ряд сильных драм. сцен, получивших яркое муз. выражение. По свидетельству Н. Д. Кашкина, Ч. хотел в последние годы жизни переработать эту оперу. В бытовой комич. опере «Кузнец В акула» Ч. отдал дань «кучкистской» оперной эстетике, что выразилось, в частности, в широком применении речитативно-декламационного принципа. В новой ред. (под назв.«Черевички») он развил и усилил лирич. сторону, придал вок. партиям более напевный характер, выделил и укрупнил осн. линии действия.
В «Евгении Онегине» Ч. впервые удалось воплотить свой эстетич. идеал «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей, создав глубоко жизненное, реалистич. произв., овеянное тонким, проникновенным поэтич. чувством. Появление этой оперы было, по замечанию Асафьева, «событием выдающимся, равным лучшим достижениям русской реалистической литературы». Стремясь к максимальной простоте и скромности внешнего действия, Ч. сосредоточивает здесь внимание на внутр. драматизме переживаний своих героев. Характеризуя образы действующих лиц с помощью присущего каждому из них определ. комплекса интонаций, он показывает образы в развитии, передаёт смену психологич. состояний. Правдивость и простота муз. языка, связанного в своих истоках с мелодикой бытового лирич. романса, способствовали тому, что опера очень скоро завоевала широкую популярность.
В операх «Орлеанская дева» и «Мазепа» Ч. вновь обращается к историч. тематике, выбирая остродрам. сюжеты с напряжённо развивающимся действием. Обе оперы изобилуют конфликтными ситуациями и широко развёрнутыми, эффектными массовыми сценами. Однако и здесь осн. внимание композитор уделяет психологич. драме, а историч. события служат лишь фоном для неё. Особое место в оперном творчестве Ч. занимает «Чародейка», в к-рой бытовой сюжет поднят до уровня трагедии. Психологич. драма, основанная на столкновении сильных страстей и характеров, соединяется в этой опере с нар. драмой. Яркие динамичные нар. массовые сцены представляют собой не только живописный жанровый фон, но и несут важную драматургич. нагрузку.
Вершина оперного реализма Ч. — «Пиковая дама» — занимает такое же место среди его опер, как 6-я симфония в ряду симф. произв. Роковое противоречие между страстным порывом, безраздельно охватывающим человека, и жестокой действительностью, разрушающей мечты о счастье, приобретает здесь характер трагич. коллизии. Гл. действующие лица гибнут в неравной борьбе с силами, враждебными их стремлениям. В раскрытии сложного душевного мира своих героев Ч. проявляет необычайную психологич. проницательность и глубину понимания человеческих характеров.
Единству и цельности сквозного действия способствует непрерывность симф. развития в опере. Осн. движущие силы трагич. конфликта охарактеризованы с помощью неск. контрастных муз. тем, к-рые вступают в сложные взаимодействия в ходе драм. развития. При этом степень симф. концентрации вырастает по мере усиления драм. напряжённости и приближения к катастрофе. Последняя (одноактная) опера Ч. — «Иоланта» — один из прекраснейших образцов его светлой жизнеутверждающей лирики. Непрерывно нарастающее стремление к свету и радости составляет осн. сквозную линию всего действия.
Выдающееся новаторское значение имела деятельность Ч. в области балетной музыки. Он реформировал традиц. «дивертисментный» тип классич. балета, насытив его непрерывным симф. развитием. Сказочные сюжеты служат композитору для воплощения реальных жизненных конфликтов. В «Лебедином озере» Ч. с вдохновенным лиризмом воспел поэзию чистой девичьей души, передал красоту и силу чувства любви и верности, преодолевающего все препятствия. По глубине и проникновенности воплощения лирич. начала балет «Лебединое озеро» подобен таким произв. Ч., как «Ромео и Джульетта» в области симф. музыки, «Евгений Онегин» среди его опер. Пафосом жизнеутверждения насыщена музыка балета «Спящая красавица». Осн. идея этого произв. — торжество света над мраком, добра над злом, жизни над смертью — выражена с помощью последовательного симф. развития контрастных тем, воплощающих антагонистичные, противоборствующие начала. Партитуре балета присущи необычайное разнообразие и гибкость муз.-хореографич. форм, сочная декоративность орк. красок. Высокое мастерство симф. развития в сочетании со смелой колористич. изобретательностью, остротой муз. характеристик отличают музыку балета «Щелкунчик», сказочной фабуле к-рого присущ глубокий философский смысл.
Среди др. муз.-театр. работ Ч. выделяется музыка к пьесе Островского «Снегурочка». Для этого соч. характерны любовное воспроизведение композитором картин нар. жизни, тонкое проникновение в интонац. строй рус. нар. песни.
В области камерно-инстр. музыки Ч. развивал в основном тот же круг образов, к-рый получил воплощение в его симф. творчестве. Им были созданы первые классич. образцы рус. струн. квартета. В 1-м и 2-м квартетах господствуют нар.-бытовые и лирич. образы (напр., популярное Andante cantabile из 1-го квартета, в к-ром использована тема нар. лирич. песни «Сидел Ваня на диване»), во многом близкие его ранним симфониям. Наиболее значителен 3-й квартет, проникнутый в целом скорбно-элегич. настроением, но в отд. моментах достигающий трагич. силы выражения. Своими масштабами и глубиной содержания выделяется трио «Памяти великого художника», о котором Ч. говорил, что это «симфоническая музыка, только прилаженная к трио». Произв. отличается подлинным симфонизмом, отчасти предвосхищая 6-ю симфонию. Струн. секстет «Воспоминание о Флоренции» соединяет лёгкость и прозрачность звучания с высоким полифонич. мастерством.
Большое распространение как на конц. эстраде, так и в быту получили фп. пьесы Ч., преим. лирические или жанрово-характеристические. Среди них выделяется цикл «Времена года» (1875-76), в к-ром даны поэтич. зарисовки картин рус. природы и быта. Одной из характерных особенностей фп. стиля Ч. является певучесть, вокальность. Нек-рым пьесам Ч. давал названия, заимствованные из вок. музыки (напр., романс, баркарола). Широко претворены в фп. творчестве Ч. также жанры популярных бытовых танцев. Наиболее крупным по масштабу из фп. произв. Ч. является монументальная «Большая соната» (1878), в к-рой композитор развивает традиции большой романтич. сонаты шумановского типа. К ней можно отнести определение, данное Р. Шуманом одной из его сонат, — «концерт без оркестра». К произв. виртуозно-конц. плана принадлежат также «Русское скерцо» (1867), «Думка» (1886).
Одну из важных областей творчества Ч. составляют романсы. Их огромная популярность обусловлена сердечностью тона, искренностью выражения человеческих чувств. Ч. стремился в романсах прежде всего к выпуклости осн. мелодич. образа, к-рый даётся им, как правило, в развитии. Подобно М. И. Глинке и А. С. Даргомыжскому, Ч. опирался на интонации и жанры бытового демократич. романса, творчески переосмысливая и углубляя их, выделяя и заостряя индивидуально-характерные черты. Эмоциональный диапазон вок. лирики Ч. очень широк — от тихой элегич. грусти и ласковости до высокого драматизма или страстного восторженного порыва. Среди лучших романсов — «Нет, только тот, кто знал», «Страшная минута», «Средь шумного бала», «Хотел бы в единое слово», «День ли царит», «Ночь» («Отчего я люблю тебя, светлая ночь»), «Мы сидели с тобой», «Растворил я окно», «Забыть так скоро», «То было раннею весной». Большинство романсов написано на слова рус. поэтов — А. К. Толстого, Л. А. Мея, К. Р. (К. К. Романова), Д. М. Ратгауза, А. Н. Плещеева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина, Я. П. Полонского.
Ч. принадлежат также лит. работы: стихотворения, либретто нек-рых его опер («Опричник», «Орлеанская дева», «Воевода» — совм. с Островским), учебник гармонии (1875), переводы на рус. язык ряда муз.-теоретич. трудов, текстов романсов и оперы «Свадьба Фигаро». Критич. статьи Ч. отличаются высокой принципиальностью, тонкостью эстетич. оценок, темпераментностью. Его борьба за верное понимание наследия Глинки, за широкое и всестороннее освоение заруб. классики, за подлинный профессионализм в иск-ве, решительные выступления в защиту Балакирева, Римского-Корсакова и др. совр. ему рус. музыкантов от нападок и преследований реакц. критики имели прогрессивное значение для развития отечеств. муз. культуры. Множество ценных высказываний как о собств. творчестве, так и по общим вопросам муз. эстетики содержит исключительная по своему богатству и содержательности переписка Ч.
Творчество Ч. ещё при жизни композитора получило широкое признание и стало неотъемлемой частью передовой рус. художеств. культуры. Его благотворное влияние испытали С. И. Танеев, А. К. Глазунов, Вас. С. Калинников, А. С. Аренский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и др. Ч. высоко ценили Э. Григ, А. Дворжак, Г. Малер, Я. Сибелиус и др. заруб. музыканты. В СССР творчество Ч. стало всенародным достоянием. Его произв. постоянно звучат с конц. эстрады, по радио. Оперы Ч. исполняются на мн. языках народов страны. Имя Ч. присвоено Моск. и Киевской консерваториям, ряду др. муз.-уч. заведений, Пермскому т-ру оперы и балета, конц. залу в Москве. Перед зданием Моск. консерватории установлен памятник Ч. (скульпторы В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская, З. Г. Иванова, арх. А. А. Заварзин, Д. В. Савицкий, 1954). Дом в Клину, в к-ром композитор провёл последние годы жизни и создал ряд великих произв., сохраняется как Дом-музей П. И. Чайковского. На родине Ч. — в г. Воткинске также создан Дом-музей. В с. Каменке (ныне Черкасской обл. УССР), где часто бывал и работал композитор, существует Лит.-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского. В 1958 учреждён Междунар. конкурс имени Ч. (проводится в Москве каждые 4 года).
Основные даты жизни и деятельности:
1840 — 25 IV. В семье начальника Камско-Воткинского завода Ильи Петровича Ч. родился сын Пётр.
1844-45 — Знакомство с произв. В. А. Моцарта, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, исполнявшимися оркестрионом в доме родителей. Особенно сильное впечатление от отрывков из оперы «Дон Жуан» Моцарта.
1845 — XI-XII. Начало обучения игре на фп. у М. П. Пальчиковой.
1849 — Переезд семьи Ч. в Алапаевск в связи с назначением отца управляющим Алапаевскими и Нижнекамскими заводами.
1850 — VII. Отъезд Ч. с матерью в Петербург — VIII. Посещение спектакля «Жизнь за царя» Глинки. — IX. Поступление в Уч-ще правоведения.
1852 — V. Переезд всей семьи Ч. в Петербург в связи с назначением отца на должность директора Технологич. ин-та.
1854 — 13 VI. Смерть матери Ч. — Осень. Первая мысль о сочинении оперы (создание поэтом В. И. Ольховским для Ч. либр. шуточно-фантастич. оперы «Гипербола»). — Уроки пения у Г. Я. Ломакина и участие в церк. хоре Уч-ща правоведения.
1855 — Начало занятий у Р. В. Кюндингера (фп.) и А. В. Кюндингера (генерал-бас).
1857-58 — Сочинение романса «Мой гений, мой ангел, мой друг» на сл. А. А. Фета.
1859 — 13 V. Окончание Уч-ща правоведения. — 3 VI. Поступление на службу в Мин-во юстиции.
1861 — VII-IX. Поездка за границу (Берлин, Гамбург, Антверпен, Брюссель, Лондон, Париж) в качестве переводчика с инженером В. В. Писаревым. — Осень. Начало занятий в Муз. классах РМО по теории музыки у Н. И. Зарембы.
1862 — IX. Занятия в Петерб. консерватории, созданной на основе Муз. классов РМО (по гармонии и контрапункту — у Зарембы, по инструментовке и сочинению — у А. Г. Рубинштейна). — X. Знакомство с Г. А. Ларошем.
1863 — III-IV. Выступления в концертах в качестве пианиста-аккомпаниатора. — V. Уход со службы. — Осень. Ч. даёт частные уроки игры на фп. и теории музыки. — 3 XII. Огромное впечатление от интродукции к опере «Руслан и Людмила», услышанной Ч. в симф. собрании РМО.
1864 — VII-VIII. Работа над увертюрой «Гроза» по драме А. Н. Островского. — Осень. Знакомство с А. Н. Серовым.
1865 — Лето. Работа над переводом с франц. яз. «Руководства к инструментовке» Ф. О. Геварта. — 30.VIII. Исп. «Характерных танцев» для оркестра Ч. в Павловске (дир. И. Штраус). — Исп. квартета B-dur на ученич. концерте Петерб. консерватории. — 14 XI. Первое выступление в качестве дирижёра (исп. увертюры F-dur для малого оркестра). — 29 XII. Исп. на публич. выпускном экзамене в Петерб. консерватории кантаты Ч. «К Радости» (сл. Ф. Шиллера). — 31 XII. Окончание консерватории с большой серебряной медалью.
1866 — 5 I. Переезд в Москву в связи с поступлением на должность преподавателя муз. классов Моск. отделения РМО. — Начало дружбы с Н. Г. Рубинштейном. — 10-18 I. Посещение Артистич. кружка, организованного А. Н. Островским и Н. Г. Рубинштейном. — 4 III. Исп. увертюры F-dur (2-я ред. — для большого симф. оркестра) в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — VII. Нервное заболевание, вызванное переутомлением во время работы над 1-й симфонией. — 1 IX. Торжеств. открытие Моск. консерватории, на к-ром Ч. исп. на фп. увертюру к опере «Руслан и Людмила». — XI. Знакомство с В. Ф. Одоевским. — Начало дружбы с Н. Д. Кашкиным, П. И. Юргенсоном. — 10 XII. Исп. в Москве скерцо из 1-й симфонии (дир. Н. Г. Рубинштейн).
1867 — III. Начало работы над оперой «Воевода» с автором либр. Островским. — XII. Речь Ч. (на франц. яз.). на торжеств. обеде в честь Г. Берлиоза. — Знакомство с В. В. Стасовым.
1868 — I. Знакомство с М. А. Балакиревым в Москве. — 3 II. Первое исп. 1-й симфонии в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 19 II. Выступление Ч. как дирижёра на концерте в пользу пострадавших от неурожая. — 10 III. Публикация в газ. «Современная летопись» первой муз.-критич. статьи Ч. «По поводу „Сербской фантазии“ г. Римского-Корсакова». — III-IV. Встреча с композиторами — членами «Могучей кучки» в Петербурге. — Посещение А. С. Даргомыжского. — X. Начало дружбы с франц. певицей Д. Арто.
1869 — 30 I. Премьера оперы «Воевода» в Большом т-ре в Москве. — 15 II. Первое исп. симф. поэмы «Фатум» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 6 VIII. Передача партитуры оперы «Ундина» в дирекцию имп. т-ров (не была пост.).
1870 — 4 III. Первое исп. увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — VI. Поездка в Мангейм на муз. фестиваль в честь 100-летия со дня рождения Л. Бетховена. — 18 XII. Исп. хора эльфов из оперы «Ундина» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).
1871 — Концерт из произв. Ч. в Благородном собрании в Москве (в программе — 1-й струн. квартет, фп. пьесы, романсы и др.). — XI. Начало сотрудничества в газ. «Современная летопись» в качестве муз. критика.
1872 — 31 V. Исп. Кантаты, посв. 200-летию со дня рождения Петра I, на открытии Политехнич. выставки в Москве (дир. К. Ю. Давыдов).
1873 — 26 I. Первое исп. 2-й симфонии в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 11 II. Премьера «Снегурочки» Островского с музыкой Ч. в Малом т-ре в Москве. — 7 XII. Первое исп. симф фантазии «Буря» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).
1874 — 10 III. Первое исп. 2-го квартета в Москве. — 12 IV. Премьера оперы «Опричник» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 22 XI. Исп. увертюры к опере.Кузнец Вакула" в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).
1875 — 4 V. Премьера оперы «Опричник» в Большом т-ре в Москве. — 13 (25) X. Первое исп. 1-го концерта для фп. с оркестром в Бостоне (пианист X. фон Бюлов; в России впервые исп. Г. Г. Кроссом — 1 XI в Петербурге). — 7 XI. Первое исп. 3-й симфонии в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).
1876 — 1 (13) I. Исп. 1-го квартета в Бостоне. — Огромное впечатление от оперы «Кармен», слышанной в Париже 8 (20) II. — II. Отказ от сотрудничества в газ. «Современная летопись». — 11 III. Исп. 1-го концерта для фп. с оркестром в Лондоне (пианист Э. Данрейтер). — 14 III. Исп. кантаты Ч. в честь юбилея О. А. Петрова в Петербурге. — VIII. Поездка в Байрёйт на вагнеровские торжества — 31 VII (12 VIII). Знакомство с Р. Вагнером. — 1 (13) VIII. Знакомство с Ф. Листом. — 24 XI. Премьера оперы «Кузнец Вакула» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 30 XI (12 XII). Исп. увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» в Вене (дир. X. Рихтер.) — XII. Знакомство с Л. Н. Толстым в Москве. — Начало переписки с H. P. фон Мекк.
1877 — 20 II. Премьера балета «Лебединое озеро» в Большом т-ре в Москве. — 25 II. Первое исп. симф. фантазии «Франческа да Римини» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 6 VII. Женитьба на А. И. Милюковой. — IX-X. Разрыв с женой и отъезд за границу. — 18 XI. Первое исп. «Вариаций на тему рококо» в Москве (виолончелист В. Ф. Фитценгаген). — Начало материальной поддержки со стороны фон Мекк.
1878 — 10 II. Первое исп. 4-й симфонии в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 28 VIII (9 IX). Исп. 1-гo концерта для фп. с оркестром в 1-м рус. концерте на Парижской выставке в зале Трокадеро (пианист Н. Г. Рубинштейн) — 2 (14) IX. Исп. симф. фантазии «Франческа да Римини» в Берлине (дир. Б. Бильзе). — 8 (20) IX. Исп. «Меланхолической серенады» и «Вальса-скерцо» Ч. в 3-м рус. концерте на Парижской выставке в зале Трокадеро (скрипач С. К. Барцевич, дир. Н. Г. Рубинштейн). — 2 X. Уход из Моск. консерватории. — 9 (21) XII. Исп. симф. фантазии «Франческа да Римини» в Нью-Йорке.
1879 — 27 I (8 II). Исп. 3-й симфонии в Нью-Йорке. — 25 II (9 III). Исп. симф. фантазии «Буря» в Париже. — 17 III. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Малом т-ре в Москве силами учащихся Моск. консерватории под упр. Н. Г. Рубинштейна. — VI. Исп. 1-го концерта для фп. с оркестром и «Вариаций на тему рококо» на Муз. фестивале в Висбадене. — 21 X. Первое исп. «Большой сонаты» для фп. в Москве Н. Г. Рубинштейном. — 8 XII. Первое исп. 1-й сюиты для оркестра в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн).
1880 — 13 (25) I. Исп. 4-й симфонии в Париже (дир. Э. Колонн). — 25 III. Концерт из произв. Ч. в Петербурге (дир. Э. Ф. Направник). — 6 XII. Первое исп. «Итальянского каприччио» в Москве (дир. Н. Г. Рубинштейн). — 18 XII. Первое исп. Литургии св. Иоанна Златоуста хором под упр. Сазарова.
1881 — 11 I. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Большом т-ре в Москве. — 13 II. Премьера оперы «Орлеанская дева» в Мариинском т-ре в Петербурге. — VI-X. Работа по подготовке Полн. собр. духовных соч. Д. С. Бортнянского. — 24 XI (6 XII). Посещение концерта в честь 70-летия Листа в Риме. — 22 XI (4 XII). Первое исп. концерта для скрипки с оркестром в Вене (скрипач А. Д. Бродский; в России впервые исп. им же 8 VIII 1882).
1882 — 16 I. Исп. серенады для струн. оркестра в Москве (дир. м. Эрдмансдерфер). — 18 V. Первое исп. 2-го концерта для фп. с оркестром в Москве (пианист С. И. Танеев). — 16 (28) VII. Премьера оперы «Орлеанская дева» в Праге. — 8 VII. Концерт из произв. Ч. на Всероссийской промышленно-художеств. выставке в Москве (дир. И. К. Альтани). — 18 X. Первое исп. трио «Памяти великого художника» (Танеев, И. В. Гржимали, В. Ф. Фитценгаген).
1883 — 25 IV. Пост. оперы «Евгений Онегин» силами Муз.-драм. кружка в Петербурге. — 15 I. Исп. кантаты «Москва» в Грановитой палате оркестром и хором Большого т-ра под упр. Направника. — 22 X. Исп. «Торжественной увертюры „1812 год“» в Москве (дир. Эрдмансдерфер).
1884 — 3 II. Премьера оперы «Мазепа» в Большом т-ре в Москве. — 4 II. Первое исп. 2-й сюиты для оркестра в Москве (дир. Эрдмансдерфер). — 6 II. Премьера оперы «Мазепа» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 19 X. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Мариинском т-ре. — 30 X. Получение от М. А. Балакирева программы для симфонии «Манфред» — XI. Присуждение Ч. Глинкинской пр. за увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта».
1885 — 12 I. Первое исп. 3-й сюиты для оркестра в Петербурге (дир. Бюлов). — 10 II. Избрание Ч. одним из директоров Моск. отделения РМО. — 14 II. Переезд в с. Майданово (окрестности Клина). — 22 II. Первое исп. «Концертной фантазии» для фп. с оркестром в Москве (пианист Танеев).
1886 — 20 I. Открытие по инициативе и при материальной поддержке Ч. школы в Майданово. — 11 III. Первое исп. симфонии «Манфред» в Москве (дир. Эрдмансдерфер). — 19 IV. Концерт из произв. Ч. в Тбилиси, на к-ром присутствовал автор (дир. М. М. Ипполитов-Иванов). — VI. Знакомство Ч. с Л. Делибом, А. Тома, Г. Форе, Л. А. Бурго-Дюкудре и др. франц. музыкантами в Париже. — 10 (22) XI. Исп. симфонии «Манфред» в Нью-Йорке (дир. Т. Томас). — XI. Присуждение Ч. Глинкинской пр. за симф. фантазию «Франческа да Римини».
1887 — 19 I. Премьера оперы «Черевички» в Большом т-ре в Москве (дир. Ч.). — II. Концерт из произв. Ч. в Париже с участием Л. Дьемера, Ж. Марсика, А. А. Брандукова. — 20 X. Премьера оперы «Чародейка» в Мариинском т-ре в Петербурге (дир. Ч.). — 14 XI. Первое исп. сюиты «Моцартиана» в Москве (дир. Ч.).
1888 — III. Триумфальная конц. поездка по городам Европы (Лейпциг, Гамбург, Берлин, Прага, Париж, Лондон), во время к-рой Ч. дирижировал исп. своих произв. Знакомство с Э. Григом, Р. Штраусом, Г. Малером, А. Дворжаком, Ш. Гуно и др. выдающимися европ. музыкантами. — IV. Переезд из Майданово в с. Фроловское. — 5 XI. Первое исп. 5-й симфонии в Петербурге (дир. Ч.). — 10 XI. Первое исп. увертюры «Гамлет» в Петербурге (дир. Ч.). — 24 XI (6 XII). Премьера оперы «Евгений Онегин» в Праге (дир. Ч.). — 10 и 11 XII. Концерты из произв. Ч. в Москве (дир. Ч.). — 17 XII. Исп. фантазии «Буря» в Рус. симф. концертах (дир. Ч.).
1889 — III. Вторая заруб. конц. поездка Ч. (Кёльн, Франкфурт-на-Майне, Дрезден, Берлин, Женева, Гамбург, Лондон). — Знакомство с И. Брамсом в Гамбурге. — 25 IV (7 V). Концерт из произв. Ч. в Париже. — V. Присутствие на экзаменах в Моск. консерватории: Ч. особо выделил С. В. Рахманинова (поставил ему отметку 5+, окружив её крестами со всех сторон). — 14 X. Визит к А. П. Чехову, к-рый посв. Ч. сб. рассказов «Хмурые люди». — 28 X. Концерт под упр. Ч. в Москве (в программе — произв. В. А. Моцарта, Танеева, Глинки и собственные). — 11 XI. Концерт под упр. Ч. в Москве. — 19 и 20 XI. Концерт из произв. А. Г. Рубинштейна в связи с 50-летием его артистич. деятельности (в Петербурге, дир. Ч.). — 25 XI. Концерт под упр. Ч. в Москве в пользу вдов и сирот артистов.
1890 — 3 I. Премьера балета «Спящая красавица» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 19 I. Начало работы над оперой «Пиковая дама» (опера сочинена в 44 дня; партитура окончена 8 VI). — XI. Чествование Ч. в Петерб. консерватории по поводу 25-летия его муз. деятельности. — 5 XII. Премьера оперы «Пиковая дама» в Мариинском т-ре в Петербурге. — 17 XII. Премьера оперы «Пиковая дама» в Киеве, на к-рой присутствовал Ч. — XII. Прекращение переписки с фон Мекк.
1891 — 3 II. Участие Ч. как дирижёра в концерте в пользу школ С.-Петерб. жен. патриотич. об-ва. — 9 II. Пост. «Гамлета» Шекспира с музыкой Ч. в Михайловском т-ре в Петербурге. — 24 III (5 IV). Концерт из произв. Ч. в Париже (дир. Ч.). — IV — V. Конц. поездка в США (Нью-Йорк, Балтимор, Филадельфия). — 14 X. Пост. «Гамлета» с музыкой Ч. в Малом т-ре в Москве. — 4 XI. Премьера оперы «Пиковая дама» в Большом т-ре в Москве. — 6 XI. Первое исп. симф. баллады «Воевода» в Москве (дир. Ч.). — 1 XII. Участие Ч. как дирижёра в концерте в пользу голодающих (Петербург). — 21 и 22 XII. Концерты из произв. Ч. в Москве (дир. Ч.).
1892 — 2 I. Концерт из произв. Ч. в Варшаве (дир. Ч.). — 7 (19) I. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Гамбурге (дир. Г. Малер). — 7 III. Участие Ч. в концерте РМО в Петербурге, где он дирижировал своими произв. — 20, 22 и 26 IV. Спектакли «Фауст», «Демон» и «Евгений Онегин» в Оперном т-ве И. П. Прянишникова в Москве, к-рыми дирижировал Ч. — IV. Переезд в Клин, где Ч. арендовал дом. — 30 IX (12 X). Премьера оперы «Пиковая дама» в Праге. — XI. Избрание Ч. чл.-корр. парижской Академии изящных иск-в. — 25 XI. Первое исп. секстета «Воспоминание о Флоренции» в Петерб. об-ве камерной музыки. — 6 XII. Премьера оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик» в Мариинском т-ре в Петербурге.
1893 — 16 I. Концерт из произв. Ч. в Одессе (дир. Ч.). — 21 I. Участие Ч. как дирижёра в концерте в пользу нуждающихся учеников Ришельевской гимназии (Одесса). — 22 I. Участие Ч. как дирижёра в благотворит. концерте Славянского об-ва (Одесса). — 24 I. Участие Ч. в концерте РМО в Одессе в качестве дирижёра. — 4 II. Начало работы над 6-й симфонией (окончена 24 III). — 14 II. Участие Ч. в качестве дирижёра в концерте в пользу вдов и сирот артистов в Москве. — 7 III. Исп. сюиты из балета «Щелкунчик» в Москве (дир. Ч.). — 14 III. Концерт из произв. Ч. в Харькове (дир. Ч.). — 20 V (1 VI). Исп. 4-й симфонии в Лондоне (дир. Ч.). — 1 (13) VI. Избрание Ч. почётным доктором Кембриджского ун-та. — 16 X. Первое исп. 6-й симфонии в Петербурге (дир. Ч.). — 21 X. Тяжёлое заболевание. — 25 X. Смерть Ч. в Петербурге. — 29 X. Похороны на кладбище Александро-Невской лавры (ныне — Некрополь мастеров иск-в в Ленинграде).
Литературные сочинения:
По поводу «Сербской фантазии» г. Римского-Корсакова, «Современная летопись», 1868, 10 марта; Возобновление «Руслана и Людмилы», «Русские ведомости», 1872, 17 сент.; Третье и четвертое симфоническое собрание Музыкального общества (о Р. Вагнере), там же, 1872, 29 ноября; Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1872; Начало концертного сезона (о Г. Берлиозе), «Русские ведомости», 1873, 10 марта; Четвёртая неделя концертов (о X. Бюлове), там же, 1874, 20 марта; Второе симфоническое собрание (о 7-й симфонии Бетховена), там же, 1874, 27 ноября; Вторая концертная неделя. Девятое собрание Музыкального общества (об А. Г. Рубинштейне), там же, 1875, 19 марта; Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России, М., 1875; Вагнер и его музыка (в пер. на англ. яз.), «Morning journal», 1891, 3 May; Из дневника П. И. Чайковского. (Автобиографическое описание путешествия за границу в 1888 году), «Русский вестник», 1894, кн. 2; Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898, под назв.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; Дневники П. И. Чайковского, подготовлены к печати Ип. И. Чайковским, М.-П., 1923. Письма: Булгаков В., Письма: П. Чайковского к А. Я. Александровой-Левенсон, «Сибирский наблюдатель», 1905, кн. 10; В. В. Стасов и П. И. Чайковский. Неизданные письма, «Русская мысль», 1909, кн. 3; Переписка М. А. Балакирева и П. И. Чайковского, СПБ, (1912); Письма: П. И. Чайковского и С. И. Танеева, М., (1916); Письма: П. И. Чайковского к А. И. и Н. А. Губерт, в сб.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, (т.) 1 — Чайковский, П., 1920 (на обложке 1918); Из писем П. И. Чайковского (к И. В. Шпажинскому), «Культура театра», 1921, No 6; Переписка П. И.Чайковского с Бесселем, «К новым берегам», 1923, No 1-2; Письма: П. И. Чайковского к Бесселю, «Музыкальная новь», 1923, No 1, 3; Чайковский. Воспоминания и письма, под ред. Игоря Глебова, П., 1924; Попов С. М., Переписка П. И. Чайковского с М. М. Ипполитовым-Ивановым и его женой В. М. Зарудной-Ивановой, «Искусство», кн. 4, М., 1927; Переписка с Н. Ф. фон-Мекк, (т.) 1-3, (М.-Л.), 1934-36; Попов С., А. Н. Островский и П. И. Чайковский (переписка), в кн.: А. Н. Островский и русские композиторы, М.-Л., 1937; Переписка с П. И. Юргенсоном, т. 1-2, М., 1938-52; Неизданные письма П. И. Чайковского к В. В. Бесселю, «СМ», 1938, No 6; Переписка (с разными лицами), в кн.: Чайковский на московской сцене, М.-Л., 1940; Новые автографы и неизданные письма П. И. Чайковского, в кн.: Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1941; Переписка П. И. Чайковского и А. К. Глазунова, в кн.: Советская музыка, сб. 3, М.-Л., 1945; Переписка П. И. Чайковского и Г. Л. Катуара, там же; Переписка П. И, Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, там же; Письма: к чешским музыкантам, «СМ», 1952, No 7; Неизвестные письма Чайковского и Римского-Корсакова (письмо Чайковского Ч. Петерссену, 1893), «СМ», 1953, No 10; Письма: к близким. Избранное, М., 1955; Андроников И. Л., Письмо Чайковского (H. P. Соловьеву), «СМ», 1956, No 4; Письма: П. И. Чайковского к Л. Кубе, в кн.: Из истории русско-чешских музыкальных связей, сб. 2, М., 1956; Новые материалы о П. И. Чайковском. Письма: Чайковского к Б. Корсову. Неопубликованное письмо А. Бродскому, «СМ», 1959, No 1; Цуккерман В., Об одном педагогическом опыте Чайковского. Письма: П. И. Чайковского В. А. Пахульскому, там же, 1959, No 12; Из переписки с П. И. Чайковским (В. И. Сафонова), в кн.: Равичер Я. И., В. И. Сафонов, М., 1959; Переписка Э. Ф. Направника (и В. Э. Направника) с П. И. Чайковским, в кн.: Э. Ф. Направник. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма, Л., 1959; Письма: Чайковского зарубежным музыкантам (X. Бюлову и др.), «СМ», 1960, No 5; Переписка (М. А. Балакирева) с П. И. Чайковским, в кн.: М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962; Письма: к В. Бурместеру, в кн.: Музыкальное наследство. Сборники по истории музыкальной культуры СССР, т. 1, М., 1962; Переписка Грига с Чайковским, в кн.: Левашева О. Е., Э. Григ, М., 1962 (Приложение II); Переписка А. И. Зилоти с П. И. Чайковским, в кн.: А. И. Зилоти. Воспоминания и письма, Л., 1963; Из писем П. И. Чайковского (О. О. Палечеку, Э. Зауэру и др.), «СМ», 1965, No 9; Письма: П. И. Чайковского Ф. Маккару, там же, 1970, No 9; Переписка Н. А. Римского-Корсакова с П. И. Чайковским, в кн.: Римский-Корсаков H. A., Полн. собр. соч., Лит. произведения и переписка, т. VII, М., 1970; П. И. Чайковский о композиторском мастерстве. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина, М., 1952, под назв.: П. И. Чайковский о композиторском творчестве и мастерстве, 1964; П. И. Чайковский о народном и национальном элементе в музыке. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина, М., 1952, под назв.: П. И. Чайковский о России и русской культуре, 1961; П. И. Чайковский о программной музыке. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина, М.-Л., 1952, под назв.: П. И. Чайковский о симфонической музыке, М., 1963; П. И. Чайковский об опере. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина, М.-Л., 1952, под назв.: П. И. Чайковский об опере и балете, М., 1960; П. И. Чайковский и народная песня. Избранные отрывки из писем и статей, сост., ред. и коммент. Б. И. Рабиновича, М., 1963.
Литература:
(Кашкин Н. Д.), «Воевода», опера г. Чайковского, «Русские ведомости», 1869, 5 февр.; его же, «Лебединое озеро» — балет, музыка соч. г. Чайковского, там же, 1877, 25 февр.; его же, 25-летие деятельности П. И. Чайковского, «Русское обозрение», 1890, авг.; его же, П. И. Чайковский, «Артист», 1890, кн. 8; его же, П. И. Чайковский, «Русские ведомости», 1893, 6 нояб.; его же, П. И. Чайковский. Опыт характеристики его значения в русской музыке, «Русское обозрение», 1893, дек.; его же, П. И. Чайковский и его жизнеописание, «Московские ведомости», 1902, 11 янв., 14 мая, 11 июня, 20 авг., 1903, 16 марта, 27 июня; его же, Памяти П. И. Чайковского, «Русское слово», 1908, 25 окт.; см. также в кн.: Кашкин Н. Д., Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1896, 1954; его же, Из воспоминаний о П. И. Чайковском, в кн.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, (т.) 1 — П. И. Чайковский, П., 1920 (на обложке 1918); его же, Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Ларош Г. A., Новая русская опера: «Воевода» г. Чайковского..., «Современная летопись», 1869, 9 февр., его же, Русская музыкальная композиция наших дней (о творчестве Чайковского), «Голос», 1873, 28 ноября; его же, Музыкальная хроника (Чайковский — дирижёр), «Московские ведомости», 1889, 31 окт.; его же, П. И. Чайковский. (Некролог), «Театральная газета», 1893, 27 окт.; его же, Несколько слов о П. И. Чайковском, там же, 1893, 29 окт.; его же, Воспоминания о П. И. Чайковском, «Новости и биржевая газета», 1893, 23 ноября; его же, Из моих воспоминаний о П. И. Чайковском, «Северный вестник», 1894, No 2, 1897, No 9-10; его же, Памяти П. И. Чайковского, «ЕИТ», сезон 1892-93, СПБ, 1894; его же, Чайковский как драматический композитор, там же, сезон 1893-94, Приложения, кн. 1, СПБ, 1894; см. также книги: Ларош Г. A., Собрание музыкально-критических статей, т. II (О П. И. Чайковском), ч. 1-2, М.-П., 1922-24; его же, Избр. статьи, под общ. ред. А. А. Гозенпуда, вып. 2 — П. И. Чайковский, Л., 1975; Стасов В. В., (Заметка на статью П. И. Чайковского), «С.-Петербургские ведомости», 1869, 14 мая; его же, Наша музыка за последние 25 лет, «Вестник Европы», 1883, No 10; см. также в кн.: Стасов В. В., Статьи о музыке, вып. 2-4, М., 1976-78; (Кюи Ц. A.), Музыкальные заметки. «Опричник», опера г. Чайковского, «С.-Петербургские ведомости», 1874, 23 апр.; его же, Русский романс. Очерк его развития, СПБ, 1896; см. также кн.: Кюи Ц. A., Избранные статьи, Л., 1952; Баскин В. С., Русские композиторы, (т. 4) — П. И. Чайковский. (Очерк его деятельности), СПБ, 1895; Tимофеев Г. Н., П. И. Чайковский в роли музыкального критика, «РМГ», 1899, No 29-34, также отд. оттиск, (СПБ, 1899); Чайковский М. И., Жизнь П. И. Чайковского, (т. 1-3), М.-Лейпциг, (1900-02), т. 1, 1903; Половцов А. В., П. И. Чайковский как писатель, М., 1903; Липаев И. В., П. И.Чайковский. (Биографический очерк), М.-Лейпциг, 1905; Клименко И. A., П. И. Чайковский. Краткий биографический очерк, (М.), 1909; Коптяев А. П., История новой русской музыки в характеристиках, вып. 1 — П. И. Чайковский, СПБ, 1909, 1913; Оссовский А. В., П. И.Чайковский, «Музыка», 1911, No 30; Знгель Ю. Д., В oпepe. Сб. статей об операх и балетах, (М.), 1911; его же, Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. 1898-1918, М., 1971; Мясковский Н. Я., Чайковский и Бетховен, «Музыка», 1912, No 77; то же, в сб.: Н. Я. Мясковский, т. 2 — Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы, М., 1960, т. 2 — Литературное наследие. Письма:, 1964; Гунст. E. О., О композиторской работе П. И. Чайковского, «Маски», 1913/1914, No 2; «Солнце России», 1913, No 44 (спец. номер памяти П. И. Чайковского); Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Музыкальная реставрация опер Чайковского в б. Мариинском театре, «Бирюч Петроградских гос. академических театров», (т.) 2, 1920; его же, П. И. Чайковский, Его жизнь и творчество, П., 1922; его же, Чайковский. Опыт характеристики, П., 1922; его же, К истории издания и постановки оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», в кн.: Орфей, кн. 1, П., 1922; его же, Инструментальное творчество Чайковского, П., 1922; его же, Симфонические этюды, П., 1922, Л., 1970; его же, Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., (1930), то же, под назв.: Русская музыка. XIX и начало XX века, Л., 1968, Л., 1979; его же, Творчество Чайковского, в сб.: «Пиковая дама»..., к сорокапятилетию со дня первой постановки на сцене б. Мариинского театра, Л., 1935; его же, Памяти П. И. Чайковского, Л.-М., 1940; его же, Памяти Чайковского (к 50-летию со дня смерти), «Славяне», 1943, No 12; его же, «Евгений Онегин». Лирические сцены П. И. Чайковского. Опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии, М.-Л., 1944; его же, Композитор-драматург П. И. Чайковский, в кн.: Театр. Сб. статей и материалов, М., 1944; его же, О направленности формы у Чайковского, в кн.: Советская музыка, сб. 3, М.-Л., 1945; то же, в его кн.: Избранные статьи о русской музыке, вып. 1, М., 1952; его же, «Чародейка». Опера П. И. Чайковского. Опыт раскрытия интонационного содержания, М.-Л., 1947; см. также книги: Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 2 — Избранные работы о П. И. Чайковском (и др. композиторах), М., 1954; его же, О музыке Чайковского. Избранное, Л., 1972; его же, О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания, Л., 1974; его же, Об опере. Избранные статьи, Л., 1976; Прошлое русской музыки, материалы и исследования, (т.) 1 — П. И. Чайковский, П., 1920; Толстой С. Л., Лев Толстой и Чайковский. Их знакомство и взаимоотношения, в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, под ред. К. А. Кузнецова, т. 1, М., 1924; Яковлев В. В., П. И. Чайковский и Н. Г. Рубинштейн. (1861-1881), там же; его же, Чайковский в поисках оперного либретто, в кн.: Музыкальное наследство. Сб. материалов по истории музыкальной культуры в России, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, вып. 1, М., 1935; его же, Чайковский — дирижёр, «СМ», 1940, No 5-6; его же, П. И. Чайковский. К 50-летию со дня смерти, Ижевск, 1943; его же, Пушкин и музыка, М., 1949, М., 1957; его же, Бородин и Чайковский, «СМ», 1954, No 1; см. также в кн.: Яковлев В. В., Избранные труды о музыке, т. 1 — П. И. Чайковский, М., 1964; Луначарский А. В., Чайковский и современность, «Красная газета». Вечерний вып., 1928, 9 окт.; см. также в его кн.: В мире музыки, М., 1958, 1971; Финдейзен H. P., Камерная музыка Чайковского, М., 1930; Соллертинский И. И., П. И. Чайковский. К 40-летию со дня смерти, «Рабочий и театр», 1933, No 33; его же, Чайковский и русский симфонизм, в сб.: «Пиковая дама»..., К 45-летию со дня первой постановки на сцене бывшего Мариинского театра, (Л.), 1935; см. также в книгах: Соллертинский И. И., Критические статьи, Л., 1963; его же, Статьи о балете, Л., 1973; Будяковский А. Е., Чайковский. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1935, 1938; его же, Русский национальный гений, «СМ», 1940, No 5-6; «Пиковая дама»..., Сборник статей и материалов к постановке оперы... В. Э. Мейерхольдом в Гос. академическом малом оперном театре, М., 1935; Житомирский Д. В., Симфоническое творчество Чайковского, М., 1936; его же, Заметки об инструментовке Чайковского, в кн.: Советская музыка, сб. 3, М.-Л., 1945; его же, Балеты Чайковского..., М.-Л., 1950, М., 1957; Ярустовский Б. М., Облик Чайковского, «СМ», 1938, No 6; его же, П. И. Чайковский. Жизнь и творчество, М., 1940; его же, Вопросы оперной драматургии П. И. Чайковского, «СМ», 1940, No 1, 5-6; то же, в кн.: Театр. Сб. статей и материалов, М., 1944; его же, Оперная драматургия Чайковского, М.-Л., 1947; Альшванг A. A., Романсы Чайковского, «СМ», 1939, No 9-10, 1940, No 1; его же, Последняя симфония Чайковского, «СМ», 1940, No 5-6; его же, Опыт анализа творчества П. И. Чайковского. (1864-1878), М.-Л., 1951; его же, Песенные истоки симфонизма Чайковского, «СМ», 1955, No 6; см. также в книгах: Альшванг A. A., Избранные статьи, М., 1959; его же, П. И. Чайковский, М., 1959, 1970; его же, Избранные сочинения, т. 1, М., 1964; Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества, М.-Л., 1940; Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни, М.-Л., 1940; Чайковский и театр. Статьи и материалы, М.-Л., 1940; П. И. Чайковский и В. Ф. Одоевский (письма Одоевского к Чайковскому, подготовил к печати В. А. Киселев), «СМ», 1940, No 5-6; Асланишвили Ш. С., П. И. Чайковский в Грузии, Тб., 1940; Бернандт. Г. В., П. И. Чайковский. Краткий очерк..., М.-Л., 1940; его же, Чайковский — публицист, «СМ», 1940, No 3; Богданов-Березовский В. М., Оперное и балетное творчество Чайковского, Л.-М., 1940; Данилевич Л., О симфонизме Чайковского, «СМ», 1940, No 1, 5-6; его же, П. И. Чайковский, M.-Л., 1950; Корганов В. Д., Чайковский на Кавказе, Ер., 1940; Кремлев Ю. A., Некоторые истоки мелодических интонаций Чайковского, «СМ», 1940, No 3; его же, Принципы симфонического развития у Чайковского, там же, 1940, No 5-6; его же, Симфонии П. И. Чайковского, М., 1955; его же, Шекспир в музыке Чайковского, в кн.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Шавердян А. И., Чайковский и русский оперный театр. в кн.: Чайковский и театр. Статьи и материалы, под ред. А. И. Шавердяна, М.-Л., 1940, то же, в его кн.: Избранные статьи, М., 1958; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова... (Сб. статей, Л.), 1941; Холодковский В. В., П. И. Чайковский, М., 1942; его же, Дом в Клину, М., 1959, 1975; Орлова Е. М., Романсы Чайковского, М.-Л., 1948; её же, П. И. Чайковский, М., 1980; Николаев A. A., Фортепианное наследие Чайковского, М.-Л., 1949, М., 1958; его же, Фортепианные произведения П. И. Чайковского, М., 1957; Автографы П. И. Чайковского в архиве Дома-музея в Клину. Справочник, (вып. 1)-2, М.-Л., 1950-52; Берлянд-Черная Е. С., Пушкин и Чайковский, (М.), 1950; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956 (гл. 9); Слонимский Ю. И., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Протопопов В. В. и Туманина Н. В., Оперное творчество Чайковского, М., 1957; Рабинович Д. A., Возрожденная симфония (Es-dur), «СМ», 1957, No 5; Домбаев Г. С., Музыкальное наследие Чайковского. Справочник, М., 1958; его же, Творчество П. И. Чайковского в материалах и документах, М., 1958; Кунин И. Ф., П. И. Чайковский, М., 1958; его же, П. И. Чайковский. К 125-летию со дня рождения, М., 1965; его же, Чайковский и Иоганн Штраус, «СМ», 1965, No 8; Mазель Л., Две заметки о взаимовлиянии оперных и симфонических принципов у Чайковского, «СМ», 1958, No 9; Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений, М., 1958; Раабен Л. Н., Скрипичные и виолончельные произведения П. И. Чайковского, М., 1958; Гозенпуд A. A., А. К. Глазунов и П. И. Чайковский, в кн.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма:, т. 1, Л., 1959; Хубов Г. Н., Величие и трагизм Чайковского, в его кн.: О музыке и музыкантах. М., 1959; Должанский А. Н., Музыка Чайковского. Симфонические произведения, Л., 1960; его же, Симфоническая музыка Чайковского. Избранные произведения, М.-Л., 1965; Федосюк Ю. A., Чайковский в родном городе, M., 1960; Туманина Н. В., Чайковский и музыкальный театр. М., 1961; ее же, Чайковский. Путь к мастерству. 1840-1877, М., 1962; её же, (Чайковский). Великий мастер. 1878-1893, М., (1968); Давыдов Ю. Л., Записки о П. И. Чайковском, М., 1962; его же, Клинские годы творчества Чайковского, (М.), 1965; Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1962, 1979; Балабанович Е. З., Чехов и Чайковский, М., 1962; его же, Чехов и Чайковский, М., 1970, 1978; Дрейден С. Д., Патетическая симфония, «СМ», 1965, No 4; Глиэр Р. М., Великий русский композитор, в кн.: Р. М. Глиэр. Статьи, воспоминания, материалы, т. 1, М.-Л., 1965; Конисская Л. М., Чайковский в Петербурге, Л., 1969, 1974; Чайковский и зарубежные музыканты. Избранные письма иностранных корреспондентов, (Л., 1970); Шамал И., П. И. Чайковский и «Умелецка беседа», в кн.: Пути развития и взаимосвязи русского и чехословацкого искусства, М., 1970; Цуккерман В. A., Выразительные средства лирики Чайковского, М., 1971; Блок В. М., Восстановление симфонии Es-dur Чайковского, в кн.: С. С. Богатырев. Исследования. Статьи. Воспоминания, М., 1972; Евсеев С. В., Народные песни в обработке П. И. Чайковского, М., 1973; Тюлин Ю. Н., Произведения Чайковского. Структурный анализ, М., 1973; П. И. Чайковский о музыке, о жизни, о себе. Литературная композиция А. А. Орловой, Л., 1976; Розанова Ю. A., Симфонические принципы балетов Чайковского, М., 1976; Аншаков Б. Я., Илья Петрович и Петр Ильич Чайковские, в кн.: И. П. Чайковский. Жизнь и деятельность, Ижевск, 1976; П. И. Чайковский. (Альбом), сост. П. Е. Вайдман, К. Ю. Давыдова, И. Г. Соколинская, М., 1978; Вайдман П., Три наброска П. И. Чайковского (к хору a cappella «Без поры да без времени»), «СМ», 1979, No 2; ее же, «...Аз принадлежу и есмь порождение Глинки», там же, 1979, No 7; Тирдатова Е., Образы Данте у Листа и Чайковского, в кн.: Из истории зарубежной музыки, вып. 3, М., 1979 (ГМПИ им. Гнесиных).
Ю. В. Келдыш; библиография составлена И. С. Поляковой
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Список сочинений Чайковского →
Оперное творчество Чайковского →
Балетное творчество Чайковского →
Симфоническое творчество Чайковского →
Фортепианное творчество Чайковского →
Вокальное творчество Чайковского →
Хоровое творчество Чайковского →